Академия или Научный лифт в направлении плинтуса

"Академия" или Научный лифт в направлении плинтуса


Содержание:

I. Средневековые университеты и «академии».
II. Феодальный образ существования и «академия».
III. Быстрое развитие науки и экономики – без «академий».
IV. Научное лидерство и Академия (в России и СССР).
V. «Академия» и социальная инерция.
VI. Научный рынок, творческие рынки и «академия».
VII. Разрушение креативности, выдающейся интеллектуальности и «академия».
VIII. Академия и новое бюджетное достижение.





I. Средневековые университеты и «академии»

Был такой историк – Николай Карамзин. Он был великим человеком – без иронии. Одним из его великих достижений является создание исторической иллюзии.

Он сделал Великое Княжество Литовское почти невидимым, практически незаметным. На место многочисленных жителей, получивших значительный демократический опыт – великолитовцев по государственной принадлежности, пришли «литовцы» (пара упоминаний о «литвинах»). Естественно – "поляки". Это они… они…

А вот если прочесть историю случайно встреченных в Википедии научных деятелей Великого княжества Литовского, Речи Посполитой,  то приходишь к выводу – в средневековой Европе существовало открытое культурно-образовательное пространство, рынок образовательных услуг.

Студенты в средневековых университетах имели право выбора – как в отношении университетов, так и в отношении предметов.

Каждый студент – это человек с достоинствами и недостатками.

Но право выбора, которым были наделены студенты, создавало общий мощный вектор.

Умные, знающие люди – преподаватели - получали реальный шанс оказаться в привилегированном и уважаемом слое общества.


II. Феодальный образ существования и «академия»

Еще существовали феодальные порядки, а феодалы высокого уровня имели свиты.

Раз есть свита, то в свите должны быть представлены разные представители привилегированных кругов. В том числе – «образованные люди».

Для облегчения организационных аспектов были придуманы Академии.

Академики получали мундиры и прочие атрибуты, некоторые привилегии, финансирование.

При наличии университетской системы, творческих рынков,  Академии были в какой-то степени застрахованы от кретинизации.


III. Быстрое развитие науки и экономики – без «академий»

Затем наука начала развиваться в США. Берем общеизвестные (для России) примеры – Эдисон, Тесла, Штейнмец.

Эти люди двигали науку, экономику США без всякого членства в Академии – типа европейской.

Тем самым они показали ненужность Академии – того типа, который был создан в эпоху феодализма.


IV. Научное лидерство и Академия (в России и СССР)

В России и СССР Академия наук прославилась выделением Константину Циолковскому нескольких сот рублей на его космические исследования, и историей с выборами (не выборами) Курчатова.

По некоторым воспоминаниям Лаврентию Берия, руководителю Спецкомитета, пришлось включить административно-репрессивные рычаги для обеспечения выбора Курчатова в члены Академии.

Не берусь сказать точно – когда Сергей Королев возвратился из мест отдаленных, к нему направились представители президиума Академии с радостными криками, или новый профессиональный старт Сергея Королёва – заслуга остававшихся еще в то время в руководстве страны относительно бескорыстных и знающих людей типа Министра обороны Маршала Василевского?


V. «Академия» и социальная инерция

Любая система, замкнувшая на себе традиции, связи, денежные потоки, обладает определенной устойчивостью.


VI. Научный рынок, творческие рынки и «академия»

Кроме того, научный рынок – в числе творческих рынков. Если творческие рынки (в основном) разрушены, то что остается, кроме как изображать активность с использованием слова «Академия»?

Что касается социального лифта, научного лифта…

Изобретателям нигде, и никогда, наверное, не было легко….

И наоборот, знание разного рода «секретов» облегчает жизнь…

Если мы берем для примера жизнеописание Александра Дюма (отца), то мы здесь находим массу «секретов» – например, коллективное творчество, связи с государственной администрацией театров и с ведущими членами театральной труппы, политическая поддержка, клакеры, связи с цензурой и прочее.

Но, все же, последнее слово говорит публика… Слышна и относительно независимая пресса…

То есть, при всех секретах, существование творческого рынка дает о себе знать, и атмосфера творческого рынка обеспечивает приток свежего воздуха. Появляется поток свежего, насыщенного кислородом воздуха, и этот поток возносит некоторых талантливых людей вверх – независимо от каких-либо Академий.

Иная ситуация складывается, когда креативные рынки практически ликвидированы, а существуют так называемые Академии.


VII. Разрушение креативности, выдающейся интеллектуальности и «академия»

Для любого гения (или способного) человека – это сигнал.  Как расшифровать этот сигнал?

Один из вариантов таков. «Ты – никто, даже если у тебя есть идеи, знания, концепции, интеллектуальный потенциал, способности или гениальность. Есть класс «небожителей», и ты должен понимать, то ты должен заниматься не творческой деятельностью, а подъемом по этой бесконечной, зачастую разрушающей личность, лестнице…».

С такими, или подобными сигналами, существует «научный лифт» - в направлении плинтуса.

Итак, для любого талантливого или способного или гениального человека есть сигнал -  «пойми, что ты – ничтожество. Научись быть частью феодальной свиты и демонстрировать лояльность». «Есть вариант социально одобряемого поведения: вместо эффективного и выгодного творчества – эксплуатация твоих способностей в феодальной научной системе».


VIII. Академия и новое бюджетное достижение

Поздравляю с очередным достижением - с очередным получением денег из бюджета и с новыми ласками.

Нано-технологии - мегагранты – цифровая экономика…


12 ноября 2019 г. 19:26, 13 ноября 2019 г. 10:46


Рецензии
Здравия желаю дорогой друг мой друг Татьяна! привет. Как жись молодая? кто-то другой не обижает? Привет есть новости по поводу оплаты за обучение? привет

Алексей Смит   12.11.2019 19:50     Заявить о нарушении