Отзыв на роман Михаила Ландбурга Посланники
стилем и образно философским осмыслением
современной израильской действительности.
ВИКИПЕДИЯ
Замечательно сказано, но необходима одна существенная поправка – осмысление не только израильской действительности.
Потому, что для философского понимания реальности - нет какой-то отдельной израильской или ирландской, или финской,или какой-нибудь иной действительности – все это всеобщая среда существования человека, а частные ее формы – не иначе, как части общего и существуют по единым законам.
Роман "Посланники" составлен из трех частей, в которых события случайные, происходящие на периферии глобальных процессов несут в себе все существенное, всю их суть.
События же эти –
Противостояние арабскому стремлению уничтожить Израиль .Описана одна из военных операций против террористической организации в секторе Газа.
Гибель австрийских евреев в лагере смерти Биркенау в 1944 году.
История любви двух студентов, живущих в израильской действительности.
Автор стремиться эти отдельные явления связать между собой, сделав их символом общей несостоятельности современного человеческого бытия и хрупкости и незащищенности человеческой личности в этом мире.
Повествование в каждой из трех частей романа ведется от имени каждого из персонажей, героев романа, по очереди. Это студент и сержант запаса Лотан, студентка Лия и австрийский студент- философ Ганс Корн, уже умерший, расстрелянный в Биркенау.
Однако, очень быстро , становится понятно - что каждый из них это тот же наш автор, который только меняет маски. Его голосом говорит Лотан, и он же – студентка Лия, и его же голос мы слышим из черепной коробки бывшего австрийского студента. Все они высказывают авторскую мысль часто, парадоксальную. Эта смена масок является особенность прозы Михаила Ландбурга и она приносит ему “дивиденды”, не смотря на то , что для другого автора это было бы потерей. У Ландбурга этот прием только добавляет глубины и содержательности книге.
Автор, цитируя в романе более чем тридцать источников , начиная с античности и по настоящее время, поражает своей эрудицией. Это присутствие "заемной мудрости" прекрасно вписывается общую ткань романа, обогащая его, создавая необычную канву для описания событий, превращая роман в своего рода философскую прозу.
Большое количество цитат мыслителей прошлого и настоящего,и глубокие, афористичные высказывания самого автора создают ощущение неразрывного исторического времени и неразрывности человеческого познания, пытающегося проникнуть, понять, осознать смысл жизни в ее непрекращающейся борьбе Добра и Зла.
Тут следует сослаться на замечание публициста Павла Матвеева, который в предисловии к роману пишет:"- Мне отчего-то представлялось, что так же как мертвец Ганс Корн разговаривает со студенткой Лией,….. точно так же Бог разговаривает - через Ланбурга – по крайней мере, со мной..Потому, что в этой его книге мне довелось найти ответы на несколько важных вопросов."
Действие романа происходит в реалиях современной израильской
действительности, где постоянные угрозы жизни израильтян, попытки уничтожить само еврейское государство - со стороны арабского анклава в Газе, не прекращаются. В эту реальность вплывают и ужасы концлагеря Биркенау и там - уничтожение евреев является целью. Однако, мистическое проникновение в реальность гостя из прошлого, Ганса Корна, являющееся как будто жанрово чужеродным, тем не менее вплавляется общую ткань романа, и встроено в общую философскую концепцию книги.
Ганс Корн появляется, чтобы предупредить, призвать к уничтожению Зла, не примиряться со Злом. Но ….
"Если хорошие люди не будут сидеть сложа руки"… А где они, эти люди? "-Люди - это всего лишь люди,” как говорит мать Лотана.
Пустое и напрасное путешествие Корна. Только подтверждающее, что зло, в том или ином виде - неистребимо и бесконечно. И только неисповедимые законы истории…
Время в романе как бы остановливается. Оно неподвижно в первой части, когда солдаты отделения Лотана ждут приказа вступить в военные действия на границе Газы. Ждут напрасно. Ждут, теряя самообладание. И , по приказу , отходят с чувством горечи, с ощущением позора.
“А может, мы не у цели?
А может, у цели – не мы?
А может, цели-то и нет?"
Я казался себе опрокинутой на спину черепахой”
Зло осталось не наказанным.
Время остановилось и в лагере Биркенау. Измученные,истощенные, униженные узники- погибают, один за другим. Погибают только потому, что зло, оскалив гнилые зубы, выбрало их – ему понадобились евреи. И, снова, зло остается безнаказанным. В том месте и в то время. Эта неподвижность, бездейственность, безнадёжность …
Простой и выразительный образ использован писателем, как иллюстрация застопоренности и неподвижности времени: боец Юваль Лерман , в любых обстоятельствах, где бы он ни был - сидит и грызет печенье.
Ничего не меняется, ничего не двигается.
И в этой вязкой, неподвижной реальности - живые люди,
Они не должны смиряться с этим, остановленным временем,
Они должны жить, им необходимо будущее, им нужен просвет в этой серой облачной вате.
И в этом отсутствии выраженного движения сюжета - все пространство книги заполняет движение мысли, увлекательное своей нетривиальностью и глубиной.
В романе неоднократно обыгрывается слово ПОСЛАННИКИ-
"И он , и ты, и я на этой земле посланники.- утверждает автор- Вопрос только в том, кем посланы и зачем?".
Это и воины на границе с Газой, это и дипломаты из африканской страны, это и пришелец из расстрельного рва, это, в какой то степени, и мудрецы из прошлого,и, конце концов, сам роман- ведь таково его название – “Посланники”- с предупреждением, с призывом к миру, к "добрым людям" в нем.
"Будьте в вечной тревоге, если хотите выжить".
А что же живые герои книги, милые и симпатичные молодые люди, Лотан и Лия? Во всей этой мешанине страха и опасностей, во всей этой неуверенности, в этой скользкой реальности? И они Посланники. Посланники в будущее, и они уже люди будущего.
Отдельно - об уникальном стиле Михаила Ландбурга.
Его проза поглощает, обволакивает читателя, блистает острой мыслью, неожиданными сравнениями.Его пейзажные миниатюры - тонки и поэтичны :" Смыкается день. Свет ёжится и, исказившись износившись, поддавшись напору вечера, покидает границы дня.""За окном…полет преследуемых ветром сухих листьев".
Пребывая в пространстве романа, останавливаешься чтобы вглядеться и ,куда ни посмотришь, куда ни повернешься, перед тобой неожиданная, прекрасная, не повторяющаяся форма, переливающаяся и сверкающая всеми красками на своих гранях.
Как играет свет на причудливых сталактитах в загадочном подземном мире.
А в стороне сидит боец Юваль Лерман и грызет печенье.
Свидетельство о публикации №219111201660
Разве не всегда так?
Флобер говорил:"Мадам Бовари - это я"...
Дина Березовская 14.11.2019 13:38 Заявить о нарушении
Эта связь имеет некие тонкие , опосредованные нити, которые читателю не видны и не должны быть видны ни в коем случае.
Представляю себе рассуждение читателя -" Вот эта Мадам Бавари, которая на самом деле вовсе не Мадам, а Гюстав Флобер..."
Но у Ландбурга несколько иное. Тем более, что автор практически не менят интонацию во всех трёх случаях, хотя он и называет лиц, от имени которых идёт повествование: то Лотан, то Лия, то Ганс - давая понять что это только маска.
И органично, на мой взгляд это только потому, роман этот - философская проза.
И у этого жанра есть свои особенности.
Майя Вайзель-Марин 14.11.2019 18:58 Заявить о нарушении
Майя Вайзель-Марин 14.11.2019 20:35 Заявить о нарушении
Мне представляется, что у Платона в его "Диалогах" - Сократ и его собеседник-это функции. И выражают мысли скорее всего самого Платона.( Или, допустим, как Платон
понял Сократа. Мы же не можем быть уверены, что это Сократ в чистом виде?). И сами эти "Диалоги" - это жизнь и история идей, а не людей.
Вот ваша героиня Сара. Вы сказали, что она - это в чём-то сам автор.Но, тем не менее для читателя- Сара- живой человек, самостоятельно существующий в пространстве рассказа, и связь её с автором, это отдельная история, рассказа, как такого, не касающаяся.
У Михаила, в романе "Посланники", преобладающая линия - это жизнь идей.И люди,это, своего рода, носители идей.
Майя Вайзель-Марин 14.11.2019 21:58 Заявить о нарушении
Я верю в то, что цель литературы - рассказать историю, которая, возможно, тронет сердца и умы, а не нести идею.
И, конечно же, каждую историю со всеми ее персонажами, пейзажами, эмоциями, всё, что автор создаёт - он создаёт из самого себя, Ведь никакого другого материала у него нет - только его нутро, воспоминания и наблюдения, его нереализованные мечты.
Я ещё не читала этот роман Михаила, и о нем конкретно не могу судить. После вашего эссе непременно прочту)
Дина Березовская 15.11.2019 20:31 Заявить о нарушении
насколько автор является единственным создателем своего творения и точно ли это его это единоличное творение. Когда то существовало понятие "Божественного наития", которое возникло из наблюдаемого некоего надличностного компонента в творческом процессе.Сегодня этот феномен можно назвать коллективным бессознательным.Индивидуум ментально и даже поведенчески вплавлен в это всеобщее.
И личный опыт (его оценка) и форма поведения определяются чем-то, что находится за пределами личности.
Примером может служить то, что называют "Идеями, которые носятся в воздухе",
и то, что по странному стечению обстоятельств, в разных местах создаются произведения на одну и ту же тему, порой даже с похожими сюжетами.
Конечно, талант и индивидуальность это - непререкаемо. Но всё остальное?
Кстати, в моём стихотворении некие "Птицы небесные"-это,как раз, замена понятия "Надличностное "
Майя Вайзель-Марин 15.11.2019 23:14 Заявить о нарушении
Мне так кажется)
Дина Березовская 16.11.2019 14:01 Заявить о нарушении
скажем- демиургом, то тут и творчеству конец.Наоборот как раз тут и начинается
самое что ни на есть творчество. Такая позиция требует усиленного творчества
для создания той художественной реальности которая бы подтверждала, соответствовала идеям автора.
Лишила ли "Всевышнего" ( не будь он всуе упомянут) творческого начала реализация идей по сотворению мира? Ещё как он разошёлся в своём творчестве. Творил направо и налево.
Майя Вайзель-Марин 16.11.2019 14:44 Заявить о нарушении
использованного образа). Идея одиночества(очень поэтично проявленная).Насколько эта обременённость идеей мешает творческому процессу? Мне кажется, что именно она и питает его.
Другое дело, как понимать сам термин, сам процесс творчества.
Майя Вайзель-Марин 16.11.2019 15:04 Заявить о нарушении
Талант, чтобы прислушиваясь к себе, суметь свои чувства превратить в нечто, доступное другим.Превратить в определённую форму. Вот, кстати , шуточный клип по поводу инструментария для творчества.
http://www.facebook.com/theatricalpage/videos/463352894532963/?
t=85&v=463352894532963
А вот исследователю важно понять, из чего весь этот процесс состоит, откуда что происходит и как влияет на результат.
Майя Вайзель-Марин 16.11.2019 17:29 Заявить о нарушении
Дина Березовская 17.11.2019 10:12 Заявить о нарушении
Сидит идея за спиной писателя и говорит ему на ушко: "Вот так сделай или вот так...". Оглянется писатель посмотреть, кто там - а никого нет.
"Вот,-думает- показалось!" А идея ему:" Делай, делай! Поверь, хорошо будет!"
А сама мерцает себе потихоньку. То из воздуха сгущается, то опять растворяется, расплывается, как тут её увидишь.
Ходит писатель, носит на себе эту идею - носитель, значит. Да сам знать об этом не знает. Ну и хорошо! А иначе - скандалов не оберёшься.
Майя Вайзель-Марин 17.11.2019 17:10 Заявить о нарушении