Листая старые журналы 32

                КОГДА ТЕБЕ УЖ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО

  (фрагмент из выступления на сессии совета журнала «Дружба народов» по межнациональным отношениям – «Русская культура на перекрёстке мнений»).

  «Пророкам гибели легко – им ошибиться трудно». Такие нынче стоят времена.
И всё-таки мне не хочется, всё внутри меня протестует против того, чтобы быть пророком гибели.
Я припоминаю отрывок из письма Феодосия Печерского, одного из светил русского православия и основателей Киево-Печерского монастыря. На заре русского христианства он писал князю: «Если видишь нага или голодна, или зимой или бедою одержима, будет ли еврей или сарацин, или волжский болгарин или еретик или католик или любой язычник, всякого помилуй и от беды избавь яко можете». Цитирую по памяти. Я помню, как моя мама, а я родился в крестьянской семье, в середине России, в Костромской губернии (ныне Ивановская), над колыбелью моей младшей сестрёнки пела (она была неграмотная, моя мама) пушкинскую песню «Буря мглою небо кроет». И ещё у неё была одна песня колыбельная, я запомнил только две строки из этой песни: «Всё в мире перемелется, останется любовь».
Всё в нашей жизни, в жизни России держалось на любви к своей земле. И самой страшной бедой, которая произошла в России, как мне кажется, стало то, что всеми экспериментами, которые проводили по указке сверху с сельским хозяйством, мы отучили русского человека любить землю.
С этого и начались все беды наши».

Михаил Дудин
(«Дружба народов», 1990, № 6)


Рецензии