Чёрная икра

    В гастрономе на площади Льва Толстого стоял большой аквариум, в котором плавали живые карпы. А на мраморных столиках лежали рекламки, одну из которых мне удалось сохранить. А тираж-то, 150 000 экземпляров!
В пятидесятые годы икра активно рекламировалась, значит, её было много, а покупали – мало. Помню, в нашем гастрономе зернистая икра лежала в эмалированных лоханках, а паюсная была в виде брикетов. В 60х годах баночная икра ещё была в свободной продаже. В 80х (как минимум до 1985 года) банка 112 грамм стоила 6 рублей, но уже свободно не продавалась.
 
Вспоминается анекдот тех времён.

 Иностранец спрашивает у продавца в гастрономе: «Почему у вас в продаже нет чёрной икры?».
 Продавец: «Спроса нет – вот и не завозят».
 Иностранец простоял целый час у прилавка, и, действительно, никто икру не спросил.

   В нашей семье работал только папа, он был слесарем-лекальщиком высшего разряда. Я не помню, что бы мы покупали чёрную икру, но бутерброды с красной икрой бывали на столе по большим праздникам. А бутерброды с чёрной икрой иногда покупались в театральных буфетах во время антрактов.
Когда я учился в Политехническом институте, судьба свела меня с товарищем, ставшим мне другом на всю оставшуюся жизнь. Нас объединила любовь к экспериментам и водным походам. Я увлекался рационализаторством, поскольку это было не только интересно, но и прибыльно, и, конечно, ежегодно выписывал журнал «Изобретатель и рационализатор». В журнале №12 за 1972 год был дан рецепт и вся технология изготовления искусственной чёрной икры. Мне, конечно, очень хотелось попробовать самому сделать икру, но была одна проблема. Проблема заключалась в отсутствии шприца ветеринарного на 200 г., в который надо было залить желатин со сливками.
   Через несколько лет решению проблемы помогла мать моего друга, которая, как оказалось, работала врачом в Сестрорецке. И вот мы с другом решили попробовать метать икру у него дома.
  Трубку от лампы дневного света длиной 1,2 м. я нашёл на помойке.
Хлорное железо у меня было в изобилии, так как я сам травил печатные платы для своих радиолюбительских поделок. Остальные ингредиенты были в домашнем хозяйстве.
Масло, из-за отсутствия оливкового, использовали кукурузное, оно без запаха.
Поскольку по техпроцессу трубка, в которую впрыскивался желатин стояла вертикально, пришлось рабочее место мечущего икру значительно приподнять над полом. На ванну была положена чертёжная доска, а уже на неё взгромоздился мой друг со шприцем.
  Оказалось, что метать икру – очень нелегко! Через десять минут у товарища начали дрожать не только руки, но и ноги, а шприц опустел только на половину. Желатин остывал и густел. Мы решили, что для дегустации достаточно и ста граммов икры. Завершив техпроцесс, мы попробовали получившийся продукт, но оценить вкусовые и органолептические свойства не смогли, так как не помнили вкуса натуральной икры. Внешний вид её нас вполне удовлетворил, так как сравнение было с картинкой из старинной Книги о вкусной и здоровой пище. То есть в результате получилась почти настоящая икра. Решено было подождать возвращения из детского садика главного эксперта по чёрной икре, который ел её почти ежедневно по слабости здоровья. Чтобы скрасить ожидание мы достали из холодильника бутылочку водки и банку килек.
   Вернувшийся из садика эксперт съел всю, выметанную отцом икру, и сказал: «Ещё икоки». Но у нас уже пропал запал, и на этом наш икромёт завершился.


Рецензии