Старые и молодые
Сейчас я понял, в чем было дело. Чувствуя, что форма моей личности еще до конца не сложилась, что я – еще зыбкий и недоделанный, я восхищался законченными образами людей пожилых – их завершенность меня и привлекала. Лица, полностью лишенные юношеских припухлости и гладкости, как бы вырезанные из дерева скульптором–жизнью, запечатлевшим уникальность судьбы и характера; осанка и манеры, не терпящие импровизаций, по которым человек узнаваем, даже со спины; мысли, фразы, рассказы, анекдоты, отобранные в течение долгой жизни, и воспроизводимые к случаю в одной и той же редакции, отточенной до совершенства. Не человек, а артефакт!
Теперь и я достиг возраста, когда мой образ изваян полностью. Наблюдая молодых людей, то есть примерно половину всего населения, я вижу, что, по сравнению со мной, затверделым, они как бы вылеплены из пластилина в самых общих чертах, ожидая мастера, который их доваяет, и эта их незавершенность – их плюс, но, также, и фактор отчуждения от старшего поколения.
Вы спросите: а как молодые люди относятся ко мне? Отвечаю: по-разному; большинству, в большей или меньшей степени, свойственен «возрастной шовинизм» - они вообще стариков не переносят, но у кое-кого я вызываю интерес и даже симпатию. Я, например, заметил, что ко мне положительно относятся некоторые молодые художники, - возможно, по тем же причинам, по которым в свое время пожилые люди нравились и мне – в связи с законченностью моего образа; видимо, мне тоже была свойственна художественная жилка. Отсюда я делаю следующий вывод: те, кому я неприятен, просто напрочь лишены художественного чувства.
Август 2019 г.
Свидетельство о публикации №219111100618