Пересказ русской народной сказки Репка

У большого посёлка  Чихачёво, на хуторе у села Находкино в маленькой покосившейся избушке жил дед Евсей, с женой Дарьюшкой и внучкой Машей. Давно это было. Так давно, что в Чихачёве не было не только интернета, но и электричества, каменной школы, библиотеки, больницы. Зато были каменная церковь и монастырь.
 
 Хутор у Евсея был не большой. Ни лошади, ни коровы у него не было. А были только коза Бешка, собака Жучка, да кошка Тучка. Евсей каждодневно Богу молился, на икону св. Марии крестился,  землю пахал, да лапти латал. Дарья была женой ладной, да хозяйкой славной: и хлеб спечёт, и холст соткёт, и пряжу спрядёт, и песни душевные тихонько поёт, душу греет. А по осени, как рожь поспеет, начнёт она серпом жать, да снопы вязать так, что иная молодуха за ней и не угонится. Сын Евсея с невесткой в самом Питере служить нанялся: «Землёй сыт не будешь. Хлопот – полон рот, а достаток с них - «кот наплакал». Осенью наешься, а к весне «зубы на полку клади», всё равно кусать нечего. А дочку они Евсею отдали. Без неё в Питере легче, да и ей в деревне здоровее. А чтоб не скучала, да не плакала – ей всякие гостинцы да подарки с оказией присылают, да Евсея с Дарьей наставляют: «Маша наша в Питере рождена, в Питерской Церкви окрещена. Её сам Батюшка в купели искупал, Машей нарёк. Она будет в бязи да маркизете ходить, в башмачках кожаных ступать, да с серебряной монистой играть. Так что Вы её берегите, рано-рано не будите. Хорошенечко кормите, да работой не загружайте. А мы вам денег присылать будем на нужду, да на пропитание.

 Евсей потужил, повздыхал: «Как без сына – мужика в хозяйстве управляться. Да и лета не те, да и силушка уже не та». Но сыну внучку беречь да баловать обещал. Как Дарьюшка её поднимает, да на работу куда отправляет, так Евсей ей приказывает Машу не трогать. Её сон да кожу от солнца, грязи да мороза поберечь.

 Время без остановки спешит – летит. Маленькая Маша выросла. Превратилась в красну – девицу 14 лет. Волосы в косу до пят убраны. Кожа, как снег – бела. Да ручки – ножки – что соломинки. Дед с бабушкой ей ничего делать не дают, вот она с того хлипкой и стала.

 Как-то весной мимо их избушки проходил молодой, да пригожий богомолец. На крест у дороги перекрестился и к Машеньке обратился: – Здравствуй, красавица. Иду на богомолье в Чихачёво. Иду из далече. Сделай милость, принеси водицы испить.
Машенька зарделась, ручкой прикрылась и говорит: – Подожди здесь добрый молодец. Сейчас в один миг обернусь.
Побежала, да за порог запнулась и упала. Встала, по стонала, но кружку с водой принесла.

 Молодой богомолец напился. Машеньке в ноги поклонился. Кружку ей возвратил и говорит: – Милая Машенька, спасибо за напиток и за старание. А скажи мне, красна – девушка, что у тебя такие тонкие ручки – ножки? Это от болезни или от лености?
Машенька нахмурилась и говорит обидчиво: – Не угадал, красный молодец. Не от болезни и не от лености, а от любви большой деда с бабушкой.
– Да как же это так?
– Они меня за куклу держат. С меня пылинки сдувают. Никакого дела не поручают.
– А сама – то ты, потрудиться хочешь?
– Об том день-деньской мечтаю, да разве с дедом поспоришь.
– Давай я с ним потолкую, вразумлю малость.
– Давай.

 А Евсей тем временем за домом огород копает – грядки делает. Подошёл к нему богомолец. Шапку снял. В пояс поклонился. – Бог в помощь. – желает.
– Спасибо. И тебе того же. – Евсей отвечает.
– А что сажать – растить собираешься?
– Да репу, горох, огурцы. Всё на зиму сгодится.
– А что ж, ты их на открытом месте хочешь посадить? Разве под крышей они не лучше расти будут?
– Да ты что, мил человек? Овощу солнышко и дождик нужен, чтобы силу – зрелость получить. Природа своё требует.
– Так что же, Вы хозяин, любезный, от солнышка и труда внучку Машеньку отстраняете. Ей так же, чтобы созреть, надо силу приложить, а природа ей затраченную силу сторицей воздаст.
– Молод ты ещё меня жизни учить. Иди куда тебе надобно, а меня не касайся, а то лопатой ненароком зашибить могу.
– Не хорошо говоришь, дедушка. Не по-божески. Лопата у тебя на благой труд дана, а не на злодеяние. Начнёшь ею махать – себя зашибёшь.
– А вот поглядим. – хотел замахнуться лопатой Евсей и, точно, себе по уху звезданул.

 Опустил лопату, перекрестился. – Что за диво?
– То и диво, что мне силу внушения Благородица дала. Что бы я добрые дела её именем делал.
Внучка твоя мне по сердцу пришлась. За неё я к божьему престолу молитву принесу, чтобы силу, стать и красоту получила. Но всё это не просто так появится, а через труд и старание.
Вот узелок махонький, там семя репки из святой земли. Пусть она сама грядку вскопает, семя посадит, будет его подкармливать – поливать. А придёт время урожай собирать, то и будет ей божья награда.
Сказал это богомолец, Маше узелок отдал, ещё раз поклонился и пошёл восвояси. А Маша про то услыхала, за лопатой побежала. Посадила она божье семечко. И так ей это дело понравилось, что она стала во всём помогать Евсею и Дарьюшке.

 Весна зиму прогоняет, лето весну провожает. А там, глядишь, и осень подступает, всё созревать и увядать заставляет. Хорошо созрели овощи на евсеевой грядке. Но самой большой и сочной уродилась репка из семечка богомольца.
Об этой репке слух пошёл по всему селу. Люди приходили посмотреть на это чудо. Его даже пытались ночью украсть плохие люди, да Бешка, Жучка и Тучка об том услышали, да прогнали плохих людей.

 А Машенька с Евсеем да Дарьюшкой выкопали чудную репку и подарили её монахам Чихачёвского монастыря, чтобы те её ели, да Богородицу славили.
Об этом случае написала псковская газета. И все поверили, что на Машеньке лежит божья благодать. От женихов у неё отбоя не было, хоть она и была бесприданница. А она согласилась стать женой  Фрола – молодца, соседского удальца. Он мужик был видный, красивый да ласковый. Да ещё на богомольца таинственного чуть – чуть похож. И, как всегда в сказках говорится: «Жили они долго и счастливо».


Рецензии
Репу помню по детству. Ели ее сырую и еще- тушеную в чугунке вместе с черным хлебом. Это было тогда для нас лакомством!

Виталий Овчинников   10.12.2020 19:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. В русской народной сказке Репка рассказывается, что большие семейные задачи могут быть решены только совместными усилиями всех членов семьи: "Дедка за репку; бабка за дедку; внучка за бабку; Жучка за внучку; Мурка за Жучку; Мышка за Мурку. Тянут - потянут, и вытянули Репку!" В наше демократическое время не так. Каждый сам по себе, за свой интерес, за свой кусок. А как же коллективная Репка? Каждый сам для себя покупает свою "Репку" в универсамах.
В моём пересказе в "демократический" порядок семьи вносится дополнение - это устранение от излишней заботы от всякой работы внучки. В современных семьях это обычное явление. В моей сказке сама внучка хочет поработать, а дед с бабушкой не дают. А по жизни внучка настолько привыкает к заботе о себе, что рассматривает близких как слуг, для которых есть только грубое обращение: - "Подай, прибери и пошёл вон". Это упрощение. На самом деле, такая барышня употребляет ещё более грубую, оскорбительную лексику. Она живет только своими интересами, нарушение которых вызывает истерическую и агрессивную реакцию. Да, это крайний, запущенный случай дурного воспитания. У многих детей нет агрессии или грубости, но нет и желания поддерживать свою семью в семейных заботах. Это свойство этого времени.
Спасибо за отклик. Всего Вам хорошего.


Евгений Радомысельский   11.12.2020 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.