Двенадцать спетых судеб Singera. Часть 7

Герой эпоса. Сказание о земле казахской.

Гений (если это действительно гений) не отягощается обидами. Он пробьется сквозь гонения, нищету, время. Двести лет прошло с рождения Курмангазы. Человека, уважаемого за свой талант, за поразительное чувство музыки, за смелость говорить правду в лицо... хотя неведомого большому миру и златых гор не имевшего. Сегодня его имя носят музыкальные заведения, улицы, оркестры и даже деньги. Те самые банкноты, которых никогда не было у кюйши*. Купюры немножко другого вида, однако имеющие законную платежную способность. Юбилейная марка, симфония, культурный комплекс, опера, мавзолей, полное собрание сочинений - потомки оказались благодарными и дальновидными. Память это важно. Это необходимо для ныне живущих и тех, кто придет потом. Увековеченные в бронзе фигуры великого человека украшают площади. Но самая большая награда для музыканта - слушатели. Думаю, что никто - ни современники импровизатора, ни ныне живущие - не мог себе представить размаха аудитории. Сегодня миллионы зрителей слушают музыку бродячего домбриста, сына бедняка Сагырбая. Кюй "Адай-кыз" - посвящение прекрасной музыкантше из рода адай - стал визитной карточкой Казахстана.

Прекрасная горечь, горькая радость. Нежность и восторг в каждом звуке. Размах. Напевность. Широта души и тепло сострадательного сердца. Бархатная мягкость. Даже упрек к далекой возлюбленной скорее похож на мольбу, нежели на укор. Как много требуется букв, чтобы хоть в малейшей степени передать красоту прозвучавших нот.

Какой сверхплотностью воображения надо обладать, чтобы вместить в пятиминутное выступление историю целого народа. Его страдания, его надежды, его радости. Словно с высоты орлиного полета видишь безграничность степей, чистоту гор, сочную свежесть джайляу*, азарт конной скачки, дымок вечернего костра. Первый крик новорожденного, входящего в эту жизнь. Боль влюбленного, разлученного со своей избранницей. Вздох старика, бредущего к закату дней. Не просто уклад жизни - сама жизнь, уложенная в звук.

Пройдя проверку временем, ремесло становится неотъемлемой частью культуры. Перерастает в искусство. Народные истоки, корни, опыт предков - вот что питает творчество. Так портной дорастает до художника по костюмам, кузнец - художника по металллу, а певец - художника по вокалу.

Голос - звонкий, хрупкий, изысканный инструмент дарованный свыше. Но как им распорядиться - наша воля, желание и ответственность. Кроме блистательных исполнительских приемов, требуется натруженная душа. Иначе все напрасно. Не в коня корм, не в верблюда колючка: драгоценный талант никого не согреет, не научит, не увлечет. Зато ставший плотью от плоти своего народа, связанный невидимой нитью, он не знает преград. Делается могучим и безграничным. Всесильным. Покоряет время и пространство. Рвется ввысь.

Дайдиау - это признание в любви к родной земле. А любовь - всегда глагол. Действие. Подвиг. Нужно доказать, что имеешь основание говорить о ней. Что словом и делом служишь отчизне. Димаш абсолютно искренен в проявлении чувств. Вдохновенный, согретый любовью, счастливый и благодарный сын своего народа.

Времена не выбирают. В них живут и умирают. Родину не выбирают тоже. Без нее человек - сирота. Полынная доля выпадает тому, кто вынужден покинуть отчий дом. Неприкаянность, отчаяние, печальные мысли не оставляют изгнанника. Даже если от меня отказалась любимая, все равно она прекрасна как луна в четырнадцатый день. Даже если изгнала родина, все равно она самая ненаглядная, самая близкая, самая драгоценная. Единственная. Ей не выставляют счетов, не сводят дебет с кредитом. Не ведут баланс обид и милостей.

На любимую, на мать, на родину - как бы горько не приходилось - никогда не обижаются. Потому что природа любви - бескорыстие. Любишь, потому что - любишь. Потому что иначе невозможно. Не спится, не живется, не дышится на свете без любви. Любви земной. Любви вселенской. Любви запредельной.

***

КЮЙШИ — исполнитель кюйев. Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и пр.

ДЖАЙЛЯУ — (джайла, жайлау, яйла) (тюрк.), летнее пастбище, обычно в субальпийских и альпийских поясах гор Казахстана и Средней Азии.


Рецензии