Война распорядилась по-своему

Пять лет… В масштабе мирной жизни, с ее неизбежными заботами и мелкими неурядицами, это почти незаметный отрезок. Но война меняет привычный счет дней, заставляя жить не буднями и выходными, а сомнительными перемириями, когда смерть маскируется под тишину.

Скольких соседей, родных или знакомых человек теряет за пять лет мирной жизни? Какова вероятность того, что случайный прохожий через неделю окажется погребенным под обломками собственного дома? Война реализует весь «потенциал трагического», не задумываясь о статистике и теориях, которые оказываются бессильными перед оскалом абсолютной ненависти, годами взращиваемой на благодатной почве националистических предрассудков…

…Моя карьера школьного учителя началась в 2017 году со знакомства с седьмым классом. Много хлопот доставляли мальчишки, среди которых особым озорством отличался Виталик. Эмоциональный и подвижный, он не мог усидеть на уроке, часто говорил скороговоркой на суржике. Позже я узнала, что семья Виталика переехала в ДНР из Винницы. Оставив на Украине большой сельский дом и хозяйство, отец семейства перевез беременную жену и двоих детей, Виталика и старшего Мишу, в Макеевку, а сам встал в ряды защитников Республики. Будучи человеком Чести, он не мог поступить иначе. Да и можно ли было оставаться в стороне, когда в Донбассе убивали тех, кого он справедливо считал братьями?

Заставить Виталика учиться мог только отец. Никогда не забуду, с каким воодушевлением Виталик, смешивая слова русского и украинского языков, пересказывал сюжет «Тараса Бульбы». Получив пятерку, мальчонка с гордостью сообщил, что интерес к повести пробудил в нем «батько»… А потом снова были рассказы об оставленной в Виннице «худобе», за которой любила ухаживать детвора…

…Май 2018-го. Прозвенел последний звонок. Виталик перешел в восьмой класс, а спустя несколько дней похоронил отца, погибшего от пули украинского снайпера.

Проститься с отцом Виталика пришли ученики и все учителя школы. В тот день каждый переживал нежданное горе как собственное. Равнодушных не было: едва сдерживали слезы взрослые ребята, одноклассники выпускника Миши, плакали одноклассницы Виталика. К подъезду многоэтажки стекались толпы людей с огромными венками и охапками цветов, перехваченных траурными лентами. Вспоминается тот страшный момент, когда вдова поднесла к гробу мужа младшего сынишку, родившегося уже на Донецкой земле. Вспоминается спокойное, величавое лицо умершего. Вспоминается недетская серьезность балагура Виталика, повзрослевшего за несколько дней. Сколько шалостей он успел бы проделать за пять лет мирной жизни? Сколько книг он успел бы прочесть и обсудить с «батьком»? Война распорядилась по-своему…

…В тот день мне пришло письмо от бывшего сослуживца погибшего. Товарищи Василия Анатольевича Бондаря до последнего не верили в реальность случившегося. Из письма я узнала о том, что «на гражданке» Василий Анатольевич работал ветеринаром. Хотел, когда закончится война, продолжить лечить животных. У него было доброе сердце, откликавшееся на чужую боль. Но война распорядилась по-своему…

https://vk.com/@dontime-voina-rasporyadilas-po-svoemu


Рецензии