Бескорыстная любовь к ближнему

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40).

Все события нашей жизни основаны на том, насколько наши душа и жизнь открыты Богу, насколько в сознании и сердце Он стал Центром всего. Бог – это Любовь и потому Его творение также соткано из Любви и движется ею, ею обретает себя. Любовь – это и смысл жизни, ее цель и способ достижения этой цели. Любовь – это естественное состояние для Божьей души. Любовь, как суть Бога, наделяет и знанием своей задачи, своего места и назначения, и силой все это воплотить в жизнь. Она дает видеть Истину, знать Бога, она открывает все пути благих свершений. И лишь тогда, когда нам не достает Любви – у нас идут искажения, возникают проблемы, мы совершаем ошибки, потому что не в состоянии ни правильно видеть, ни правильно действовать. Правильная любовь к Богу определяет полноту функционирования всех сфер жизни человека. Человек правильно воспринимает себя, как саморазвивающуюся частичку Божественного мира, наделенную множеством качеств и возможностей. А правильное принятие себя –  проявляется в принятии в любви всех, кто также есть частички Божьего Тела – принятии их во всех качествах и проявлениях, что дарованы каждому Богом.

Учение Иисуса Христа называют учением Любви. И Он оставляет всем нам, желающим следовать за Ним, завет:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34,35). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12,13).

Учение Христа – это учение о целостности человека, которое возможно только в раскрытии всех качеств Любви. Одна из самых вдохновенных песен, воспевающих Любовь известна каждому христианину:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).

Тем не менее, вопрос о том – является ли отношение к ближним истинной любовью или нет – стоял перед последователями Христа во все века. Его трактовали, кто как понимал – от фанатичного отказа от своей души ради спасения других – до кровавой инквизиции, которая проявляла свою любовь к ближним их физическим уничтожением, как бы ради спасения их души. Ни то, ни другое не может быть Богу угодно. Любовь всегда несет благо для души, и это не может быть благо лишь для одной души или нескольких душ – она несет благо для Целого. Любовь не вычленяет потребность одних, игнорируя других, и она не разделяет, но все ведет к единству.

«Любовь не ищет своего» - эта фраза говорит о полном бескорыстии Любви, о том, что она ищет во всем Божьей Воли, Божьей Истины, но не того, чего хочется самому человеку, что ему приятно и комфортно. Т.е. Любовь проявляется лишь при полном самоотречении – отречении от своей самости, от воли своего земного «я» в угоду высшему.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:24-26)

Здесь Христос показывает единственный путь следования за Ним. Это Путь, который прошел Он Сам, ведь во всём, что Он делал, во всех Своих проявлениях во главе стояло утверждение: «Не Моя воля, но Твоя да будет!».

«Возлюбите друг друга, как и Я возлюбил вас!» Иисус отдал и сделал абсолютно все, ради спасения душ и в этом Он проявил самую высшую Любовь. И так же мы должны возлюбить и друг друга.

Самость всегда ищет своего, потому что ее мир видится ей приоритетным над всем остальным. Она может быть добра и проявлять хорошие качества, что-то отдавать, но это всегда ограничено рамками ее ценностей. Т.е. она может отдать то, что ей не так ценно в данный момент или отдавать так, что это может принести ей какую-то выгоду. Но Христос учит нас, что закон вышней Любви говорит о том, что ты богат лишь тогда, когда ни за что не держишься, ты обретаешь лишь тогда, когда отдаешь, ты уверен лишь тогда, когда ни на что не опираешься, счастлив лишь тогда, когда не ищешь своего.

Он говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Это не значит, что ты будешь поступать хорошо с людьми, ожидая в ответ, что они также начнут относиться к тебе. Фраза не звучит так: «Если будешь поступать с людьми хорошо, то и они будут хорошо». Нет – она говорит о том, чтобы человек поменял направление своих действий. Потому что если он думает, что ему будет хорошо от того, что он будет заботиться о своем, то он ошибается. Лишь когда он размыкает круг самости и начинает жить по закону: «Я делаю все, что могу для Целого и во Славу Божью, потому что иначе не могу жить» - лишь тогда он обретает полноту жизни и свое счастье. Также, эта фраза Христа, говорит о том, что мы можем понять то, как следует поступать с ближними по тому как хотели, чтобы поступали с нами. Например, человек не хотел бы, чтобы его обманывали и предавали, чтобы его унижали, насмехались над ним. Он не хотел бы, чтобы игнорировали его просьбы, чтобы подавляли его волю, чтобы не верили в успешность того, что он делает и т.д. Понимая все это, он и сам не должен приносить людям то, что приносит боль ему. Кроме того, эта фраза говорит о том, что если человеку чего-то не достает – значит, он должен не ждать и не требовать это от окружающих, но отдавать. Не достает любви – люби больше, не достает внимания – проявляй больше внимания к другим, нужна помощь тебе – помогай другим, не достает материальных средств – делись с другими чем можешь. Поступая так – он выходит из иллюзорного мира эго и начинает жить по-настоящему в Боге.

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:7,8).

А также Библия говорит:

«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)

Т.е. если мы хотим познать Бога, соединиться с Ним – мы должны научиться любить ближнего. Не может быть полноты любви к Богу, если человек игнорирует своих ближних. Он может читать все молитвы, соблюдать все предписания, но, если он не поднялся выше своей самости по отношению к ближним – он далек от Бога.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3).

Любовь светит подобно солнцу, не разделяя свои лучи на тех, кто ей нравится, и кто не нравится. И Господь говорит:

«…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:44-48).

В этом отрывке, конечно, речь идет не о Божьих врагах – хулителях и предателях, а о наших личных врагах, но которые не есть враги Божьи. Когда мы думаем, что любим своих ближних, надо вспомнить не тех, с кем нам приятно общаться, кто к нам хорошо расположен, а обо всех остальных, включая тех, кто нам не нравится по каким-то причинам, к кому питаем обиду, к кому есть претензии, кто раздражает. Мы уже говорили о том, что далеко не редко создаются союзы и группки по страстям, а не по духу. Как об этом говорит Писание:

«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис.30:1).

Мы понимаем, что Тело Христово, Божья Церковь – это целостный сложнейший механизм, где каждая клеточка задействована и имеет свою ценность. Одна шестеренка связана с другой, образуя вместе одну цепочку, одну команду. Конечно, люди, что стоят рядом и взаимодействуют в духе в этой цепочке – должны и на земном плане иметь хорошее взаимодействие, иначе механизм не будет работать в полноте. Но нечистый сеет между этими людьми непонимание и даже вражду, чтобы разделить тех, кто должен быть вместе. И если люди следуют не духу своему, а самости, то они сближаются не с теми, с кем должны, а с теми, кто как-то приятен их самости, подпитывает страсти, усиливает значимость, дает иллюзорный комфорт, и потому – это есть корыстная любовь. Нередко, такие группки на резонансе какой-то страсти становятся источником вируса, что идет на всю церковь. Это вирус осуждения, возмущения, зависти, блуда, сарказма, вирус сомнений, самоуверенности, самовозвышения и проч. В то время, как если бы люди убрали те преграды, что разъединяют их с теми, кто с ними по духу из одной команды – то они получили бы то, чего им не хватает. У каждого из нас, также, есть то, что искажено и требует исправления. И нас сводят с теми, кто может нам в этом помочь. Но исправление может идти через дискомфорт, через какие-то ограничения, через конфликты, стрессы – и человек, бывает, выбирает путь более приятный и комфортный, а в понимании христианства – широкий! Он отгораживается от тех, у кого есть лекарство от его болезней и сближается с теми, кто кормит чем-то «вкусным» для его эго. 

Господь дает нам блага, наделяет полномочиями далеко не только для нас самих. Он хочет, чтобы мы научились отдавать, протягивать лучи Его проявления к тем, кому Он желает. Он здесь на Земле проявляется через людей, через людей протягивает руку помощи, чрез людей говорит нужные слова, дает блага. И когда мы неправильно распределяем это – мы идем против Божьей Воли. Когда мы пытаемся искусственно – там уменьшать, а то и закрывать поток, а там усиливать – мы обрастаем проблемами.

Например, Люде нужна помощь – физическая – в том, чтобы помочь с ремонтом, или духовная – чтобы она получила укрепление в вере или что-то еще. Света взаимосвязана с Людой в духовном плане и через нее Господь в этой ситуации дает поток, необходимый для первой. Но Света недолюбливает Люду за то, что та ей что-то не то сказала когда-то или с ней не о чем говорить, или она ей не помогла, когда та просила и т.д.  Свете более комфортно дружить с Валей – потому что та оправдывает ее действия, вместе с ней возмущается тому же, им обеим не нравятся те же люди и т.д. И потому Света не будет помогать Люде, а пойдет помогать Вале, хотя той это и не нужно сейчас. Господь, конечно, найдет через кого помочь Люде, но в систему человеческих звеньев уже внесены искажения. Усиливается обида и непонимание. Необходимые связи между людьми не укрепляются, а укрепляются связи греховные. Помните, как в песне: «Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те. И он не с теми ходит где-то и тоже понимает это, и наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним…О, сколько нервных  и недужных, ненужных связей, дружб ненужных! …О, кто-нибудь,  приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ!»

Или такой пример: Есть два человека с которыми общается Саша. Ему импонирует Дима и он считает его значимым для себя, старается ему угодить, потому что или тот успешен, от него что-то зависит и Саша восхищается им или, наоборот, Дима напоминает ему младшего брата, о котором хочется заботиться. И второй человек – Петя, с которым Саша тоже общается, но ему в глубине души завидует, потому что Петю считают все более продвинутым. А это ущемляет самолюбие Саши, который с детства хотел быть более значимым для окружающих, но его считали не таким продвинутым, как он того хотел. Все трое работают вместе. Вот происходит ситуация, в которой больше виновен Дима, а Петя вообще был ни при чем. Но Саша все видит через призму своего страстного отношения и к первому и второму. И начальству он представит картину в искаженном виде, и даже будет сам верить в то, что было все именно так. Действия Димы он будет оправдывать, а незначительные ошибки Пети выставит на первый план. Можно ли назвать отношение Саши любовью? Ни к первому, ни ко второму – нет. Любовь к первому – корыстна и страстна, т.к. питает его значимость, его эго. А ко второму – также это не любовь, т.к. он никаким образом не относится к нему так, как хотел бы, чтобы относились к нему самому. Бескорыстная же любовь все делает ради Истины, а не ради себя.

Почему Христос сделал такой акцент на то, чтобы любить врагов? Потому что, когда тебе делают приятное – каждому нормальному человеку это будет приятно. Когда родители дают ребенку конфетку – он радуется и говорит, что он их любит. Но если он просит, а они не дают – он начинает плакать и ему не захочется признаваться в любви. Когда земное «я» реагирует негативно, потому что недовольно тем, что ему причинили дискомфорт, боль, страдания – когда в этот момент человек находит силы любить, прощать, верить, терпеть, смиряться – тогда в нем побеждает его дух и он действительно становится ближе к Богу. Любить только то, что приятно – это просто, но оно не несет душе того, что ей необходимо.

В чем еще может проявляться корысть в любви? Например, ты чувствуешь, что твой друг поступает неправильно, но ты подавляешь в себе голос совести и своего высшего «Я», которые говорят тебе, чтобы ты не поддерживал это, чтобы сказал ему о том, что это ошибка, грех. Подавляешь – потому что не хочется конфликтовать, тебе нужно его расположение и поддержка в каких-то делах, или ты понимаешь, что он вспыльчив и начнет скандал. Или, хуже того – ты не просто промолчал, но еще поддерживаешь – например, вместе с ним весело насмехаясь над кем-то. Можно ли это назвать любовью? Конечно нет – ведь она несет не благо для его души, но соблазн. Или то же, находясь в компании людей, которые говорят вещи, нарушающие Божий Закон – осуждают кого-то, например. И человек вместе с ними сидит и поддакивает, не желая, чтобы его считали белой вороной или каким-то религиозным фанатиком. Бывает, желая слыть приятельским, компанейским человеком, люди совершают много грехов – лишь бы иметь успех среди людей. Иногда, желая быть принятым, быть в глазах людей добрым, отзывчивым – человек оправдывает других, угождает, раздает обещания, старается сблизиться. Но это также корысть, потому что окажется, что людям, согласно Божьей Воле, нужно было дать совсем не это, что он раздавал им «сладкие» подарки, а им нужна была «горькая» пилюля. Представьте себе двух докторов – один дает ребенку печенько, гладит по голове и отпускает, а второй заставляет выпить невкусную микстуру. Кого из них ребенок будет считать добрым? Но первая любовь корыстна, а вторая несет благо – ведь она ведет к выздоровлению.

Мы не раз говорили о том, что совершая поступок, всегда нужно честно спрашивать себя – Во имя чего на самом деле я это делаю? Вполне может оказаться, что в цели поступка вмешиваются корыстные мотивы. Очень сложно сделать что-то хорошее с тем, чтобы не вмешались тщеславие и самость. Потому – совершить абсолютно бескорыстный поступок сложно. Страстное начало в человеке изыщет себе выгоду из любого поступка. Что-то человек делает от страха – потому что боится быть отвергнутым Богом или не принятым людьми. Что-то для усиления собственной значимости – какой я добрый, работящий, честный, щедрый, любящий и т.д.

Сказано: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:3,4).

Пока в человеке есть хоть капля самости – он будет видеть мир через корысть. Она проявляется во всем – начиная с отношения к Богу, где человек ожидает каких-то благ, каких-то видимых результатов от своей веры, не понимая, что это уже не вера тогда, а товарно-денежный обмен, присущий этому миру. Из-за обращенности на себя невозможно увидеть реальное положение вещей и это причина многих совершенных ошибок. Любовь и только она помогает излечиться от этой древней болезни и стать совершенным. Богиню правосудия изображают с завязанными глазами – что говорит о ее беспристрастии в принятии приговора. У Любви глаза открыты – потому что у нее есть дар, видя все – продолжать нести благо каждому так, как ему необходимо, без лицеприятия, корысти – беспристрастно. Никто, никогда не мог дать инструкции того, как научиться любить и раскрыть свое сердце. Чтобы научиться любить – нужно просто любить и любовь сама тебя приведет к своему истоку! И, как говорил Христос – человекам это невозможно, но Богу возможно всё!


Рецензии