Детство Вани. Школа

 
     Решил год не пропускать, в "пятый" пойти учиться в совхоз, тем более, что все мои одноклассники, кроме Вари, учиться собирались там же. Пишу "решил", не упоминая о мнении родителей. Читающему эти строки, возможно, будет непонятно, но родители в мои школьные дела и проблемы не вмешивались, успехами гордились, неприятностей не ожидали. Отец сказал "Дывысь сам".
  Расстояние, что в нашу первую бригаду, что на "центральную" совхоза было одинаковым,четыре километра, дороги были равноценными - по грунтовке или полем, в школу тогда именно ходили. Правда, жили мы уже лучше, чем несколькими годами раньше, родители построили (первыми в селе) новый дом, у отца был "минский" мотоцикл, у меня велосипед "взрослый", который делить было не с кем - старший брат учился в "ремесленном", а младшие сестра и брат были дошкольниками, то есть вопрос транспорта частично был решен.
  Совхоз был привлекательным и по той причине, что там можно было увидеть здание в два этажа ( в райцентре была больница и здание напротив, скорее всего райкома и райисполкома, в два этажа, если считать за первый этаж то, что до половины окон вросло в землю). Единственный кусок шоссе( "соши")в районе, начинавшийся на "той стороне" райцентра, другим своим концом доходил до поворота на "центральную". Длина этого сооружения из кусков камня составляла шесть километров и, как говорили, "была построена немцами для вывозки зерна" в восемнадцатом, хотя не исключено, что и в сорок втором, не уточнял, полгода у них было и в сорок втором. Как говориться - что успели, до железной дороги оставалось еще семьдесят километров.
  Была в совхозе электростанция с двумя дизель-генераторными установками - отечественного производства и чешского, была, даже для дня сегодняшнего, прекрасная мастерская для ремонта тракторов(внешне в неизменном виде она "работает" и сегодня), был клуб с библиотекой, кинозалом и большим биллиардом в фойе.Был пруд с огромными зеркальными карпами и молодой совхозный сад, где цвело и плодоносило все, что могло расти в нашей местности и что расти никак не могло - грецкие орехи, например.
  Раньше мы с Мишкой-Степаном могли просто пройтись по "центральной", рискуя получить неприятности от местных пацанов, теперь же получали законный доступ ко всей этой экзотике. В общем, записались и стали ожидать начала занятий.

.  Хлеб в доме был всегда. Мама раз в неделю пекла шесть-семь больших "хлибын", с особенно вкусной верхней светло-коричневой корочкой, которая всегда была моей даже в ущерб товарному виду продукта. До хлеба было молоко (родители не поддались на хрущевские посулы и корову в колхоз не продали, как и большинство селян), дежурное блюдо борщ, иногда с курятиной, но чаще постный - налоги хоть и отменили, но по инерции разводить свиней-гусей не торопились, к тому же тогда еще не знали о возможности консервирования продуктов и то, что оставлялось впрок, имело вкус кухонной соли. С утра мама или бабушка могли напечь коржей или оладушек с запасом на пару дней, а на вечер могли быть вареники с творогом под сметану или пирожки с картошкой, могли и пофантазировать с начинкой - вишни, сливы, лесные "полунишные" ягоды, яблоки. И, конечно, картошка с домашними соленьями или свежими огурчиками-помидорами, иногда с "камсой", которой на двадцать копеек давали сколько, что и коту хватало.Сахар в чай и компот из сушки диких яблок, груш, шиповника и боярышника много сыпать не разрешали, чтобы не заработали золотухи - сахар не покупали, по шесть-семь мешков на год его получали "за ланки" сахарного "буряка" и он так и стоял в мешках в сухом месте в доме.Получали уже и деньги за работу в колхозе, но в магазине попрежнему из продуктов были только рыбные консервы, пряники и конфеты "подушечки" - всем этим нас баловали "на празнЫкы", лишние(как назвать по другому?)деньги ложились на "книжку". На чердаке хранились пара мешков соли, мешок спичек и в такой же таре сухари. Из всего этого уже "при Горбачеве" потребовались только спички. Сухари и соль, скорее всего, скормили скоту в семидесятых, когда в возможность голодовки не верил уже никто.
  И при всем этом изобилии уже через пару часов после прихода в школу я ощущал зверский голод. Кусок хлеба в сумке или пирожки-коржики друг мой Мишка-Степка приговаривал еще по дороге - сейчас я понимаю, что одна его мать не могла заработать "на рядовых" в колхозе достаточно на семью из пяти человек, а огород изобилия обеспечить не мог, только существование. Коровы у них не было, она требовала сена, да и купить ее стоило больших денег, но почему у них не было ни коз, ни курей-гусей, не знаю. Условия для содержания такой животины были идеальными. Скорее всего виной была их непрактичность.
  На большой перемене мы с Мишкой на двадцать-тридцать копеек(сколько было) "старыми" еще покупали в магазине хлеба - черного, который продавщища аккуратно отрезала от "кирпичика", ломали пополам и тут же съедали. Откуда у нас были деньги, не помню, наверное, выделяли Мишке дома или просто находили на дороге, это действительно было мелочью - коробок спичек стоил девять копеек.
  Конечно, хлеба, и не только хлеба, я мог брать из дому и побольше, но...и сегодня, когда я сыт, меня не интересует, что у нас будет на ужин, к тому же родители и бабушка пережили сколько голодовок, что наличие хлеба в доме снимало все вопросы - я просто, по их мнению, не мог быть голодным. К тому же у нас в семье, кроме вечера, был вроде как "шведский стол", за который, как известно, усаживаться не обязательно.
  И вот однажды, уже в октябре и по морозцу, школа вышла на уборку кукурузы в поле - ломать початки-"качаны" и носить в грузовик. Представляете, какой у меня был аппетит? Дорога, отсутствие даже куска черного хлеба, работа на свежем воздухе, а в перерыве точно по расписанию совхозяне разматывают "тормозки" - вчера в школе предупреждали? Не помню.
  Все, что я написал выше, я написал ради этого последнего абзаца - в совхозе был пруд, в котором водились карпы и котрых можно было ловить всем, кто хочет и может. И вот местный мой одноклассник угостил меня кусочком жареного карпа...Я не верю, что
 существуют блюда вкуснее жареной "ставковой" рыбы - свежемороженной в крайнем случае. Поэтому случается, что я иногда езжу "на карася", так как нормального карпа поймать мне никогда не приходилось. Можно, конечно, рыбу покупать и в магазине...но там костей больше.

  На фото тот самый директор - и друг моего отца, кстати...


Рецензии