Bruno walpoth

В итальянском городе Больцано живет и работает удивительный скульптор Бруно Уолпот (Bruno Walpoth) Своими деревянными людьми мастер начал заниматься еще в далеких 70-х годах, а уже в 1982 году добился невероятного успеха - фигуры Бруно впервые появились на выставке в Мюнхене. И вот, спустя почти 40 лет, его работы стали пользоваться огромной популярностью во всем мире. Сам Бруно считает, что деревянные творения должны быть доступны для всеобщего обозрения, и поэтому каждый желающий может полюбоваться его скульптурами на персональных выставках мастера. За свою карьеру Бруно Уолпот демонстрировал свои скульптуры более чем на 50 выставках в разных европейских странах. Уолпота называют современным папой Карло, и на его выставках всегда многолюдно.

Для своего творчества Бруно Уолпот предпочитает использовать древесину липы, лайма и ореха, и не только потому что ее легко обрабатывать. Цвет этой древесины наиболее близок к цвету человеческой кожи, а поскольку дерево - материал живой и теплый, такой же теплой, живой и приятной на ощупь будет и скульптура.
Навряд ли Бруно мечтал о лаврах Папы Карло, ведь резьба по дереву – это тот образ жизни, который он впитывал в себя с самого юного возраста, потому, что родился в Ортизеи - одной из трех деревень в Валь-Гардене, регионе, известном на протяжении четырех веков своей непрерывной традицией резьбы по дереву, от простых деревянных игрушек до самых сложных в техническом плане церковных алтарей. Его дед был великолепным резчиком. Бруно всерьёз начал заниматься резьбой с 14 лет, а в 19 поступил в Мюнхенскую Академию искусств. Своё начало Академия берёт в основанной в 1770 году баварским курфюрстом Максимилианом III Иосифом Школы-академии художников и скульпторов. Официальным днём создания Академии, однако, считается 13 мая 1808 года, когда король Баварии Максимилиан I открывает Королевскую академию изобразительных искусств.

И хотя у скульптора есть работы и в металле, но предпочтение он, всё же, однозначно отдает дереву, позволяющему весьма разнообразно обрабатывать и отделывать поверхность скульптуры. Одну и ту же фигуру скульптор может повторно вырезать из различных пород дерева, варьируя манеру обработки. В некоторых своих работах мастер весьма эффектно использует сочетание дерева с накладками из листового свинца, достигая тем самым особенной выразительности.

Я не могу назвать Бруно гиперреалистом, как называют его многие, это далеко не так, практически во всех его работах легко проследить с каким наслаждением мастер радуется не только выверенной форме своей работы, но ещё и каждому отдельно взятому штриху, как будто бы в его руках не стамеска с киянкой, а кисть, у меня создаётся полное ощущение живописности и одновременно потрясающей графичности его скульптур, будто бы это и не скульптура вовсе. Нет, его работы не сводятся к механически идеальному исполнению, мастер прекрасно чувствует материал, раскрывая его природную красоту, создавая в своих работах не только великолепный образ портретируемого, но и оставляя место несовершенству, лёгкой небрежности в исполнении, вместе с которой и рождается полное ощущение самостоятельной жизни его произведений.   
 
Каждая новая работа мастера является еще одним великим эмоциональным всплеском. Наверное, это ему удается благодаря фантастическому коктейлю присутствия и отсутствия, близости и расстояния. Физическое присутствие его фигур допускает близость, но, тем не менее, едва ли возможно войти в прямой контакт с его фигурами, они как будто бы уклоняются от встречи со зрителем, они ускользают, не допускают прямого взаимодействия. Если попытаться описать состояние, то, несмотря на открытый взгляд его работ, трудно определить, является ли этот взгляд сосредоточенным, ярким, тёплым взглядом, или, скорее, безразличным. Возникает вопрос, уверенно ли смотрят его герои в будущее, или же погружены в бесконечный блюз меланхолии. Они спокойны и в тоже время внутри каждой работы ощущается неимоверное движение жизни готовой вдруг разорвать привычные горизонты восприятия формы и вырваться бушующим потоком наружу.

И если внимательный, созерцающий зритель готов войти в этот волшебный мир, готов дать что-то от себя, частицу своей души, то встреча с произведением на тонком уровне обязательно состоится. Если вы сумеете это сделать, то едва ли возможно уклониться от их взглядов и вы неизбежно будете вовлечены в великий танец созданный замечательнейшим мастером нашего времени. В момент единения с содержанием работы создается впечатление интимной изоляции от всего что было до и будет после, которая дополнительно усиливается неповторимой красотой самого момента. Возвышенная эстетика как по форме, так и по внутреннему состоянию, менее всего напоминающая об общепринятом идеале красоты, что был так популярен в раннем ренессансе, нарисованная смиренным и невинным изяществом, наводит на мысль о величии и ничтожности любого расстояния. Встреча с самим собой – большая редкость в наше время. Большой подарок и в то же время большой вызов, потому что каждая такая встреча - это не только самое сложное, но и самое неизбежное из всех наших отношений.

Хочется привести отрывок из интервью с мастером:
Диана Элейн Пиовати: - Бруно, мы знаем, что ню - это не совсем новое явление в мире искусства. Тем не менее, есть что-то пугающее в уязвимости твоих чересчур человечных деревянных фигурах. Такое ощущение, что мы, зрители, случайно вторглись в их личное пространство, застав их в тот момент, когда бы они не очень хотели, чтобы их видели. Что бы ты хотел рассказать о своих произведениях? Какие чувства ты хотел пробудить в зрителе своим творчеством?
Бруно Уолпот: - Для меня важно, чтобы взгляд зрителя не останавливался на поверхности моих скульптур, а выходил за пределы внешнего реализма, чтобы почувствовать внутреннюю жизнь произведения. Я знаю, что многие мои произведения вызывают чувство одиночества и тоски, возможно, даже создают некоторую озабоченность. Но мои скульптуры не рассказывают историй. И я даже не пытаюсь передавать через моё творчество зрителю какие-либо сообщения. Я лишь стараюсь сохранить в работах те интимные эмоции, которые возникают в моем сознании.
Диана: - Ты когда-нибудь становишься настолько привязанным к своим работам что не хочешь с ними расставаться, бывает ли так, что трудно признать, что работа наконец закончена, и пришло время положить инструменты в стол? Тебе когда-нибудь было больно продавать одну из своих скульптур? Каково это расставятся со своим детищем?
Бруно: - Работая над скульптурой, я иногда настолько увлекаюсь, что предпочел бы не останавливаться вообще. Однако уважение к модели заставляет меня делать перерывы. Да, бесспорно, есть работы, которые мне гораздо ближе, чем другие. Но если они окажутся в “хороших руках”, мне уже будет не так трудно оторваться от них.
Диана: - Будучи скульптором, ты, прежде всего, наверное, воспринимаешь весь окружающий мир кончиками своих пальцев, как проходит твой обычный день? Тебе обязательно нужно потрогать то, что захватывает твоё внимание? Есть ли у тебя желание почувствовать в прикосновении форму красивых, или любопытных для тебя вещей, с которыми ты сталкиваешься?
Бруно: - Мне даже не нужно прикасаться. Я могу просто смотреть на красивые вещи.
Диана: - Как ты находишь модели для своих будущих работ, ты подмечаешь тонкие оттенки эмоций в людях, которые проходят мимо тебя на улице?
Бруно: - Да, я делаю это. Я постоянно ищу новые модели и часто встречаю их на улице. Но ... у меня не всегда хватает смелости спросить их, не хотят ли они попозировать мне.
Диана: - Как бы ты описал свое детство? В детстве ты, наверное, предпочитал спокойно наблюдать издалека?
Бруно: - В детстве, особенно в подростковом возрасте, я всегда любил проводить время в одиночестве, всегда искал тишину и уединение на природе. Сегодня эти моменты, возможно, можно найти в моих творениях. Мне всегда было очень любопытно наблюдать, запоминать то что я когда-либо видел или чувствовал, но я не чувствую себя особенно творческим человеком, к сожалению!
Диана: - На твой взгляд, какое качество делает художника - великим художником?
Бруно: - Я думаю, что это варьируется, в зависимости от периода в истории. Всегда были разные качества, которые определяют художника как великого художника. Однако всегда требуется упорство и трудолюбие. Много, много, много работы!
Диана: - Какой лучший совет, который ты когда-либо получал?
Бруно: - Когда у тебя есть сомнения, найди опору в себе самом, в своём творчестве и продолжай идти.


Рецензии