Урфин Джюс и его дубль

Вы читали про Волшебную Страну? Ну, или слышали хотя бы, наверно. Я про ту, о которой Александр Волков писал (“Волшебник Изумрудного Города”, “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” и т.д.)

Этот край некогда поделили четыре феи – две злые и две добрые, а местные жители такое положение вещей приняли. Без особых вопросов. Какие у них могут быть вопросы, когда они жевуны, мигуны, болтуны… Жевуны жуют, бубенчиками звенят, в синее наряжаются. Мигуны мигают (как тут деда Ницще не вспомнить), и вроде как мастерить чего-то умеют. Болтуны вообще только балаболят себе под нос.

Чудный край, нечего сказать. Чем-то Канаду напоминает. Знаете такую страну? Я ее на картах видел, только до сих пор сомневаюсь, что она существует. Скорее хитроумные янки попросту выдумали это государство, чтоб иметь дополнительной голос, якобы еще одной политической единицы. Хотите поспорить? Тогда расскажите мне что-нибудь про Канаду. Что у них там произошло за сотню с лишним лет… По слухам там порноактриса есть, которая выдает себя за дочь Лавея, а еще герой комиксов Россомаха оттуда родом. Мне так говорили. Ах да, и про Канаду есть статья в Википедии. Больше и сказать то нечего…

Ладно, я отвлекся. Вернемся в Волшебную Страну, где все жуют, мигают, болтают и прыгают. У них там всё меняется в один день, когда девочка Элли из Канзаса прилетает на домике и давит им одну из злых фей – Гингему. Потом она разбирается и с другой злой феей, помогает своим друзьям – Страшиле, Дровосеку и Льву. Те не только обретают искомые Ум, Сердце и Смелость, но еще и становятся королями. Жизнь в Волшебной Стране круто меняется, событие следует за событием… Это объяснимо, ведь Элли с ее собачкой пришельцы в этом краю, потому их появление так резко сказывается на безжизненной местности. Да и вообще, эта девочка из Канзаса, она американка, а где американцы там спокойного бытия не жди.

Куда интереснее казус одного из жевунов – Урфина Джюса. Сирота, воспитанный столяром, изобретательный и смелый. Не удивительно, что в стране жевунов он становится отшельником, нелюдимым и угрюмым. Кругом же все жуют и без смысла звенят бубенчиками… с ума сойти можно.

Игрушки, которые мастерит Урфин, спросом среди его соотечественников не пользуются. Якобы потому, что они злые и уродливые, то есть вносящие некую толику смуты в беззаботную жизнь. Местным они не нужны, у них и так всё нормально. Раньше вот надо было лягушек для злой феи ловить, а теперь и того не надо – совсем нормально зажили. Жуй и звени. Звени и жуй.

Однако, прозорливый Урфин интуитивно видит весь ужас ситуации. Поначалу бессознательно, ему хочется внести перемены хотя бы в свою жизнь. Он избавляется от общей привычки жевать, носит зеленые одежды вместо голубых, и не цепляет на одежку бубенцов. Это кардинальные перемены экзистенции, если подумать. Никто их жевунов еще не проявлял такой сознательности. Вероятно, даже не ставил вопрос – надо ли всё время звенеть и двигать челюстями?

По своей сути, Урфин не эгоист, хоть его стремление изменить мир и обличается в эгоистичное желание власти.

По промыслу судьбы, к нему в огород попадают странные сорняки, из которых можно сготовить чудодейственный порошок. С его помощью, радикальный жевун создает армию деревянных солдат, и даже вершит революцию. Захватывает Голубую Страну, затем земли мигунов, а далее даже столицу – Изумрудный Город. Урфин становится королем.

Но Урфин I не глуп. И вскоре понимает, что революция обернулась скучным переворотом. Обитатели Волшебной Страны стали ворчать и возмущаться, но так и не сообразили, что есть проблемы и посерьезнее узурпатора, а именно их собственный образ существования. Они захотели свободы, но так и не догадались, что никогда её в принципе и не имели.

Впрочем, в ропоте жевунов уже замелькал ярлык «свобода», а значит американцы близко. Вернут её в полном объеме и с избытком. Так и случилось, вскоре вновь прибыла Элли и её дядя Чарли Блэк, а владычеству Урфина пришел конец.

Деревянную армию либерализировали, сделав более практичной и экономически полезной, а бывшего короля сослали в изгнание. Остались с ним лишь медведь Топотун, да клоун Эот Линг.

Проходит десять лет, в течение которых Урфин занимается лишь своим огородом. Однако, ему всё еще не по себе. Его гнетут личные обиды и тщеславные планы, но это вовсе не делает его не правым в принципиальных вещах. Хоть он и смотрит на всё происходящее узко, через призму своих огорчений, он хотя бы вообще смотрит – переживает, задумывается, не находит себе места…

Однажды он спасает гигантского орла Карфакса, ставшего жертвой интриги и птичьей драмы (похоже, даже у птиц жизнь интереснее, чем у жевунов), и соображает новый план. Верхом на орле, Урфин является архаическому народу прыгунов и презентует себя как огненного бога - дарует им огонь, учит строить дома... До того они лишь камни грызли да прыгали.

Можно, конечно, оценить его заслуги в техническом прогрессе быта прыгунов, но это не так уж важно.

Социальная реформация неизбежно привела к расслоению общества, напряжению… Урфин сыграл на этом и направил народное недовольство на жевунов, мигунов и Изумрудный Город. Вскоре, все они пали и вновь оказались в его власти.

И снова что-то было не так… Скорее всего, Урфин начал догадываться, что удовлетворение личных амбиций, недостаточная мера для изменения привычных устоев. Местные жители по-прежнему ничего не поняли. Жевали с горечью, мигали с печалью, и ни о чем не думали… кроме рутинной “свободы” без смысла и значения.

Граждане США, конечно же, не могли допустить дефицита этой самой свободы. Младшая сестра Элли, Энни, вмешалась в ход событий, и Урфин снова оказался повержен и изгнан.

Надо сказать ему еще повезло. Жители Волшебной Страны к тому времени научились избавляться от неугодных весьма тоталитарными методами. При помощи живительной воды из Подземья, тем, кто доставлял неудобства, попросту стирали память и формировали новую личность, более социально приемлемую. Такая участь постигла подземных королей, виноватых лишь в том, что жили веками сложившимися традициями. Можно же, наверно, было поставить их перед новыми обстоятельствами, чтобы они как-то осмыслили пагубность былых устоев… Но нет. Их просто стерли и научили “жевать”.

Урфин избежал подобной участи. Вместе с другом-филином он отбыл к горам, построил там дом и вернулся к огородничеству. В отшельничестве и аскезе, бывший король осознал свою неправоту. Его захватнические планы не дали желаемых результатов. Волшебство его Отчизны, было всё таким же скучным, однообразным и бессмысленным. Только злодеи и чужеземцы как-то встряхивали мироздание, но лишь на краткое время.

У Урфина изменилось отношение к жевунам и прочим народам. Гнев и неприязнь себя исчерпали, теперь бывший король относился к местным с сочувствием и добротой. И в этом нет серьезного парадокса – Урфин Джюс был прав и в ипостаси злодея и в образе доброго огородника. Его попытки растрясти утомленный от волшебства мирок оказались успешны, но не имели перспективы. Однако, к потрясающему результату всё же привели – обыкновенный жевун обрел способность выбирать. Для тех краев это воистину уникальное событие.

Позже, когда пробудилась злая ведьма Арахана, Урфину вновь предложили участие в покорение родных территорий. Но он отказался и предрек ведьме поражение, сославшись на “свободолюбие” местных народов. Вероятно, он и сам верил в присущую местным свободу, но, конечно, как нечто потенциальное. Урфин поверил, что у каждого жевуна есть возможность найти в душе свободу, то есть жаждать чего-либо до умопомрачения, размышлять, отказывать себе в чем-то, если так вернее… Переживать густое волшебство родимых земель, а не присутствовать в нём тоскливым фактом.

Впоследствии, наш герой помогает соотечественникам бороться с желтым туманом, а еще освобождает народ арзаков, совершая хитроумную диверсию на космическом корабле. Но основной род его деятельности – огородничество. Он выращивает невероятные овощи и фрукты, и устраивает праздники с угощениями, чтоб местные, хотя бы не просто жевали, а и пожрали чего.

Может всерьез эти праздники ничего не меняют, в конце концов, становятся еще одной социальной привычкой. Но важнее, наверно, то, что скудно бытийствующим жителям предстает сам Урфин. Некогда король и главнокомандующий деревянной армией… огненный бог и вождь прыгунов… в итоге скромный огородник, почивший тщетой путь радикальных перемен. Ведь наш жевун обрел свободу мыслить и принимать решения. Ошибочны они или нет – об этом он еще может подумать на досуге, так как имеет такое качество.

Предположу и припишу это мнение Урфину Джюсу - свобода не дается человеку инерционно, она в нём как сокрытое качество, которое проявиться лишь в ворохе перепутанных мыслей, противоречий, парадоксов и внутренних решений. Она почти неуловима в суете будней, даже если это будни Волшебной Страны… Но столкнувшись с ней однажды, уже не скрыться и не замять присущей ей ответственности.

Несомненно, Урфин центральная фигура всего повествования об Изумрудном Городе (цикл из шести книг).

Сейчас кто-нибудь спросит… а зачем ты это написал? А я вообще прочел? Это же сказки, к тому же старые. Рассказал бы про реальную какую страну…

Ну не про Канаду же мне рассказывать? Там даже не было своего Урфина Джюса.


Рецензии