Борька-алкаш

Сельский уклад жизни  определен веками: просыпаешься с петухами и ложишься заполночь. У крестьянина всегда много работы. Даже если во всем мире наблюдается научно-технический прогресс, рядового сельчанина он мало касается. В лучшем случае у него есть электрический сепаратор и культиватор. В основном,  орудиями труда остаются лопата, тяпка, грабли и коса. До определенного времени, главными развлечениями Богом забытой деревни были клуб, телевизор и сплетни.
   Широкая поступь нового времени, первым делом, раздавила культуру!
   Нет! Дом Культуры не закрыли. Его перестали отапливать и в нем перестали вести детские кружки.
    Единственной "форточкой в мир" для крестьянина стал телевизор. Новая власть меняла содержание программ, тематика фильмов оставляла желать лучшего (закупались-то дешевые). Слух резал мат, который допускался в ток-шоу.
     Наконец-то, россиянам “открыли”  глаза на то, как им плохо жилось при советской власти, даже личная жизнь прежних лидеров перестала быть табу.
      Над введением зрителя в состояние когнитивного диссонанса работали “высококлассные” специалисты.
    На “сладкое” подавались сериалы. В них рассказывалось о тяжелой жизни рабынь, горькой доле богатых, о печальной судьбе эмигрантов.
      После заэкранных историй крестьяне возвращались в свою реальность.
     Если испокон веков телят на Руси называли Мишками, Зорьками, Дочками и Ночками, то теперь со скотных дворов все чаще слышалось:"Изаура, Эстерсита, Рикардо, Марианна, Хосе…"
     Моя соседка Даша назвала теленка Борькой. И это не дань прошлому...
   Скорее, в имени том была надежда на лучшее будущее. Прототипом ведь был крепкий уральский мужик, добившийся большой должности в стране.
     Жизнь становилась хуже. Понимание того, что "мы - не рабы, рабы - не мы", сочувствие Изауре, скрашивали ее. Зарплату в совхозе перестали платить деньгами. Людям выдавали ее мясом, комбикормом, зерном, колбасой, маслом, баранами.
    В конце 20-го века, мы снова вернулись к натуральному обмену. Возникало ощущение, что проклятьем страны является ходить по замкнутому кругу. Мы вновь переживали похожие события с небольшими различиями.
    Единственной национальной валютой того исторического этапа стала бутылка. Уже было неважно, что в ней самогонка, или  самопальная водка. За бутылку можно было купить зерно, масло, бензин, солярку. Она могла служить расчетом за выполненную работу. Ее требовалось все больше и больше. Самопальщики, самогонщики плодились, как тараканы.
     Когда я слышу крылатое выражение: "Рояль в кустах", я думаю об одном рояле.
    На первое место по обороту алкоголя, в 90-е годы вышел спирт под названием, созвучным названию инструмента. Он был дешевый и "лился рекой", почти в буквальном смысле. Это был его "золотой" период!
    Первой диверсией новой власти было решение лишить государство контроля над алкогольным бизнесом. История каждого нувориша в те годы была связана с торговлей спиртного. Чуть ли не в каждом доме бодяжили горькую. Первыми скупать землю и строить коттеджи начали именно представители этого “бизнеса”.
      Крестьяне люди рациональные, расчетливые. Они гнали самогон на пшенице. Даша тоже этим грешила. Чтобы отработанная брага не пропадала, хозяйка поила ею скотину. Коровы пили ее неохотно, но быку Борьке бражка понравилась. Андрею, мужу Даши, понравился самогон. И тот, и другой просили от Дарьи свою порцию каждый день. Один из этой пары алкоголиков стал воровать у жены горькую и пить ее за домом, в сарае, за туалетом.
     Через год моя соседка решила свернуть свой “бизнес”. Он перестал быть выгодным, потому что уже половина товара уходила в глотку хозяина дома.
     Я шла мимо их дома. Даша меня остановила.
    Слово за слово “зацепилось” и мы, стоя по разные стороны щербатого забора, болтали о разном. Через несколько минут со стороны скотного двора послышался истошный рев быка. Я спросила:
 - Что случилось? Почему твой Борька не в стаде? Заболел?
  В сердцах махнув рукой, женщина с раздражением ответила:
 - Я же перестала гнать самогон. Бражки больше нет. Борька-алкаш привык, что я ему наливаю. Теперь он сбегает со стада, требует брагу. “Трубы" у него , видите ли,  горят. Андрей тоже просит поставить флягу. Замучили меня эти алкоголики.
  Я осторожно задала свой вопрос:
- А может не надо было его Борькой называть? "Как лодку назовешь, так она и поплывет"...

https://youtu.be/-NQ-LQCejes


Рецензии