Двенадцать спетых судеб Singera. Часть 12

Еще раз про soul*

Писать иль не писать - вот в чем вопрос. Однозначно - писать, если захватило, увлекло, поволокло. А если все было красиво, правильно, выверено, напудрено, стилизовано и... никак. Просто - никак. Фрукты, поражающие взгляд, но пластиковые на вкус. Если ни уму, ни сердцу. Соул не может быть просчитанным. Его синкопичность** не познают алгеброй. Загнанный в клетку правил он выдыхается. Мало кому дано петь соул по-настоящему. Это большая редкость. И уж тем более, невозможно сидеть на троне двум царям. Двум исполнителям. Потому что - как бы близки мы не были - душа у каждого своя. Конечно, джентльменство это прекрасно. Благородно. Воспитанно. Но причем тут соул? Когда душа рвется наружу, правила остаются за бортом.

Я не увидела собственного прочтения творчества Майкла Джексона. Выступление не заставило меня полюбить его. Даже не вспомнилось, не пригорюнилось о давних днях, когда Billie Jean звучал из каждого второго утюга. Да, хорошая, честная, максимально приближенная к оригиналу копия. Оркестр профессионален, костюмы создают образ, детки умиляют. Не хватает самого главного - собственного взгляда. Реализации, когда тема захватила, прошла через сердце и только тогда вывела на сцену. Заметны попытки подстроиться, быть галантным, но как же Димашу тесно в этом формате. Другие варианты исполнения песен Майкла Джексона показали степень обусловленности на Singere. Словно портрет, вставленный в рамочку и спрятанный под стекло. Руками не трогать. Музейный экспонат.

Как это важно - подхватить эстафету. Продолжить и развить тему, недопетую гениальным предшественником. Но прожить творчески, осознанно, пропустив через фильтр сердца. Долг ученика и поклонника - расширить возможности. Мало дойти до базового лагеря, где сошел с трассы кумир - надо пойти выше. Добраться до вершины. Проложить тропу для следующих поколений. Пиротехника, сценография, аранжировка - до эры Майкла Джексона все это находилось в зачаточном состоянии. Шоу только зарождалось. Поэтому соединение световых эффектов с прекрасным голосом и полной самоотдачей произвело фурор. Плюс к этому пластика хорошего мима. Хотя лунную походку большим открытием не назовешь. Такое изучают на первом курсе театральных училищ, на уроках сценического движения. Но применить ее на поп-концерте - было очень круто! Кстати, "лунная" недаром стала символом. Очень часто в жизни движение вперед приводят к перемещению... назад. Погоня за эффектами удаляет от цели.

Отдав дань уважения первооткрывателю, замечу, что кроме зрелищности, насыщенности, драйва должна быть и глубина. Я не создатель шоу, я - потребитель. И именно поверхностные, попусту бурлящие, фантомные зрелища меня не привлекают. Ни разу. Ни в каком месте. Методика и технология не могут быть выше идеи. Как в еде на смену ароматам, предвкушениям, вкусам должна прийти сытость, так любое творческое событие должно приносить счастье. Не легко выветриваемый восторг. Не эфирную эйфорию, а выдержанную временем радость. Которая, в свою очередь, изменит нашу жизнь в лучшую сторону. Поддержит в трудную минуту. Если поется о мире, то зритель должен пропитаться миролюбием. Если о детях – понять, насколько мы в ответе за них, за тех, кто сегодня слаб и нуждается в заботе. Успех, это когда после такого концерта люди не пнут бродячую кошку. Помогут упавшему. Пойдут в волонтеры. В детские дома, в приюты для стариков, в больницы. Туда, где не хватает сострадания. Куда милосердие позабыло дорогу.

Майклу Джексону удалось невозможное - позвать за собой миллионы. Привлечь. Обаять. Очаровать. Но это только первый этап, за которым должен следовать второй - восхождение к счастью. Поиск счастья - такова главная тема соула. Такова главная тема всех живущих, живших и приходящих в жизнь. Настоящее, непреходящее, окрыляющее счастье - это не заработанные миллионы. И не купание в признании. Настоящее счастье, когда служишь своему предназначению. Идешь своим, а не удобным путем. Такое счастье не подвержено инфляции. Не страдает от капризов публики. Его не отнять, не украсть - только разделить с окружающими. При этом оно окрепнет, вырастет, засияет. Если, следуя призванию, выходить на сцену с "кушать подано" или исполнять трехсекундную партию английского рожка в симфонии, то будет столько же счастья, сколько от подъема акций на бирже или выступления перед полным стадионом.

Но как может привести к счастью человек несчастный? Заблудившись в отражениях этого мира, мы теряем божественную связь. Спасительная нить Ариадны выскальзывает из рук, и гений остается замурованным в каменном лабиринте непонятости. Тонет в пучине одиночества.

Майкл Джексон - трагедия неспетой песни. К сожалению, мы частенько путаем дороги с тупиками. То есть счастье проглядывается, но исчезает за первым же поворотом. И тогда начинаются танцы по битому стеклу: ни вперед, ни назад, ни на месте. Впереди тупик. Позади все терниями заросло. На осколках долго не постоишь.

Сцена беспощадна. Одна дырка в костюме сосредоточит внимание зрителя и сведет на нет тяжкий труд артиста. Один жест заставит забыть обо всех былых достижениях. Вот уже которое десятилетие идут дискуссии - хватать иль не хватать. Щупать или не щупать себя на сцене. Подобные вольности несут определенное настроение. Что называется, вопрос вопросов. Думаю, что на него ответило само время. Если сейчас, спустя три десятка лет людей это задевает, вызывает беспокойство, значит провокация имеет место быть. Забыт голос, забыт танец, в уголок забилась душа. Неужели сей жест так важен, что им невозможно пожертвовать ради целостности восприятия. Джексон потрясающ не потому, что провоцировал толпу фанатов, хватаясь за интимные места. Это сделать проще всего. Чтобы превзойти его успех, причем без допинга сексуальных ужимок, надо пойти выше и дальше. За горизонт. Стать Чайкой Джонатаном.

* soul - душа; соул - музыкальный жанр, ответвление ритм-энд-блюза
** синкопа - ритмический прием, отрывистое звучание.


Рецензии