Теория живого звука

или жизнь до наступления эры настоящих шоу

Песен и зрелищ жаждет народ. Зрелища предоставляются в полном объеме: лазерные пушки, гигантские экраны, супер-сцены, танцы-костюмы-фейерверки…сложнейшие акустические системы. Вот только звук в них частенько бывает консервированным. Качество, идентичное натуральному.

Искренняя вера творит чудеса. Мы искренне верим в несокрушимую мощь Кинг-Конга, не догадываясь, что его настоящий рост — 70 см. А все остальное — чудеса техники и компьютерная обработка.
Еще недавно полноценные концерты в живом исполнении считались практически невозможными. Целая армия звукорежиссеров помогала артистам создавать имитацию живого голоса. Трюки вместо искусства. Что-то вроде извлечения из шляпы кролика или букета пластиковых цветов.

Но появился человек, для которого плюсовая фонограмма - вещь невозможная. По определению. И мир искусства задумался: если смог один, то должны быть и последователи.

Любое новшество проходит три стадии экспертной оценки:
— это невозможно, потому что невозможно никогда;
— в этом что-то есть;
- ну кто же этого не знает!

Надеюсь скоро, очень скоро люди забудут о фанерных поп-концертах как о страшном сне. Пустая имитация творческой деятельности, когда условно присутствующий голос «вытягивался» в студии, а исполнитель (более или менее удачно) открывал рот, уйдет в предания. В реалии давно минувших лет. Туда, где водятся сказочные чудовища, летают птеродактили и драконы охраняют пещеры с сокровищами.

Древнейшая система энергетических центров в теле человека или система чакр имеет современные аналоги. Другими словами, наше тело устроено по принципу радуги и созвучно гамме. Один из центров — горловой или чакра вишудха — имеет синий цвет и отзывается на ноту «соль».

* Невольно хочется вспомнить людей, о которых мы говорим — соль земли.
** Еще одно «невольно»: скрипичный ключ начинается с ноты «соль».
А еще, через нее идет самая большая потеря энергии. Просто фонтанирующая. Об этом лучше всех знают ораторы, педагоги, тренеры, репетиторы и, конечно, вокалисты. За час «работы» голосом человек теряет больше сил, чем при разгрузке вагонов. Достаточно часок-другой вслух почитать любимую книгу, чтобы в полной мере ощутить весомость этого труда.

Вишудха передает весь спектр эмоций. Любой окраски: от злобно черных до светящихся золотом счастья. Недаром словарь признает синонимами выражения «дыхание перехватило», «прийти в волнение», «задыхаться», «разволноваться», «голос прервался».
Ключевой звук горловой чакры — ХАМ. Видимо не случайно мы так обозначаем грубых, наглых, агрессивных особей. Существ, преступающих законы мироздания. Тех, кто во зло использует драгоценный дар речи. Во всяком случае, библейская история этой теории не опровергает.

Голос подобен лакмусовой бумаге. Мы говорим «уверенность в голосе» и это не просто фигура речи. По силе голоса (не важно, тихого или громкого) мы определяем силу воли собеседника. Интуитивно определяем, насколько он круче или слабее нас.

Горловой центр предназначен для обеспечения работы голосовых связок, верхушки легких, гортани. В его зону ответственности входят слух и дыхание. Эта чакра действует как аккумулятор: заряжается от правды и блокируется ложью. Чем больше и чаще человек говорит правду, тем сильнее его вишудха. Когда мы живем в гармонии с миром (т.е смиренны), то энергия жизни легко, беспрепятственно поднимается по позвоночнику, и горловая чакра откликается хрустальным звоном.

Искреннее, т.е. искрящееся чистыми эмоциями пение это не только удовольствие или способ единения с миром. Это еще и оздоровительная методика. Лекарственное средство. Ломая себя, идя против собственных принципов, человек «наступает себе (или собственной песне) на горло». И ломка эта заканчивается печально. Утратой смысла жизни. А потом и потерей здоровья.

Голос — это не просто работа. Или карьера. Или средство пропитания. Голос — это инструмент, который формирует образ жизни. Да, накладывает многочисленные табу. Зато оттачивает мышление. Развивает и очищает сознание. Голос может стать мощным орудием саморазвития, если конечно относиться к нему с должным вниманием. Вечная неизбежность выбора: жизнь или кошелек! Жизнь в искусстве или кошелек с удовольствиями. Невозможно пить, курить, говорить злые слова и при этом быть настоящим вокалистом.

Про первых два условия понятно всем. Без особых объяснений. Но при чем тут нецензурщина? Оказывается очень даже при чем. Уж сколько раз твердили миру, что язвительность разрушает психику. Помноженная на усилители мощности, сабвуферы и прочие достижения акустической техники, она приводит к быстрой деградации. И личность человека поющего, и личность человека внимающего синхронно катятся в болото депрессии.

Зато настоящему певцу, актеру высокого полета дана возможность очищать людей от тины уныния. Дарить уверенность в собственных силах. Пропитывать энергией счастья.
Совместное пение артиста с залом это небывалое единение. Приглашение на бал, на кружение в вихре вальса. На совместное путешествие в другие миры. В пространство чистой мысли. В измерение, где все созидается и разрушается звуком.

Человек скептический может не сразу понять, что он сражен. Побежден. Перевербован. Что с первых минут захвачен в плен музыкой Димаша. Что возврата нет. Рубикон перейден. Безусловно, мы глубоко благодарны кумирам прежних лет. Но мир уже поделился на ДО и ПОСЛЕ.

Кто-то еще пытается бежать по привычной тропинке. По колее, которой нет. Уже нет. Потому что новый мир — новые пути. Не лучше, не хуже, просто другие.

Конечно, Димаш — это еще не вся эра живого звука. Но он первая ласточка. Первопроходец. Страж, настежь распахнувший врата новых возможностей.


Рецензии