Вечерняя болтовня

1


В целом, действительно - есть сужение круга зрителей и интерес к живописи становится узко профессиональной областью интересов- отличительная черта нашего времени. Это, увы, правда. И это общая печальная тенденция - художники пишут для художников, писатели пишут для писателей. В советское время круг, а вернее очереди зрителей на выставки, пополнялись не только любителями и ценителями живописи, но и теми, кому не по карману или не по блату было доставать билеты в театр, а ведь это была область дефицита. Выставки - предельно доступный во всех смыслах вид отдыха и время препровождения в советское время. Отсюда и массовость зрителей. К тому же была и еще одна особенность того времени, которая, как ни странно, работала на искусство и на массовость, как тиражей книг, так и на длину очередей на выставки. Это элитарность и причастность к иной форме свободы личности в этой протяженности очередей на художественные выставки в советское время толкала и внутренний  протест личности в социуме, где гегемоном был строго лишь рабочий класс, где "общественное было выше личного", где каждый член общества обязан быть винтиком и шурупом в общей машине жизни. И причастность к творческому, интеллектуальному образу жизни - обладала особой притягательностью запретного плода, противопоставлению жизни личности строго регламентируемому регламенту образа жизни и общепринятой системе и иерарахии нравственных ценностей «Морального Кодекса Коммунизма». Эта причастность обладала особым статусом негласной исключительности. Поэтому парадоксально-абсурдно выглядит в наше время то, что всё творчески и нравственно значимое в искусстве тех лет, будучи создано вопреки и протестно по отношению к сов.действительности, сегодня преподносится и цитируется, как высочайшее достижение и выражение ценности именно того. соц. строя, вопреки которому и создавались, как протест - эти эталоны достижений в творчестве недавнего прошлого. Так, например, у В.С. Высоцкого в СССР не были опубликованы сборники его гениальных стихов, И пластинки Окуджавы и Высоцкого - стали официально печатать только в Перестройку. Они были вынуждены быть андеграундом и являлись фактами искусства в формате полу запрещенного образа жизни. И таких примеров множество. "А нынче, погляди в окно!" ))) Тот же Высоцкий и Окуджава подаются сегодня, как певцы свободы творчества при социализме. Но, рано горевать и оплакивать живопись и прочие жанры искусства. Потому что всегда есть потребность в эстетизации протестной части социума. Либерасты, кстати, это активно берут на вооружение. Поэтому, нужно признать, что мы въехали в затянувшуюся паузу невостребованности. И это абсолютно мучительно и жестоко, потому что жизнь не отложишь на потом. Но, что-то опять вызреет, это неизбежно. А, что касается искрения стимулов для работы. Стоит ли печалиться об уникальности и малолюдности нынешнего зрителя??? Наоборот, мы въезжаем в новое пространство иных творческих задач и формирования нового зрителя, который по значимости - равен творцу, он так же талантлив в своем зрительстве, как и мастер шедевров, которые созерцает зритель. А главное, что так же, как и сам художник - абсолютно предан искусству. Поэтому, как мне кажется, нужно не оплакивать прежнего сгинувшего массового зрителя, а пуще прежнего дорожить сегодняшним зрителем, обрящего индивидуальность, но, утратив былую массовость. Да, вот такое испытание послали нашему поколению Небеса. Что-то должны мы понять и осознать в этим ниспосланном испытании. Преодолеть и с этим новым пониманием - работать дальше с верой, в невозможность Бого покинутости, осознать нужно это испытание с верой в жизнь, в будущее. Зритель наших дней, перестал быть имперсональным, он обрел личность и лицо! Помнишь - у Гоголя в "Невском проспекте" - все ремесленники в праздник решили выпить за своих заказчиков-клиентов? Так и мы нынче можем поименно выпить за своих зрителей! Так что считай, что это я разразилась затянувшимся и многословным постом))) Так, что: дай, Бог, здоровья нашим зрителям, как бы они не болтали, не шумели на выставках, отвлекаясь от живописи)) За них, родимых! Ведь мы же художники, не зависимо от степени дарования!!!


-----------------------------

2

Знаешь, наше поколение всегда было отягощено обязательностью начитанного груза. И вечное смущение, если чего-то вовремя не прочиталось, не узналось, не увиделось, вроде как сразу же вело к выпадению из круга общения.
А в последние годы вырисовывается совсем другая картина, что при такой современной перегрузке в достижениях цивилизации  в искусстве, лучше вовремя позволить себе выйти из круга обязательности насыщения и поспевания в информационном хаосе. Именно для того, чтобы не чураться самого себя, не рехнуться в страхе, что осознанно или не осознанно вдруг, что-то у кого-то,как теперь принято называть - творческое заимствование", а проще и честнее - украл.
И обретает смысл житьпо принципу - мне плевать, я все делаю из себя, я не в контексте современной литратуры, мне плевать, кто что сваял в модерн арт. А в писательском общении я сразу выставляю мой творческий девиз-
"Я не умею читать, я только писать умею!"
Такой перегруз творческого опыта человечества, что мозги взрываются, пытаясь внутренне систематизировать художественное наследие человечества.
 Сейчас инстинкт самосохранения подсказывает, что пришло время забывать, как тема само очищения,сохранения индивидуальности. А иначе не спеть свою песню, сразу же споткнешься и окажешься погашен этой нахлынувшей избыточностью.
Это как: "Время собирать камни - время разбрасывать" - Время разбрасывать, а вернее - забыть об этих камнях на фиг и идти своим путем- самое время. Иначе творить не возможно, непосредственность не возможна в мире соблазна присвоения  избытка идей и образов.
Поэтому нужно позволить себе быть Пятницей на необитаемом острове, ничего не знать, а просто без оглядки самому наслаждаться работой и плевать-плевать. Потому что только тут есть неподдельное, что не украдаемо только - подлинные эмоции автора. А зрителем это считывается сразу же. Это единственное не проституированное и  не растиражированное - наша искренность, наши чувства.Потому что важна не только живописная поверхность или текстуальная плоскость - главное человек, и его диалог, а порой и схватка с судьбой, его любовь и страсти всегда будут интересны и важны. Поэтому сейчас, как мне кажется, как заскорузлому оптимисту важна личность автора, продукт вторичен, потому что интересен пример личности, которая позволила себе выйти из круга коммерциализации. Поэтому так актуален сегодня А. Зверев. Ну, давай честно, ну, ведь не великой живописец, не не гениальнейший виртуоз-рисовальщик - он силен и велик своей легендой, это она легенда личности искрит и брызжет из его работ на зрителя - очарование мужества пофигизма. Вот в чем фишка. Хотя казалось бы не из плоскости изобразительного искусства, а такая правда, руками не полапаешь, а всем видно.
Мне кажется, что самое актуальное сегодня личность автора, а не стиль, не жанр, а именно личность.
Только - "все по фигу" сегодня спасет  искусство.Потому что и покупатель живописи, коллекционер - не дурак, и, если не понимает в мозаике фактов, то все всегда все чувствуют.
Наступила светлая эра пофигизма! Мы - везуньчики! Пользуйся моментом)))А то вызреет потребность у человечества в виртуозности академизма - вот тогда сразу и сдуемся, и заскучаем))
И в этом смысле сила легенды о личности художника или автора, с решительностью выстроить мир наслаждения - жизнью у моря, писать то, что видишь с удовольствием, наслаждаясь действительностью, попивая винцо, тиская разных красивых сисястых женщин на фоне прекрасного моря, именно живопись такой личности и с  такой фишкой судьбы, просвечивающей сквозя живописный слой- вот это откровение интересное зрителю.
Поразительно, но мне кажется, что не время искать стиль и жанр, направление - этим никого не удивишь сегодня. Наступило время "ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!" - время улавливания вибраций радостной личности.
Но не трать в ответ слова о том, что есть трудности. Господи, конечно, есть, и печали, депрессии - все как у людей, все есть - есть, - все понятно. Но и эта грань личности, и твоя потребность в эстетизации этой грани в тебе тоже есть. И, мне кажется, что такой "инструмент" - основа которого сама жизнь личности в работе, он интересен, и он не поверхностен.

3

Увлеклись рассматриванием картин, украшавших стены этого отеля - унылые, но вполне комерциализированные парафразы живописи:
Кандинского, Сезана, Пикассо. Впечатления от этих перепевов в живописи - тоже "подкинули дровишек" в разговор о кризисе современного искусства и в Европе, и во всем западном мире.
Но Анна, возразила его язвительному потоку критики:
 - Я тоже призадумывалась, глядя на это бесконечное тиражирование и перепродажу теней былого. Но, как это ни странно, но глядя на это дурное эхо былых достижений, вдруг открывается иной, новый слой понимания. Вдруг понимаешь, что мы и есть точка сохранения энергии культурного слоя былого, мы дорожим и лелеем образы прошлого - потому что это наши мечты, идеалы, о которых мы не просто грезили за железным занавесом, а действовали, воплощали в творческих и житейских достижениях, желая приблизиться к му уровню свободы той, прежней Европы. И потому неизбежно - наступило теперь это наше сегодняшнее разочарование  и досада, словно у нас, что-то важное и дорогое отнимают - наше по заслугам, по верности и преданности тем образам - это точно наше наследие. Хотя наше взаимоотношение с наследием евро-культуры чем-то напоминает возникновение стиляг в 50-начале 60-х в СССР. Стиляги создали стиль и образность того, каким они представляют весь Запад своего времени - Америку+Европу.  И красочность, артистичность  этого стиля полностью зачёркивает  неадекватность восприятия и подлинности образов западников тех лет, само то заблуждение, основанное на "железном занавесе"  и обрело особую значимость подлинно народного искусства - народный лубок в моделировании. Досадно, что  как-то не занимаются искусствоведы этим потрясающим феноменом. А потому - и в этом заблуждении пророс свой смысл и ценность. Да,и  не верю я в безысходность. Верю, что темные времена - не конец Света, печаль только о том, что жизнь коротка, а порой на вектор  твоей жизни и попадает этот мрачняк.
Саша был в душе, когда Анна, договорила это, и поэтому не была уверена, что он слышал ее. Осмотрев разобранные ею вещи из их чемоданов, которыми она занималась, пока высказывала все это, беседуя с Сашей, взяла пеньюар. Набросила его на себя  и, приготовив  ночную рубашку,положила ее на край широченной двухспальной кровати. Оглянулась на вышедшего из душа Сашу в блестках капель по всему телу и обрадовалась тому, что  говорила она не в пустоту. Выйдя из душа и плюхнувшись на кровать, смяв старательно расстеленную кружевную ночнушку, он сладостно потянулся и продолжил   их разговор:
-  Да, европейский кризис;  и морали, и в искусстве очевиден. Но...Но, знаешь, как это ни странно, я  в душе оптимист. Вернее, не верю я в бессмысленность происходящего. Потому чувствую, что во всем происходящем  рулит не хаос,(хаос лишь "чистящее средство"), а воля Небес, а значит - есть план и композиция.А тут уж точно бессмысленности быть не может. Просто нужно иметь мужество, чтобы продолжать делать свое дело, причем - именно в разрухе и в шатании умов самое время работать! И, глядя, на полный отстой в европейских галереях, я думал, что - это все действительно должно вымереть. Нужно новое чистое поле, а получить эту чистую первозданность можно отказавшись от всего сразу, и даже от культурного наследия. Тем более, что есть хранилище памяти о былом - Россия. Так что - упадок-то он, конечно, внешне упадок, но мне кажется иногда, что это самоочищение, чтобы получить чистоту первозданности. После всех достижений и Античности, и Возрождения, и прочего - была взята такая высота, что пора сбросить планку, чтобы не разбить башку о потолок. Поэтому - внешне тупик, а быть может это новый путь! И не до стилей, и не до жанров тут. Все уже виденно-перевидено и потому интересно только просвечивание самой личности художника сквозь слой живописи, считывание  личности, обаяние, чувствование, мироощущение, почерк личности в нашем мире. Поэтому - самое время плевать на стили, на тиражирование, только мир личных чувств, посланная любовь - переживания о ней - а живопись, как отпечаток пережитого личностью. Только одинокий голос человека - важен и всегда интересен.
Плескаясь под душем, Аня внимательно слушала его. Стараясь перекричать шум душа Аня ответила ему:
- Ну, в этом смысле мы поколение счастливчиков, потому что все же застали Европу с крепким фундаментом основ под задницей. А какое мощное обаяние было у бунтарей-хипарей, битников тех лет! Сам образ, внешность вздыбленная идеями нового мироустройства - были живым знаменем. Но - "Умер король - да здравствует король!" А мне все же кажется, что в этом есть смысл, просто кто-то должен быть фундаментом - похоже, что это новое  испытание. И почему бы и не Россия, раз нам все то европейское культурное наследие так дорого?


Рецензии