Философия и наука

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА “ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ”. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (2006 ГОД)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии социально-экологических дисциплин
Протокол № 1 от 27.08.2006
Председатель: преподаватель географии и экологии высшей квалификационной категории Шахтинского педагогического колледжа Аксенова Г. И.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем специальностям
Зам. директора Шахтинского педагогического колледжа по учебной работе: Гуденко Л. П.

Автор: преподаватель общественных дисциплин Шахтинского педагогического колледжа Ворожейкин А. Б.

Рецензент: кандидат философских наук, преподаватель истории и общественных дисциплин Шахтинского педагогического колледжа Земрах Т. В.

Пояснительная записка

Новые социально-экономические и политические условия развития нашей страны, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем уровня развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образовательных учреждений в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и методической квалификации, от их творчества, способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Методологическая культура учителя предполагает знакомство с логикой и методами научного исследования (в том числе и философскими методами), овладение основными исследовательскими подходами и принципами. Успех в практической деятельности невозможен без умения осмысливать ее с научных (в том числе и философских) позиций.
      
Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют в достаточно полном объеме раскрыть все темы и вопросы дисциплины “Основы философии”. Во-вторых, тем, что в современных условиях философское знание настолько многозначно, что его невозможно освоить без умения отбирать и анализировать различные философские взгляды и концепции. В-третьих, учебники и учебные пособия по дисциплине “Основы философии” быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, в новых учебных программах.
      
В результате изучения факультативного курса студент должен уметь:
- работать с философскими и научными источниками, применяя различные виды чтения;
- систематизировать и обобщать информацию по вопросам  философской и научной проблематики;
- выделять специфические признаки  философского и научного познания;
- анализировать строение и динамику философского и научного знания;
- определять логику, методологию и методы философского и научного познания;
- оценивать этические нормы современной философии и науки;
- кратко, логично и аргументированно излагать научный материал;
- владеть навыками участия в научной дискуссии.
      
Программа предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий.
      
Цели и задачи факультативного курса:
- получить представление о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека и общества;
- изучить методику научно-исследовательской работы, способы поиска и накопления необходимой научной информации (в том числе и для решения конкретных практических задач);
- определить социальные функции современной философии и науки;
- проанализировать основные этапы и закономерности развития  философии и науки;
- рассмотреть общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования, исторический и логический методы исследования;
- определить степень взаимодействия и взаимовлияния философии и науки.
      
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов философского и научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях современного общества.
      
При изучении факультативного курса необходимо постоянно обращать внимание студентов не только на его теоретический, но и практический характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
      
Освоение факультативного курса предполагает практическое осмысление его тем на практических занятиях, в ходе которых студенты должны закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки.

Содержание факультативного курса (14 часов)

Введение (1 час)

Значение и содержание факультативного курса “Философия и наука: проблемы взаимодействия и взаимовлияния” и его связь с другими дисциплинами. Роль факультатива в достижении требуемого уровня образованности студентов.
Студент должен иметь представление:
- о взаимодействии факультативного курса с другими учебными дисциплинами.

Раздел 1. Философия и наука в современном мире. Социальные функции философии и науки (2 часа)

Философия и наука как основные формы человеческого познания. Философское и научное видение мира. Социальные функции философии. Функция выявления (экспликации) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Функция рационализации (перевода в логическую, понятийную форму) и систематизации (теоретического выражения) суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Критическая функция (роль критической “селекции”, аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории). Функция согласования, интеграции всех форм человеческого опыта (практического, познавательного и ценностного). Три группы социальных функций современной науки: культурно-мировоззренческие, функции непосредственной производительной силы, функции социальной силы. Использование научных знаний и методов при решении проблем, возникающих в ходе общественного развития. Наука как социальный институт в структуре современного общества.
Студент должен иметь представление:
- о месте и роли философии и науки в современном мире.
Студент должен уметь:
- анализировать основные социальные функции современной философии и науки.

Раздел 2. Философское и научное познание: специфические признаки. Основные отличия философии и науки от обыденного познания (2 часа)
      
Философия и наука как объективное и предметное знание. Ориентация философии и науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития – одна из важнейших особенностей философского и научного познания. Язык философии и науки. Системность и обоснованность философского и научного знания. Теория как особый тип философского и научного знания.
Студент должен иметь представление:
- об объективности и предметности философского и научного знания.
Студент должен знать:
- особенности языка философии и науки.
Студент должен уметь:
- отличать философские и научные теории от обыденных взглядов и представлений.

Раздел 3. Строение и динамика философского и научного знания (2 часа)
      
Дисциплинарная организация современной философии и науки. Два основных уровня знания: эмпирический и теоретический. Виды познавательной деятельности человека: эмпирическое и теоретическое исследование. Соотношение категорий “эмпирическое” и “теоретическое” с категориями “чувственное” и “рациональное”. Критерии различения теоретического и эмпирического. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Основания научного знания. Идеалы и нормы научного познания. Философская и научная картина мира. Естественнонаучная картина мира. Специальная (локальная) научная картина мира. Философские основания науки, обосновывающие как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру.
Студент должен иметь представление:
- о дисциплинарной организации современной философии и науки;
- об основных уровнях знания (эмпирическом и теоретическом).
Студент должен уметь:
- анализировать философскую и научную картину мира;
- определять философские основания науки.

Раздел 4. Философия и развитие науки: основные тенденции и закономерности (2 часа)
      
Преемственность развития философии и науки (сохранение положительного содержания старых знаний в новых). Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов “крутой ломки” фундаментальных законов и принципов (научные революции). Сложное сочетание процессов дифференциации (выделение новых научных дисциплин). Углубление процессов математизации и компьютеризации. Теоретизация и диалектизация современной науки, ее все более активная роль во всех сферах жизнедеятельности людей, усиление ее социального значения. Эвристический и прогностический потенциалы современной философии и науки.
Студент должен уметь:
- анализировать основные тенденции и закономерности развития философии и науки;
- определять основные потенциалы современной философии и науки.

Раздел 5. Логика, методология и методы философского и научного познания (2 часа)
      
Понятие метода. Теоретический и практический характер метода. Субъективная и объективная стороны метода. Классификация методов. Философские методы. Общенаучные подходы и формы исследования. Частнонаучные (специальнонаучные) методы. Дисциплинарные методы. Общелогические методы познания. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Обобщение. Индукция. Дедукция. Аналогия. Моделирование. Материальные и идеальные модели. Компьютерное моделирование. Научные методы эмпирического исследования. Наблюдение и его основные элементы: наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения. Целенаправленный характер наблюдения. Описание. Эмпирическое описание как фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Основные виды описания: качественное и количественное. Измерение. Сравнение. Эксперимент, его познавательная роль. Научные методы теоретического исследования. Формализация. Аксиоматический метод. Гипотетико-дедуктивный метод. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исторический и логический методы исследования.
Студент должен иметь представление:
- о методе как совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Студент должен знать:
- классификацию методов;
- специфику общелогических, эмпирических и теоретических методов познания.

Раздел 6. Этические нормы и ценности философии и науки. Свобода философского и научного поиска и социальная ответственность ученого (3 часа)
      
Воплощение в нормах философской и научной этики общечеловеческих моральных требований и запретов. Бескорыстный поиск и отстаивание истины. Универсализм, общность, организованный скептицизм как основные ценности философии и науки. Истина и заблуждение, их соотношение. Основные характеристики истины. Критерии истины. Биоэтика. Диалектическая связь свободы и ответственности в деятельности ученого. Проблема социальной ответственности ученого. Сциентизм и антисциентизм. Гуманистическая сущность развития науки.
Студент должен иметь представление:
- об истине как высшей ценности философии и науки.
Студент должен знать:
- основные характеристики и критерии истины.
Студент должен уметь:
- устанавливать связь между свободой и ответственностью в деятельности ученого;
- определять гуманистическую направленность развития науки в современном обществе.

Основная учебная литература

1. Горелов А. А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
2. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений. М.: Логос, 2004.
3. Краткий философский словарь / Под редакцией А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1999.
4. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Современная западная философия: Словарь / Сост.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991.
6. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991.
7. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986.
8. Чудинов Э. М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.


Дополнительная учебная литература

1. Айер А. Философия и наука // Вопросы философии. – 1962. – № 1.
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
4. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.
5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.


Рецензии
Очень хорошая рабочая программа!!! На мой взгляд, программа по-прежнему весьма актуальна, хотя с момента её разработки и практической апробации и прошло уже полтора десятка лет.

Георгий Георгиевич Ларин, действительный член Академии педагогических и социальных наук (академик АПСН); педагог, социальный философ, социолог.

Георгий Георгиевич Ларин   05.05.2022 19:36     Заявить о нарушении