Беседа о вочеловечения слова и его явление нам за

      «Хранить царскую тайну - вещь хорошая; открывать же и проявлять дела Божьи - вещь славная.
Творите добро, и зло вас не постигнет. »(Товит 12.7)

               
     Святой Афанасий Великий, eпископ Александрии Египетской, вошел в историю как великий борец за победу и утверждение христианской истины выраженной Никейским Символом веры (325 г.), За непоколебимую верность которому перенес целых пять ссылок.
    Один из первых его произведений Беседа о вочеловечения Слова и о его явление нам за телом - апологетично-догматический богословский трактат, обоснованное и убедительное изложение христианской доктрины о избавлиння человека.
    Беседа обращение к миру, который нуждается в евангелизации. Близость к христианским апологетическим сочинениям 2 ст. и отсутствие антиариянськой полемики наводят на мысль о ранней датировка этого произведения ок. 318 г., Зато другие исследования указывают, что трактат мог предстать в своей окончательной форме в период первой ссылки в м.Трири, в 335- 337 гг.
    Беседа о вочеловечения Слово имеет цель осветить сотериологический вопрос: Почему Бог человеком стал? Уже с первых строк анонсирована задача произведения: чтобы суметь понять причину явления в теле такого величественного Отчего Слова (1,3).
    Спаситель - бесплотный по природе и является Словом, однако с чоловеколюбства и доброты Отца своего, ради нашего спасения, он явился нам в человеческом теле (1,3).

        Изложения доктрины о спасении человека через вочеловечения Слова Божьего представлены в трех этапах:
       
        1. Создание человека по образу и подобию Божию:
       
        Благий Бог из небытия все сотворил своим Словом, Господом нашим Иисусом Христом. А людям Бог дарует нечто большее: Он не просто создал их, как всех бессловесных существ, но по образу сотворил их, удиливши им и силу своего Слова, чтобы ... люди смогли находиться в блаженстве, живя истинной жизнью, действительно жизнью святых ( ангелов) в раю (3, 3)
       
        2. Первородный грех и повреждение человека:
        И люди отвернувшись от умоспоглядання Бога, а замыслив себе и затеяв зло ... подверглись под сказанное осуждение смерти ... подпадали тлению, и смерть, воцарившись, овладевала ими (4, 4). Люди в своих прегрешениях на определенных пределах не устояли ... не останавливаясь на каком-то одном зле, но вигадывая все новые и новые, стали, ненасытные в сотворении грехов. Потому блудодияния были и воровство повсеместно, убийствами и грабежами полна была абсолютно вся земля. И не заботились о законе через повреждение и ложь; всякое же зло делали все в одиночку и группой. Города против городов воевали, и народы против народов поднимались; распрями и битвами розкраювана была вся земля, потому что каждый упорно соревновался в беззаконии (5,3-4)
       
    3. Вочеловечение Слова и обновление образа Божия в человеке:
       
    Человек не был способен сам себя спасти. Ради нас и нашего спасения Слово стало плотью:   Наша вина стала причиной его сошествия, и наш проступок вызвал человеколюбие Слова… мы стали причиной для Его воплощения и ради нашего спасения он проявил человеколюбие и в человеческом теле родился и явился (4,2-3).
   
    Доступными словами поясняя таинство нашего спасения, Святой Атанасий рассматривал, как бы, дилемму, стоящую перед Богом. С одной стороны, нелепо было бы, чтобы Бог, давши закон, что человек смертью умрет, если нарушить заповедь, а человек после нарушения бы не умирал, и Слово Божие было бы нарушенным,  А с другой стороны, не было бы достойным благости Божией, чтобы раз созданные словесные (разумные существа) и причастные Слова его, погибли и вернулись обратно в небытие через тления (6,4-5). От же, когда … такие творения погибали-то что же было делать Богу благому сущему? Оставить так, чтобы тление имело силу над ними, и чтобы смерть властвовала над ними? Какая же нужда была, чтобы они были в начале созданы? Потому лучше было бы, чтобы они и не были созданы, чем чтобы созданные были покинуты и погибли (6,7).  Поскольку Слово Отца сущее и больше всего сущее, то соответственно оно единственное было в силе восстановить мир и оно единственное было способным за всех пострадать и ходатайствовать за всех перед Отцом.
       Именно поэтому бесплотное, и не тленное, и нематериальное Слово Божье приходит на нашу землю … сходить к нам своим человеколюбием и явлением (8,1). От нас взяв тело подобно нашему … предавая его на смерть за всех, … чтобы, с  одной стороны … был отменен закон о тлении людей … а  с другой стороны, чтобы человека, что обернулся к тлению, снова вернуть к не тлению. и  оживотворить их от смерти (8,4)  Потому как пропал бы человеческий род, если бы всех Владыка и Спаситель, Сын Божий, не пришел чтоб положить конец смерти  (9,4).
        Тление было бы прекращено в людях не иначе, как через смерть; Слово же не могло умереть, бессмертным будучи, и Сыном Отца; за ради этого Слово берет на себя тело,  которое могло умереть, чтобы оно, причастное Слову, … остались  не  тленным, и чтобы затем у всех прекратилось тление благодатью Воскресения. Поэтому … Слово взяла на себя тело, принеся его на смерть, а этим  приношением подобного, Слово сразу устраняло смерть от всех подобных (9,1)
        Вершиной  Богословской мысли Беседы о вочеловечении Слова является учением об обожествлении человека. Слово Божье стало человеком, чтобы мы стали Богами: Потому что оно вочеловечилось, чтобы мы стали обожествленными, и Оно обьявило себя через тело, чтобы мы получили понятие о Невидимом Отце, и Оно перетерпело уничижение от людей, чтобы мы унаследовали нетление. (54,3) Христианское учение неразрывно связано с праведной добродетельной жизнью, ибо без чистого мышления и без подражания жизни святых никто не смог бы понять слова святых (57,2)

                Сотворение и падение человека


    Мы достаточно рассмотрели в предыдущей беседе некоторые доказательства о многих заблуждениях язычников относительно идолов, и про их предрассудки; как они их сначала выдумали, потому что через свое повреждение люди придумали себе служение идолам. Впрочем, по Божьей благодати мы сообщили несколько о божестве Слова Отца, и о его промысле и силу во всем, и что Благой Отец Словом все приводит в порядок, и все в нем движется и в нем оживотворяется. (пор.Ди 17,28)
 Давайте продолжим с Верой благочестивою, о  блаженной  и поистине Христолюбивой, и выложим про вочеловечение Слова и представим о его божественном нам явлении, которое иудеи очерняют над которым греки насмехаются (Мт 19,26), а которому мы поклоняемся, чтобы через видимое  умаление Слова, тем более, ты имел больше к нему благоговение.  Так как чем больше оно высмеивается оно у неверных, тем подает больше свидетельство про свое божество; то что люди не понимают, считая невозможным, то оно представляет возможным (Мт 19,26) и то что люди высмеивают как непригодное, то оно своей благодатью устраивает хорошее пригожим; и то что люди, мудрствуя,  высмеивают как человеческое, то оно силой своей проявляет божественным ( 1 Кр 1,17-25) Разбивая фантазии об идолах своим кажущимся умалением через крест, Слово незримо убеждает
насмешников и неверующих признавать его божество и силу. Предоставляя  все это, следует вспомнить про сказанное, чтоб понять про причину явления в теле, так величественного Отчего Слова; и не подумай, что Спаситель понес в себе тело, подлежат порядку природы, но пойми что он бесплотный по природе, и есть Словом, однако из человеколюбия и доброты Отца своего, ради нашего спасения, он явился нам в человеческом теле. А нам, выкладывая про это, годится впервые сказать о сотворении мира и про Бога, Творца его, чтобы таким образом [стало ясно, что ] и обновление творения принадлежало  совершиться Словом, которое создало его в начале, потому что если бы кто-то и рассудил, то не покажется ничего противоречивого [в том], что Отец и спасение света свершил в Слове, которым и  свет сотворил.



    Недавно ми были в Школи Духовности, изучали произведение - Святого Атанасия Великого.(на украинском языке) Мне очень понравились такие главы :
                Восстановление человека
                по образу Божию

".... 11. Бог Отец, имея власть над всеми, сам творил Своим Словом человеческой род, увидев немощь природы его, как не может он сам от себя Творца познать и не может своим розумом Бога постичь; так как Он - нероджений, а творение - из небытия сотворены, Он - бесплотный, а люди - снизу были сотворены за телом, и вообще, созданием много не хватает для понимания и познания Создателя; так что со своей стороны Бог помиловав род человеческий, так как будучи благим Бог не оставил людей лишенными знания о себе, чтобы и само бытие [для них] ненужным не оказалось. Какая польза будучи созданными, не узнать своего Творца? Или как могли бы быть словесными (наделенными разумом) те, которые не знают Слово Отца, которым и были созданы? Ибо ничто и не должно было бы отличать их от бессловесных (существ не наделенных разумом), если ничего больше кроме земного не узнавали бы. Для чего и создавал их Бог, как не для того, что захотел, чтобы они познавали его? Для того, чтобы это произошло, будучи благим, Бог наделяет их своим образом Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и подобию, чтобы через такую ;;благодать, постигая умом образ, то есть Слово Отца, люди бы смогли через него достичь понимания Отца и, познавая Творца, чтобы люди жили действительно счастливой и блаженной жизнью. Но люди наоборот, безумные, презрев, таким образом, данную им благодать, настолько отвернулись от Бога и столь затмили душу, не только позабыли о Боге, но и повидумывалы себе одни за другими другие [божества]. Ведь вместо истины изобразили себе идолов, и предпочли несущим над сущим Богом, служа твари больше чем Творцу (Рим 1,25) и хуже всего, что Божью честь переносили на дерево, на камень и на любую материю и на людей, и хуже от этого оказывая, как и в предыдущей беседе сказано (Contra Gentes, 8-9) Столь же они нечестивые были, что кроме того и демонам поклонялись и богами их провозглашали, и желание их выполняли. Ибо приносили жертвоприношения животных бессловесных и людей заклание, как и сказано раньше, принуждения их выполняли, ущемляя себя все больше их укусами. Поэтому и учились колдовства у них, прорицатели по разным местам вводили в заблуждение людей, а причину своего рождения и существования каждый приписывал звездам и всяким небесным [телам] не роздумывая ни о чем, более видимого. И вообще все было переполнено бесчестием и беззаконием, так что Бог и Слово его непознаваемы были, хоть и не утаил он себя без вести от людей, и не просто знания о себе им подавал, но разнообразно и через многие отже [знания] для них развернув.
  12. Ведь достаточно было по образу благодати, чтобы познать Бога Слова, и через него Отца, и Бог, зная немощь людей, позаботился о них, зная их халатность, чтобы если бы они оставили познания Бога, и отже самих себя, то чтобы глядя на дела творения , не находились в неведении относительно Творца. Поскольку человеческая халатность к худшему постепенно опускалась, Бог опять-таки позаботился и про такую ихнюю немощь, послав закон и пророков им доступных, чтобы если и взглянувши на небо они бы не захотели и познать Творца, то чтоб имели учения вблизи. Потому что люди от людей скорее могут научиться о высших вещях. Итак, люди имели возможность, взглянув на величие неба и отметив гармонию созданий, узнать их Правителя - Слово Отца, который своим над всем провидением дает познать всем Отца и вселенную воздвигает для того, чтобы все через него узнавали Бога. Или если людям это было тяжело, то они имели возможность встречаться со святыми [пророками] и через них узнать Творца всех Бога, Отца Христа, а также - то, что служение идолам - это отвержение Бога и всякого бесчестия полна оно. Люди имели возможность познав закон, прекратить всякое беззаконие и в добродетели жизнь прожить. Потому что закон был не только для иудеев, и пророки не только ради них посылались, но хоть к иудеям они были посланы и иудеями преследуемые, все же они были для всего мира священной наукой знания о Боге и руководством для души. Несмотря на то, что такой огромной есть Божья доброта и человеколюбие, люди, всё же, искушеные волнообразными сладостями, фантазиями и хитростями демонов, не подвели своего взгляда к истине, но переполнили себя еще более многочисленными злодеяниями и прегрешения, так что они уже не выглядели словесными (наделенными разумом), но за их поведением можно было считать их бессловесными.
  13. Из-за того, что люди стали настолько бессловесными (неразумными), и потому, заблуждение бесовская настолько полностью затмевала и заслонювала знания об истинном Боге, то что следовало Богу делать? Промолчать на такую ;;важную вещь и оставить людей находиться в заблуждении от демонов, и чтобы они не узнавали Бога? Какая-то нужда была бы, чтоб человек по образу Божию был в начале создан? Потому что лучше было бы, чтобы он был создан просто как бессловесный (не наделенный разумом), или чтобы он был создан словесным и не жил жизнью бессловесных. Какая же вообще была необходимость, чтобы человек получил понятие о Боге в начале? Потому что если и сейчас он не является достойным получить его, то лучше было бы, чтобы это не дано было ему и в начале. И какая польза Богу - Творцу, или какая слава была бы ему, если созданые им люди не поклонялись бы ему, но других признавали бы за своих создателей? Ведь получается, что Бог сотворил бы людей для других, а не для себя. А к тому же царь, хоть человеком будучи, не позволяет, чтобы основанные им страны были выданы другим в рабство, чтобы они не прибегали к чужим, он напоминает им письмами, а часто оповещает их и через друзей, и если бы возникла необходимость, он сам прибывает, и своим приходом наконец их сам пристыжует, лишь бы они не были рабами для других, и дело его не оказалось напрасным (ср. Мт22,33-41). Тем более неужели Бог не пощадил бы свои создания, чтобы они не блуждали в заблуждении далеко от него и не служили несуществующим (богам, яки не существует)? Тем более, что такое заблуждение для них является причиной гибели и уничтожения; не следовало бы погибать тем, что однажды стали причастниками Божественного образа. Что, следовательно, следовало Богу делать? Или что должно было произойти, как не новое восстановление образа, чтобы благодаря этому люди смогли бы снова Бога познать? А как бы это произошло, если бы не пришел сам образ Божий. Служитель наш Иисус Христос? Ведь через людей это было невозможно, поскольку и сами они по образу были сотворены; но и не от ангелов, поскольку они не являются образами. Потому-то Слово Божие пришло лично, чтобы суметь снова восстановить человека на свой образ, поскольку он человек - образ Отца. А это, опять-таки, по-другому бы не произошло, если бы смерть и тление не были бы унечтожены. Поэтому на этом основании, Слово взяла на себя смертное тело, чтобы смерть в нем в конце-концов смогла полностью быть уничтоженной, и чтобы люди снова были восстановлены на образ Божий. Так, что на это дело никого [соответствующего] не было больше, кроме Образа Отца".

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!!!
...."


Рецензии