Деликатный фовист

                МАРКЕ АЛЬБЕР
                (1875-1947)
                Французский живописец


000
Марке! О, что за великолепный художник – независимый и одновременно уверенный в том, что делает; занимательный рассказчик, который никогда не делает пауз на пути к развязке. Прозрачная техника, легкий мазок и тонкая градация цветовых оттенков – одним словом, все у него высшего качества.
(Л. Воксель)
000
Живопись была смыслом его жизни, его убежищем, его языком и единственным ответом, который он мог дать без лукавства. В ней и нужно его искать.
(М. Марке)
000
Маленький, с виду застенчивый и как бы растерянный. Он приводил меня в замешательство, так мало походил на людей, которых я до сих пор знала.
(М. Марке)
000
Он говорил мало, больше улыбался.
(М. Марке)
000
Большего бессребреника, чем Марке, я не знаю. У него рисунок твердый, порой острый, как у старых японцев… А сердце у него девушки из старинного романса, не только никого не обидит, а расстроится, что не дал себя как следует обидеть…
(А. Матисс)
000
Деликатный фовист.
(Один из критиков)
000
Он был маленького роста, сухой, очень простой в обращении, ни внешность, ни словарь не выдавали его сущности. Говорил он картинами. Его живописный язык сдержан, прост и убедителен. Отойдя от пестроты, разбросанности, свойственных многим импрессионистам, он никогда не искал в жизни геометрии: он обобщал по-человечески – без циркуля, без обязательной логики –  так, как обобщает поэзия или любовь. Его холсты поражают скупостью изобразительных средств, трудны в своей простоте, искусны в сердечной безыскусности. Серое, синее, зеленое –  и мир оживает. Он любил юг –  Алжир, Марокко, Египет; но лучшие его пейзажи –  северные; видимо, юг его самого поражал цветом, а в серой, стыдливой, сдержанной природе севера он находил цвета, которые поражают нас.
(И.Г. Эренбург)
000
Я не видел художника скромнее, чем Альбер Марке. Слава ему претила. Когда его хотели сделать академикам, он чуть было не заболел, протестовал, умолял забыть о нем. Да и не пробовал он никого ниспровергать, не писал манифестов или деклараций.
(И.Г. Эренбург)
000
Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу.


Рецензии