Искусство чистить зубы, есть, пить и... говорить

Многие родители считают, что развитие речи включает в себя только саму речь. Но ведь чтобы правильно уметь произносить все звуки, важно уметь пользоваться всеми возможностями речевого аппарата, иметь развитые и подвижные мышцы. Для этого детей водят на занятия с логопедом. Но родители, дома, не выделяя дополнительного времени на специальные занятия, совершая простые бытовые действия, тоже могут помочь своему малышу.
Давайте обратимся к простым бытовым действиям, которые мы и так ежедневно совершаем с ребенком:
-Чистить зубы.  Чистить зубы нужно обязательно с того самого момента, как только появился первый зуб. Вы только подумайте, сколько мышц работает при такой процедуре: открыть рот, отодвинуть язык, втянуть и надуть щеки при полоскании, а если еще и гримасы перед зеркалом корчить, то веселью и пользе не будет предела. Проблема в том, что я знаю многих родителей, которые пренебрегают этой ежедневной процедурой. А что там у него 3 зуба, что их чистить?  Чистить, каждый день, обязательно.
И зубы в порядке, и режим дня, и речь.

- Еда, прием пищи. Опять знаю очень многих родителей, которые до 2, а то и старше лет дают ребенку еду только в бутылочке. Да это проще, сунул в рот и следить не надо, что прольет. Но давайте с вами проведем небольшой эксперимент. Попробуем попить из бутылочки, из поильника, из ложечки, из кружки, из трубочки. И внимательно наблюдать за мышцами, которые мы используем во время питья.  Чтобы пить из бутылочки, нужно двигать щеками, из поильника – уже используются только губы, их приходится не округлять, а держать в горизонтальной плоскости, из ложечки – губы уже приходится вытягивать вперед.  Диапазон очень широк. Подумайте, на сколько четче будет речь вашего малыша, если вы будете просто давать пить из разной посуды. 
Ну и еще несколько чрезвычайно интересных для детей упражнений, которые не надо заставлять делать, они сами будут просить.
-дуть на свечи,
-дуть мыльные пузыри
-дудеть в музыкальные инструменты (свистульки, дудки)
-вертушки.



Следующая группа упражнений направлена на развитие  активного словарного запаса и умения образовывать новые слова.
В период от 1 года до 3 лет  произносите  слова  обязательно с опорой на предмет, действие или ситуацию, вы формируете его пассивный словарный запас, т. е. понимание. Обязательно поощряйте разговоры малыша, чтобы он сам говорил, так  расширяется его активный словарный запас.
Моя племянница в 3 года удивила воспитателей в садике знанием, что такое пинцет, плоскогубцы, транзистор, светодиод. Дело в том, что дед часто брал ее с собой в свою мастерскую, рассказывал ей и показывал эти предметы. Чем богаче ваша речь, чем больше людей принимают участие в разговорах с малышом, тем лучше.

Помимо использования  слов-предметов и слов-действий, ребенок учится словам-признакам. Играя, обязательно называйте «это красный кубик, это синий кубик», «это большая машинка, это маленькая машинка, это грузовая, это легковая». Учитесь украшать предложения: « Мама пришла. Красивая мама пришла».

Называйте ему все предметы из ближайшего окружения ребенка (дом, мебель, еда, игрушки), называйте ему все действия, которые вы совершаете в знакомых ему  ситуациях (одевание, кормление, умывание). Называйте части предметов: у дома есть стены, пол, потолок, крыша, крылечко…
Ведите диалог, задавайте вопросы, создавайте ситуации, когда ребенку нужно не только вас понять, а сказать это слово самому, формируйте активный словарный запас, который включает в себя слова разных частей речи (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, предлоги).
-Кто умеет махать крыльями?
Что делает корова?
Что желтое?
Что круглое?
Какой лимон?


Рецензии