Отзыв на роман Михаила Ландбурга Посланники

                Проза М. Ландбурга отличается индивидуальным
                стилем и образно философским осмыслением
                современной израильской действительности.
               
                ВИКИПЕДИЯ

Замечательно сказано, но необходима одна существенная поправка – осмысление не только израильской действительности.
Потому, что для философского понимания реальности - нет какой-то отдельной израильской или ирландской, или финской,или какой-нибудь иной действительности – все это всеобщая среда существования человека, а частные ее формы – не иначе, как части общего и существуют по единым законам.

    Роман "Посланники" составлен из трех частей, в которых события случайные, происходящие на периферии глобальных процессов несут в себе все существенное, всю их суть.
События же эти –
   Противостояние арабскому стремлению уничтожить Израиль .Описана одна из военных операций против террористической организации в секторе Газа.
   Гибель австрийских евреев в лагере смерти Биркенау в 1944 году.
   История любви двух студентов, живущих в израильской действительности.


  Автор стремиться эти отдельные явления связать между собой, сделав их символом общей несостоятельности современного человеческого бытия и хрупкости и незащищенности человеческой личности в этом мире.
   
  Повествование в каждой из трех частей романа ведется от имени каждого из персонажей, героев романа, по очереди. Это студент и сержант запаса Лотан, студентка Лия и австрийский студент- философ Ганс Корн, уже умерший, расстрелянный в Биркенау.
   Однако, очень быстро , становится понятно - что  каждый из них это тот же наш автор, который только меняет маски. Его голосом говорит Лотан, и он же – студентка Лия, и его же голос мы слышим из черепной коробки бывшего австрийского студента. Все они высказывают авторскую мысль часто, парадоксальную. Эта смена масок является особенность прозы Михаила Ландбурга и она приносит ему “дивиденды”, не смотря на то , что для другого автора это было бы потерей. У Ландбурга этот прием только добавляет глубины и содержательности книге.
   Автор, цитируя в романе более чем тридцать источников , начиная с античности и по настоящее время, поражает своей эрудицией. Это присутствие "заемной мудрости" прекрасно вписывается общую ткань романа, обогащая его, создавая необычную канву для описания событий, превращая роман в своего рода философскую прозу.
Большое количество цитат мыслителей прошлого и настоящего,и глубокие, афористичные высказывания самого автора создают ощущение неразрывного исторического времени и неразрывности человеческого познания, пытающегося проникнуть, понять, осознать смысл жизни в ее непрекращающейся борьбе Добра и Зла.
   Тут следует сослаться на замечание публициста Павла Матвеева, который в предисловии к роману пишет:"- Мне отчего-то представлялось, что так же как мертвец Ганс Корн разговаривает со студенткой Лией,….. точно так же Бог разговаривает - через Ланбурга – по крайней мере, со мной..Потому, что в этой его книге мне довелось найти ответы на несколько важных вопросов."
 
  Действие романа происходит в реалиях современной израильской
действительности, где постоянные угрозы жизни израильтян, попытки уничтожить само еврейское государство - со стороны арабского анклава в Газе, не прекращаются. В эту реальность  вплывают и ужасы концлагеря Биркенау и там - уничтожение евреев является целью. Однако, мистическое проникновение в реальность гостя из прошлого, Ганса Корна, являющееся как будто жанрово чужеродным, тем не менее вплавляется общую ткань романа, и встроено в общую философскую концепцию книги.
 Ганс Корн появляется, чтобы предупредить, призвать к уничтожению Зла, не примиряться со Злом. Но ….
"Если хорошие люди не будут сидеть сложа руки"…  А где они, эти люди? "-Люди - это всего лишь люди,” как говорит мать Лотана.
Пустое и напрасное путешествие Корна. Только подтверждающее, что зло, в том или ином виде - неистребимо и бесконечно. И только неисповедимые законы истории…

  Время в романе как бы остановливается. Оно неподвижно в первой части, когда солдаты отделения Лотана ждут приказа вступить в военные действия на границе Газы. Ждут напрасно. Ждут, теряя самообладание. И , по приказу , отходят с чувством горечи, с ощущением позора.
“А может, мы не у цели?
А может, у цели – не мы?
А может, цели-то и нет?"
Я казался себе опрокинутой на спину черепахой”

Зло осталось не наказанным.
   Время остановилось и в лагере Биркенау. Измученные,истощенные, униженные узники- погибают, один за другим. Погибают только потому, что зло, оскалив гнилые зубы, выбрало их – ему понадобились евреи. И, снова, зло остается безнаказанным. В том месте и в то время. Эта неподвижность, бездейственность, безнадёжность …
   
  Простой и выразительный образ использован писателем, как иллюстрация  застопоренности и неподвижности времени: боец Юваль Лерман , в любых обстоятельствах, где бы он ни был - сидит и грызет печенье.
Ничего не меняется, ничего не двигается.
И в этой вязкой, неподвижной реальности - живые люди,
Они не должны смиряться с этим, остановленным временем,
Они должны жить, им необходимо будущее, им нужен просвет в этой серой облачной вате.
  И в этом отсутствии выраженного движения сюжета - все пространство книги заполняет движение мысли, увлекательное своей нетривиальностью и глубиной.
     В романе неоднократно обыгрывается слово ПОСЛАННИКИ-
"И он , и ты, и я на этой земле посланники.- утверждает автор- Вопрос только в том, кем посланы и зачем?".
Это и воины на границе с Газой, это и дипломаты из африканской страны, это и пришелец из расстрельного рва, это, в какой то степени, и мудрецы из прошлого,и, конце концов, сам роман- ведь таково его название – “Посланники”- с предупреждением, с призывом к миру, к "добрым людям" в нем.
"Будьте в вечной тревоге, если хотите выжить".
   А что же живые герои книги, милые и симпатичные молодые люди, Лотан и Лия? Во всей этой мешанине страха и опасностей, во всей этой неуверенности, в этой скользкой реальности? И они Посланники. Посланники в будущее, и они уже люди будущего.
   Отдельно - об уникальном стиле Михаила Ландбурга.
Его проза поглощает, обволакивает читателя, блистает острой мыслью, неожиданными сравнениями.Его пейзажные миниатюры - тонки и поэтичны :" Смыкается день. Свет ёжится и, исказившись износившись, поддавшись напору вечера, покидает границы дня.""За окном…полет преследуемых ветром сухих листьев".
Пребывая в пространстве романа, останавливаешься чтобы вглядеться и ,куда  ни посмотришь, куда ни повернешься, перед тобой неожиданная, прекрасная, не повторяющаяся форма, переливающаяся и сверкающая всеми красками на своих гранях.
Как играет свет на причудливых сталактитах в загадочном подземном мире.

А в стороне сидит боец Юваль Лерман и грызет печенье.


Рецензии
"Однако, очень быстро , становится понятно - что каждый из них это тот же наш автор, который только меняет маски."
Разве не всегда так?
Флобер говорил:"Мадам Бовари - это я"...

Дина Березовская   14.11.2019 13:38     Заявить о нарушении
Тем не менее Гюстав, в гендерном плане, отнюдь не Мадам.
Эта связь имеет некие тонкие , опосредованные нити, которые читателю не видны и не должны быть видны ни в коем случае.
Представляю себе рассуждение читателя -" Вот эта Мадам Бавари, которая на самом деле вовсе не Мадам, а Гюстав Флобер..."
Но у Ландбурга несколько иное. Тем более, что автор практически не менят интонацию во всех трёх случаях, хотя он и называет лиц, от имени которых идёт повествование: то Лотан, то Лия, то Ганс - давая понять что это только маска.
И органично, на мой взгляд это только потому, роман этот - философская проза.
И у этого жанра есть свои особенности.


Майя Вайзель-Марин   14.11.2019 18:58   Заявить о нарушении
Конечно, может быть я не права. Но так это мне представляется.

Майя Вайзель-Марин   14.11.2019 20:35   Заявить о нарушении
Может быть, я уже утомила. Но тема очень интересная и спорная.
Мне представляется, что у Платона в его "Диалогах" - Сократ и его собеседник-это функции. И выражают мысли скорее всего самого Платона.( Или, допустим, как Платон
понял Сократа. Мы же не можем быть уверены, что это Сократ в чистом виде?). И сами эти "Диалоги" - это жизнь и история идей, а не людей.
Вот ваша героиня Сара. Вы сказали, что она - это в чём-то сам автор.Но, тем не менее для читателя- Сара- живой человек, самостоятельно существующий в пространстве рассказа, и связь её с автором, это отдельная история, рассказа, как такого, не касающаяся.
У Михаила, в романе "Посланники", преобладающая линия - это жизнь идей.И люди,это, своего рода, носители идей.

Майя Вайзель-Марин   14.11.2019 21:58   Заявить о нарушении
Мне кажется, что если герои романа - не люди, а носители идей - плохо, коли так.Времена Фонвизина миновали. Если, вместо того, чтобы вдохнуть в героев жизнь, автор вкладывает в них некую функцию, это всегда видно.
Я верю в то, что цель литературы - рассказать историю, которая, возможно, тронет сердца и умы, а не нести идею.
И, конечно же, каждую историю со всеми ее персонажами, пейзажами, эмоциями, всё, что автор создаёт - он создаёт из самого себя, Ведь никакого другого материала у него нет - только его нутро, воспоминания и наблюдения, его нереализованные мечты.
Я ещё не читала этот роман Михаила, и о нем конкретно не могу судить. После вашего эссе непременно прочту)

Дина Березовская   15.11.2019 20:31   Заявить о нарушении
Ещё одна интересная тема (и спорная тоже):
насколько автор является единственным создателем своего творения и точно ли это его это единоличное творение. Когда то существовало понятие "Божественного наития", которое возникло из наблюдаемого некоего надличностного компонента в творческом процессе.Сегодня этот феномен можно назвать коллективным бессознательным.Индивидуум ментально и даже поведенчески вплавлен в это всеобщее.
И личный опыт (его оценка) и форма поведения определяются чем-то, что находится за пределами личности.
Примером может служить то, что называют "Идеями, которые носятся в воздухе",
и то, что по странному стечению обстоятельств, в разных местах создаются произведения на одну и ту же тему, порой даже с похожими сюжетами.
Конечно, талант и индивидуальность это - непререкаемо. Но всё остальное?
Кстати, в моём стихотворении некие "Птицы небесные"-это,как раз, замена понятия "Надличностное "

Майя Вайзель-Марин   15.11.2019 23:14   Заявить о нарушении
Может, не стоит так усложнять?) Хуже того, что автор превратит своих героев в ходячие философские функции, может быть только то, что он сам себя вообразит "носителем идей" и уверует в свою "высокую миссию". То есть, станет относиться к себе слишком серьёзно,без должной самоиронии - тут и творчеству конец...)
Мне так кажется)

Дина Березовская   16.11.2019 14:01   Заявить о нарушении
Не соглашусь с утверждением, что как только автор возомнит себя "носителем идей",
скажем- демиургом, то тут и творчеству конец.Наоборот как раз тут и начинается
самое что ни на есть творчество. Такая позиция требует усиленного творчества
для создания той художественной реальности которая бы подтверждала, соответствовала идеям автора.
Лишила ли "Всевышнего" ( не будь он всуе упомянут) творческого начала реализация идей по сотворению мира? Ещё как он разошёлся в своём творчестве. Творил направо и налево.

Майя Вайзель-Марин   16.11.2019 14:44   Заявить о нарушении
Да вот, взять хотя бы Ваше творчество. А ведь Вы являетесь носительницей идеи.По крайней мере одной, которая беззастенчиво выпирает наружу.( Извините за натурализм
использованного образа). Идея одиночества(очень поэтично проявленная).Насколько эта обременённость идеей мешает творческому процессу? Мне кажется, что именно она и питает его.
Другое дело, как понимать сам термин, сам процесс творчества.

Майя Вайзель-Марин   16.11.2019 15:04   Заявить о нарушении
Конечно, когда создается художественное произведение, то автору не досуг думать из чего состоит творческий процесс.Ему нужен талант и необходимый инструментарий.
Талант, чтобы прислушиваясь к себе, суметь свои чувства превратить в нечто, доступное другим.Превратить в определённую форму. Вот, кстати , шуточный клип по поводу инструментария для творчества.
http://www.facebook.com/theatricalpage/videos/463352894532963/?
t=85&v=463352894532963

А вот исследователю важно понять, из чего весь этот процесс состоит, откуда что происходит и как влияет на результат.

Майя Вайзель-Марин   16.11.2019 17:29   Заявить о нарушении
Не думала, что моя основная идея - одиночество, пока вы мне не сказали...)

Дина Березовская   17.11.2019 10:12   Заявить о нарушении
Вот притча есть такая:
Сидит идея за спиной писателя и говорит ему на ушко: "Вот так сделай или вот так...". Оглянется писатель посмотреть, кто там - а никого нет.
"Вот,-думает- показалось!" А идея ему:" Делай, делай! Поверь, хорошо будет!"
А сама мерцает себе потихоньку. То из воздуха сгущается, то опять растворяется, расплывается, как тут её увидишь.
Ходит писатель, носит на себе эту идею - носитель, значит. Да сам знать об этом не знает. Ну и хорошо! А иначе - скандалов не оберёшься.

Майя Вайзель-Марин   17.11.2019 17:10   Заявить о нарушении