Взаимодействие противоположностей

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Павел Каравдин

В познании нужна надежная точка опоры. Такой опорой нам может служить первый закон (закон инерции) Ньютона.  Тело само собой не может изменить свое состояние. Нужна внешняя причина. Когда-то я читал толстую книгу (около 700 стр.) Ньютона «Математические начала натуральной философии», читал и соглашался с автором, пока не дошел до того места, где он рассказывает как он пришел к своему третьему закону «Действие всегда равно противодействию». Но ведь бывают случаи, когда действие больше противодействия. Если свая идёт в землю под ударами молота, то это означает, что действие молота больше противодействия земли. Когда противодействие и действие сравняются, свая остановится. Так я понял, что закон инерции Ньютона является только частным случаем наиболее общего закона природы – закона сохранения, консерватизма, иммунитета, противодействия или закона единства и борьбы противоположностей. Отсюда и следует, что любое изменение всегда является следствием взаимодействия двух противоположных сил, одна из которых пытается изменить существующее положение, другая – сохранить. Изменяющую силу принято называть новаторской (революционной), противоположную силу называют консервативной. Не надо думать, что консерватизм – это плохо. Обе силы одинаково нужны. Это понимал еще Аристотель, писавший что доказательство создает не тот кто доказывает, а тот, кто возражает доказательству.

В природе много всяких различий, которые можно разделить на две части: простые  и противоположные различия. Например, в цветах радуги – простые различия, ни к чему нас не обязывающие, но цвета светофора красный и зеленый – противоположны и обязывают нас к действию (стоять или двигаться). Противоположные различия существуют всегда парами: приятно или неприятно; тепло или холодно; верх или низ и т.д. и т.п. Их нельзя ни совместить, ни разлучить. Они как два берега одной реки. У реки два противоположных берега: правый и левый. Между ними река, их разделяющая. Река является проблемой (противоречием). Нужно как-то ее преодолеть, перебраться на другой берег. Противоречие не только разделяет, но и связывает берега. Можно сказать, что в природе существует принцип противоречивости, благодаря которому она всегда в проблемах и в движении. Народная мудрость, давно подметившая этот принцип, отразила его пословицей: «Нет худа без добра», но можно сказать, что и добра без худа не бывает. Жизнь без проблем (без противоречий) не интересна и практически невозможна. Человек всегда решает встающие перед ним проблемы. Одолев сложную проблему, он ощущает  счастье, в противном случае – несчастье.

В 1987 году я посещал вечерний университет марксизма-ленинизма (философский факультет) с целью пообщаться с профессиональными философами. Но общение не получилось. Читавший нам лекции зав кафедрой философии ЧелГУ К.Н.Суханов не реагировал на реплики, не отвечал на вопросы, по звонку сразу уходил. Мы сначала удивлялись такому поведению, но потом предположили, что новый дом политпросвещения, наверное, «нашпигован» микрофонами, о чем знал профессор. Философские дискуссии могли быть опасными, и он умело избегал их. Но однажды он сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей, как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Он пожал плечами. Я вскочил, хотел сказать, но он не дал мне слова. Через несколько лет я встретил его  в трамвае и сказал ему про эту связь. Он только хмыкнул, но ничего не сказал. Я не знаю, понял ли он меня?

Итак, взаимодействие противоположностей и есть диалектика. Для того, чтобы произошло изменение в нормальном случае нужны обязательно два участника, две противоположности. Например, чтобы дул ветер нужна разность давлений. Чтобы текла река, нужна разность уровней земли. Чтобы бежал по проводам электрический ток, нужна разность потенциалов. Чтобы государство развивалось, власти нужна оппозиция. Чтобы развивалась наука, нужна разность убеждений, создающая спор. Недаром Аристотель писал, что доказательство создает не тот, кто доказывает, а тот, кто возражает. Один в поле не воин. Без оппонента наука не может развиться. В науке две противоположных задачи. Одна требует сохранить известную уже науку от изменения. Этим занимается консервативное большинство. Но вот появляется новатор. Возникает противодействие. Зачем оно нам?  Противодействие – это тормоз. Но всякое движение без тормоза гибельно. Нужно ли это доказывать?

Было время, когда новаторов жгли на костре. Сейчас костры вышли из моды. Элита нашла другой способ. Просто заявили, что время одиночек прошло, что теперь открытия делают ученые коллективно. Но без новатора, как стадо коров без быка, наука стала однополой, не способной ничего родить.
Диалектика – это диалог. В СССР строилось плановое хозяйство, хозяйство единого центра, в котором не допускалось обсуждение приказов. А это и был централизм, который  назывался демократическим. Но централизм (диктатура) и демократия – это две стороны диалектики, разделенные противоречием. Централизм не может  быть демократическим.  Противоречие беспокоит людей, и вынуждает искать выход. Что лучше диктатура или демократия? Диктатура лучше для решения сиюминутных (типа военных) проблем, когда ничего и никого не жалеют. Демократия же лучше для решения перспективных (экономических) проблем. Древние греки это понимали и на время войны заменяли демократию диктатурой. При абсолютной власти, власти без оппозиции (без тормоза) и наука стала абсолютной, никаких дискуссий. Есть АН, которая всё знает и не о чем спорить. Наука без демократии, без диалога вырождается. Академики не знают ни логики, ни диалектики, но им дана абсолютная власть, они могут вещать любую глупость и возразить им невозможно. Так в журнале «Вопросы философии» (№11-2002) была опубликована статья, в которой Г.Левин «доказывал», что пословица «истина рождается в споре» неверна. Если есть высший научный центр (РАН), то какие могут быть споры? Слушайтесь и выполняйте.

И о самом светлом явлении природы у них - самое  темное  представление. «...свет  представляет собой поток особых частиц-фотонов... и имеет двойственную природу - волновую и  корпускулярную, т.е. свет  являет  собой  единство противоположностей, единство  прерывности  и непрерывности в полном соответствии с законами материалистической диалектики»[1,16].

Обычное непонимание логики. Диалектика требует двух участников и борьбу между ними, то есть Земля или движется, или не движется, но не то и другое, а свет  поток частиц, или волны эфира, но не гермафродитной природы (двойственной). Отсюда и представление, что ученые двигают науку вперед, что для этого достаточно высшего научного центра, каким была АН СССР и стала РАН.

Источник: Королев Ф. Теоретическая оптика. М.1966.


Рецензии