Света

Началась эта история 10 лет назад в пригороде Абакана, на Нижней Согре.
Открылась калитка в старых воротах и на улицу вышла старушка. Опираясь на батожок, тяжело переваливаясь, пошла к автобусной остановке.
На площадке остановки, под лавкой свернувшись в комочек, дрожа всем тельцем, сидел малюсенький щенок. На холодном цементном полу было неуютно, зябко.
Ещё вчера малышка была счастлива, сопя, уткнувшись в теплый живот матери. Но всё закончилось! Хозяева, которые ласкали, играли с малышкой, оставили её на холодном цементе остановки.
Старушка подошла, с трудом опираясь на свою палку и села на скамейку остановки.  Маленькая собачка посмотрела на женщину глазками -  бусинками безнадёжно вздохнула.
 - Какая красивая малышка, иди ко мне, – женщина поманила щенка.
  Кроха с опаской поднялась со своего места, подошла к старушке. На голову собачки легла теплая ладонь.
- Ну что, бросили тебя?
Собачка посмотрела на женщину с такой скорбью, в глазках – бусинках, что сердце старушки дрогнуло.
- Что же с тобой делать? У меня никогда не было собак. Да ничего вдвоем веселее, пойдём!
Кроха поняла, что её зовут и сначала не уверенно, потом быстро перебирая лапками, побежала за старушкой, стараясь не отставать.
Прошли они совсем не много, остановились у больших ворот.
Женщина отперла калитку и раскрыла её.
- Ну что хозяюшка, заходи, осматривай владения.
Порог у калитки был высоким, а собачка совсем маленькая, но она вскарабкалась на порожек, балансируя на доске, посмотрела на женщину.
- Ну, давай, обследуй, а я скоро приду.
Щенок, наконец, спустился с порожка калитки и попал в огромный двор, так показалось малышке. Справа возвышался дом, а впереди было много интересного и пугающего.
Собачка поняла – это её дом, а эта пожилая женщина её друг!
Старушка немного постояла, наблюдая, как собачонка тыкается во все углы, исследуя двор и вышла, затворив за собой калитку.
Кроха не заметила, как ушла хозяйка, здесь во дворе было так много интересного и нового, надо было все обнюхать посмотреть, что где лежит, ведь теперь именно она было здесь охранником хозяйского добра и сторожем.
На осмотр ушло уйма времени. Собачка заглянула везде, даже под крыльцо. Ей всё понравилось, двор был чистый, посередине двора стояла берёза, а из приоткрытых дверей летней кухни вкусно пахло выпечкой.
Собачка устроилась на мягкой тряпочке, лежавшей на нижней ступеньке крыльца, стала ждать, своего нового друга, своего человека.
Каждый раз, когда за воротами проезжала машина или автобус кроха поднимала голову и прислушивалась. Наконец калитка отперлась, звякнув уключиной. Малышка со всех лап кинулась навстречу, она виляла хвостиком так, что было не понятно собачка виляет хвостиком или хвостик собачкой. 
- Ну что осмотрелась? Пошли я накормлю тебя, а то проголодалась, наверное.
Они направились в летнюю кухню, откуда так вкусно пахло.
-Заходи, посмотрим, чем тебя потчевать будем.
Тут кроха ещё не была, вытянув шею и осторожно ступая, она прошла в небольшую комнатку. Посередине стояла печь - голландка, два окна. У одного окна стоял стол , у другого табурет с баком.
В животике у малышки заурчало, ведь она ещё сегодня не ела.
Старушка налила суп в небольшую металлическую миску, накрошила в него хлеб.
- На, поешь.
Похлёбка показалась собачке самой вкусной на свете и восхитительно пахла. Последние кусочки кроха доедала через силу, хоть она уже наелась, но было жалко оставлять в миске такую вкуснятину, она съела их про запас.
Стало сразу хорошо, тепло, спокойно, собачонка растянулась на ступеньках крыльца, подставив солнышку лохматый бочок.
-Как же мне тебя назвать?
Женщина смотрела на щенка, пытаясь понять какую кличку дать щенку.
Вдруг собачка услышала, как открывается калитка, она взглянула на старушку и сорвалась с места, с заливистым лаем защищая хозяйку от неведомого гостя.
- О, а это кто? – у ворот стоял мужчина, навстречу ему спешила старушка, опершись на батожок.
- Да вот на остановке нашла, не смогла мимо пройти мимо таких глазок. Нельзя лаять, это свои.
Собачка замолчала, с опаской посматривая на гостя.
- Мама, тебе не тяжело будет со щенком?
- Нет Олежек, нам веселей вдвоём. Только вот не знаю, какое имя этому чуду дать.
Олег присел и внимательно посмотрел в глазки – бусинки.
- А назови её Света.
Собачка слабо повиляла хвостиком.
- Света? А что, это имя подходит и вроде даже ей нравится.
- Ну что, будем знакомы. – Олег погладил кроху по голове.
- А меня зовут Олег, я сын твой хозяйки, буду часто приходить. Он улыбнулся
- Милое существо, охраняй дом и хозяйку.
Собачка – Света, стала охранником дома.
Весь вечер кроха не отходила от старушки, вместе они пошли в сад, там собачка ещё не была. Там оказалось ещё интереснее, чем во дворе. В начале сада стоял не большой курятник. В нём жили с десяток кур и петух. Таких зверей Света в своей маленькой жизни ещё не видела. Собачка спряталась за ноги хозяйки и залилась лаем.
Куры посмотрели на неё с пренебрежением, не выказав ни малейшего испуга. Видимо, по их мнению, бояться существа вдвое меньшего, чем они, хоть и шумного, не стоило. Но когда из птичника вышел петух…. Малышка совсем стушевалась, испугавшись такой грозной птицы! Кроха попятилась к калитке, ведущей из сада.
- Глупенькая, чего испугалась? Это куры, они не страшные.
Света с недоверием посмотрела сначала на петуха, потом на хозяйку, раз она так говорит, значит, так оно и есть!
Малышка осмелев, подошла к петуху, виляя хвостиком в знак примирения.
Петух с призрением смерил собачку взглядом и пошёл клевать зерно, которое хозяйка в это время насыпала в кормушку.
Кроха, осмелев, пустилась в исследования новой территории. В глубине сада собачка нашла нору крысы, которую та прорыла под сараем. Света порычала в нору, предупреждая неведомую зверюгу, что теперь здесь есть охранник, и никто не смеет просто так шастать по двору. До слуха собачки донёсся  еле слышный писк, не поняв, что это был за ответ, кроха решила разобраться с жителем норы позже.
Обежав сад и не найдя больше ничего интересного Света засеменила за хозяйкой к дому.
Был май, солнышко припекало совсем по-летнему, собачка сытая, счастливая растянулась на досках настила между крыльцом и дверью времянки. Солнышко грело лохматые бочка, нега разливалась, заполняя все маленькое существо.
Так пролетали дни в счастливой жизни.
 С утра она вместе с хозяйкой шла в курятник. Старушка кормила кур, а собачка проверяла, всё ли в порядке в птичнике и саду. Обязательно подходила к крысиной норке, рычала в неё, запах шедший из норы очень не нравился, раздражал.
Завтракали хозяйка и собачка в летней кухне, затем приезжал сын Александры Тимофеевны, именно так звали хозяйку. Олег, был высокий, от него исходила сила, собачка немного побаивалась его. Затем хозяйка уходила в город по делам. Собачка провожала старушку до ворот. Возвращалась к крыльцу и растягивалась на досках настила, подставляя бочка солнышку, или уходила под крыльцо в тень, где старушка расстелила мягкую тряпочку.
Иногда на соседском заборе появлялся кот, он всячески пытался привлечь внимание собачки, даже шипел, но Свете кот был не интересен, она не обращала на него никакого внимания.
Когда наступал час обеда, баба Саша возвращалась домой. Собачка – Света встречала свою хозяйку у калитки, она слышала её шаги из далека. Когда открывалась калитка, собачка всем видом пыталась показать, как она скучала, повизгивала, махала хвостиком.
В обед старушка давала, что то вкусное. Часто собачке перепадал кусочек мяса.
После еды Александра Тимофеевна шла в дом, а Света опять растягивалась в теньке, переваривая мяско.
Когда спадала жара, хозяйка шла в сад или в огород собачка от неё не отставала. Если старушка полола или поливала Света терпеливо сидела у калитки в ожидании, когда Александра Тимофеевна закончит свою работу и пойдёт кормить кур.  Вечером, когда уже начинало темнеть они шли ужинать. Так размеренно и счастливо шли недели и месяцы.
Иногда к бабе Саше приезжали внуки, они были шумные, а Света любила тишину, поэтому пряталась от детей под крыльцо.
Но порой внуки оставались у Александры Тимофеевны на несколько дней. Тогда жизнь собачки менялась, она старалась как можно меньше показываться на глаза маленьким разбойникам. Из своего укрытия выходила, когда детей поблизости не было. Но наконец, приходило то время, когда внуки уезжали, и жизнь Светы опять входила в свое русло.
Жизнь текла своим чередом, лето сменялось осенью, осень зимой. В холодные дни собачка сворачивалась на подстилке калачиком, грела носик, уткнувшись в свой животик.
Света никогда не выходила за ворота, она навсегда запомнила, как там было страшно и холодно.
Собак, которые подбегали к воротам, она встречала заливистым лаем, показывая, что здесь только она хозяйка и никакая чужая собака не имеет права подходить к её воротам.
Однажды хозяйка вышла из дома в слезах.
-Кто посмел обидеть мою хозяйку?
Света заглядывала в лицо старушки, пытаясь угадать, что случилось. Александра Тимофеевна сидела на крыльце и горько плакала, собачка не знала, как её утешить. Виляла хвостиком, лизала руки старушки, тыкалась мокрым носиком в ладони, сложенные на коленях.
- Горе, то какое! Страшное!
Собачка не понимала, что произошло, но знала, что случилась у хозяйки какая то беда!
Приехал на машине сын хозяйки Олег, собачка слышала шум подъезжающей машины, но не побежала, как всегда встречать гостя, она боялась хоть на минуту оставить свою любимую хозяйку.
Олег зашёл и присел перед матерью, взяв её руки в свои.
- Пора мама, поехали, похороны Миши послезавтра.
Собачка вспомнила, что так звали ещё одного сына хозяйки. Он приезжал к Александре Тимофеевне прошлым летом, откуда то издалека.
Старушка встала, тяжело опираясь на руку сына, вышла за ворота. Света проводила их до ворот и осталась одна.
Лёжа на своём месте под крыльцом она вспомнила большого и доброго человека, очень похожего на Олега, как он гладил и кормил её конфетками, а хозяйка называла его Мишей.
Собачка впервые затосковала, своей собачьей тоской. Вся душа её заныла. Света не смогла сдержать грусть, рвущуюся из её сердца. Собачка завыла надрывно и протяжно. Она не понимала горя людей, но воспринимала беду хозяйки, очень близко к своей собачьей душе.
Хозяйки не было несколько дней. Приходила, какая то женщина приносила еду раз в день, но Света не притрагивалась к еде в миске, почти не поднималась со своего места. Тоска сковала всё её тельце.
И вот когда она совсем отчаялась, она услышала знакомый шум подъезжающего автомобиля, затем шаги, шаги хозяйки, которые она никогда не спутает ни с чьими шагами. Собачка со всех лап кинулась к калитке. Нет! Она не ошиблась – это любимая хозяйка!
Старушка, опираясь одной рукой на руку сына, другой на батожок прошла к крыльцу.
- Мама, может, к нам переедешь?
- Нет, сынок, я здесь останусь. Как я могу оставить моё животное? Куда я её дену? Ничего, всё хорошо будет.
Света бегала вокруг волчком. Радость переполняла собачку, она была счастлива.
Хозяйка вернулась!
Олег проводил маму в дом. Выйдя присел перед Светой.
- Ну, что охранница, следи за хозяйкой! – он погладил притихшую собачку.
Жизнь с приездом хозяйки вошла в привычное русло. Только Света стала замечать, что хозяйка ходит грустная и от неё пахнет лекарствами. Да и присаживается она стала чаще.
Собачка переживала, не заболела ли хозяйка.
Как, то раз, утром Александра Тимофеевна и Света пошли в сад и собачка, наконец, увидела, кто живёт в норе, прорытой под стеной сарая! Недалеко от норы сидело серое существо с длинным голым хвостом. Собачка сначала опешила от неожиданной встречи, но это было доли секунды, затем она кинулась с громким лаем на неведомого зверя, защищая свою хозяйку.
- Оставь её, это крыса, она давно здесь живёт.
А хвостатая серая зверюга юркнула в нору, да так быстро, что Свете только осталось лаять в нору, добраться до крысы было невозможно, собачка вздохнула все же с чувством выполненного долга, засеменила за хозяйкой.
- Ну что? Прогнала крыску? Молодец! – старушка погладила собачонку.
Весь день Света была в приподнятом настроении. Когда пришло время кормить кур, собачка первым делом метнулась к норе, но там никого не было видно, она, как всегда полаяла в нору. Больше собачка не видела крысы, хотя регулярно проверяла следы у норы.
День сменялся следующим днём, пришла зима, собачке уже стало казаться, что всё в жизни будет безмятежно, но судьба не всегда добра к маленьким собачкам.
В феврале как всегда ранним утром приехал сын хозяйки, лицо у него было тревожное, он зашёл в дом.
Ка почувствовала, что то не ладное.
Пробыл в доме он недолго и вышел вместе с Александрой Тимофеевной, ведя её по руку. Света опять увидела на глазах хозяйки слёзы. Собачка заволновалась, опять, что то произошло!
Старушка с сыном уехали, было слышно, как отъезжала машина.
Неужели она опять осталась одна? Ей стало страшно. Совсем забытая грусть и тоска опять вернулась с новой силой в маленькое сердечко.
Но хозяйка к вечеру вернулась, она уже не плакала. Лицо у неё было спокойное.
Света с Александрой Тимофеевной вечером сходили в сад к птичнику. Собачка была рада и вертелась у ног старушки.
Утром приехал Олег, с какими-то людьми от них, пахло лекарством. Собачка испугалась чужих людей в белых халатах и спряталась.
Она видела как мужчины, пришедшие с Олегом, вынесли на носилках хозяйку.
Света выскочила из под крыльца, бросилась за носилками, но её остановил Олег.
-Будь дома.
Собачка почувствовала, произошло, что то очень страшное!
Она металась по двору, не понимая, куда унесли хозяйку!
Ни к вечеру, ни на следующий день хозяйка не вернулась. Прошло три дня, хоть Олег и приезжал, приносил еду, но Света не притрагивалась к ней.
На третий день опять приехал Олег, но вёл он себя странно, зачем то оставил открытой калитку в воротах.
Собачка не пошла за ворота, а забилась под крыльцо. Тоска и тревога не давали её покоя.
«Где хозяйка? Почему не приходит?»
В обед привезли гроб, от гроба пахло хозяйкой и ещё чем то, что собачке совсем не понравилось.
Она лежала под крыльцом и плакала. По мордочке текли слёзы.
Собачка вспоминала всю свою жизнь. Ей вспомнилось как она с хозяйкой жила счастливо, но вот всё изменилось.
Когда на следующий день гроб вынесли из дома, поставили на табуретки во дворе, было много народа вокруг. Света побоялась вылезти из своего убежища.
Гроб поставили на машину, стоявшую около ворот, собачка вылезла из под крыльца и  издали смотрела, как уезжает машина, на которой стоял гроб с хозяйкой.
Света не понимала, что происходит, но чувство беды и обречённости не покидали её.
Из дома вышла не знакомая женщина, собачка подошла к ней.
- Ну что горемыка, осталась без хозяйки. Умерла твоя старушка.
И женщина погладила собачонку.
- Ничего найдут тебе других хозяев.
Света залезла под крыльцо её бил озноб от холода и  тоски.
Сколько времени прошло, собачка не знала, но вот к воротам подъехали машины. Во двор заходили люди, одних собачка видела, другие ей были не знакомы.
Света лежала под крыльцом, на душе у неё стало совсем тоскливо и не решаясь завыть в полный голос, она поскуливала.
К вечеру ограда и дом опустели, осталась только собачка.
Еда, которую ей оставили, была не тронута.
Не могла она есть то, что готовила не её любимая хозяйка.
Днём приехал Олег с женщиной, которая приходила несколько раз к Александре Тимофеевне.
- Ну, что забирай, куда я её дену? Пропадёт она одна.
Олег посадил Свету в большую сумку и собачке стало
 по-настоящему страшно.
Куда её несут, что же теперь будет.
Всю дорогу пока собачка сидела в сумке, ей было совсем плохо. Она никогда не покидала ограды дома, её мутило. Несколько часов пока она была в дороге, показались вечностью.
Когда ее, наконец, опустили на землю, она попала в какую-то чужую ограду.
Её окружили собаки. Они смотрели на неё с настороженностью.
Собачка не понимала, зачем её увезли из её дома. Ей не нравилось здесь, она здесь была чужой, её здесь не любили, и здесь не было её любимой хозяйки. 
Света забилась под доски, пока на неё никто не смотрел. Свернулась клубочком и умерла.
Она не смогла жить дальше без своей хозяйки, без своей старушки.


Рецензии