Интон и пение. Поль Клодель и Ян Френкель

Интон и пение | Поль Клодель и Ян Френкель

Поль Клодель (Paul Claudel, 1868-1955) — французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века, писал: «Высшие истины передаются только через тишину... Говорите громко, чтобы вас услышали. Говорите тихо, чтобы вас послушали».

Шептальность кармен-романсов следует этому закону. В вокале для подачи слова мной используется особая техника «интона» (intone, минимально распетого выразительного слова), в отечественных традициях Александра Вертинского, Марка Бернеса, Владимира Трошина, Юрия Визбора, Владимира Ивашова, Яна Френкеля.

Вокальный стиль «интон» в моей модели близок к крунингу (crooning; проникновенное напевание вполголоса), но отличается выразительностью распетой речи. Это именно распетая речь, а не отрывистое пение. Не мелодекламация и не речитатив (там нет привязки к мелодии и ритмической сетке).

Чем это отличается от т.н. актёрского пения? Да, это действительно близко. Актёры понимают, что в вокальном плане заведомо уступают профессиональным певцам, но компенсируют это иным, где они на своей территории: актёрской подачей, выразительностью слова и жеста. Но разница всё же есть. И весьма существенная. Актёры нередко поют романсы и песни отнюдь не в технике интона: поют нараспев. Да и понимания того, что это вполне самостоятельная сфера вокального искусства, к сожалению, пока нет.

Интон находится на стыке музыки и театра: он требует, с одной стороны (музыка), качества тембра, звукоизвлечения, музыкальности, чувства ритма, а с другой (театр) — выразительности слова, точной эмоциональной окраски, проникновенности. Фактически это пение-декламация на выключенном двигателе: это, скорее, планер, а не самолёт.

Один из примеров эталонного владения техникой интона — Ян Френкель (1920-1989). В 2020 г. исполняется 100 лет со дня его рождения. Народный артист СССР, композитор-песенник, певец, скрипач, пианист, актёр. Учился в Киевской консерватории им. П.И.Чайковского по классу скрипки у профессора Якова Магазинера и по классу композиции у профессора Бориса Лятошинского.

Френкель исполнял в основном только свои песни, но как это мастерски делал! Высокий профессионализм. Это не клубная самодеятельность, которую нередко можно встретить в области авторской песни.

Один из замечательных образцов — его песня-романс «А сердце всё надеется» на стихи Инны Гофф. Слушайте, вникайте, изучайте. Под микроскопом.

Занесло пути порошею,
Где тебя найти, хорошую?
Замела следы метелица,
А сердце всё надеется...

Синяя звезда над вербою,
Не забыть любовь мне первую.
Ты давно не красна девица,
А сердце всё надеется...

Промелькнула и опять в толпе растаяла,
А, быть может, то была другая...
Сколько света ты в душе моей оставила!
Где теперь ты, дорогая, где?..

По весне опять распутица,
Скоро все сады распустятся,
Не цветёт лишь наше деревце,
А сердце всё надеется...

О тебе одной я думаю,
Люди не поймут беду мою.
Скажут «Разобьёшь — не склеется»,
А сердце всё надеется...

Промелькнула и опять в толпе растаяла,
А, быть может, то была другая...
Сколько света ты в душе моей оставила!
Где теперь ты, дорогая, где?

Занесло пути порошею,
Где тебя найти, хорошую?
Замела следы метелица,
А сердце всё надеется...


Ян Френкель. «А сердце всё надеется»: https://www.youtube.com/watch?v=-K8d_T_dyfg


Доп. информация: http://proza.ru/2019/06/19/981


Рецензии