Письмо номер четырнадцать по Бартини

Идея убираемого шасси возникла много веков назад- естествоиспытатели древности могли видеть, что птица, поднявшись в воздух, подтягивает вверх лапки и прижимает их к телу. Ещё в шестнадцатом веке Леонардо де Винчи предлагал в своих проектах убирать опоры после взлёта . В Советском Союзе идею убираемого шасси , и к тому же, с одним колесом, предложил Роберто Бартини. 30 апреля 1930 года он предложил руководству Центрального конструкторско бюро авиационной промышленности ( ЦКБ ) создать скоростной самолёт, лишенный каких либо надстроек на внешней оболочке. Авиапроект был рассмотрен и принят. Однако до реализации было ещё далеко. Во первых, автор проекта, хотя и член коммунистической партии, но Итальянской. Стало быть, ни до каких секретных достижений авиапрома его ( на всякий случай ) допускать не следовало. Во вторых, большинство создателей самолетов того времени не верило в « заморскую утопию « и не желало делиться с иностранцем своим опытом и кадрами. Оригинальный замысел талантливого конструктора повис на волоске. Но на помощь пришли начальник вооружений РККА Михаил Николаевич Тухачевский и начальник ВВС Пётр Иванович Баранов. Они устроили изобретателя в СНИИ ( завод номер 240) Главного управления Гражданскоговоздушногофлота (ГВф ) главным конструктором. в 1932 году Бартини начал  здесь проектные работы по самолету CТАЛЬ-6. Этот самолёт, хотя и не имел вооружения, считался экспериментальным истребителем и получил в Упралении ВВС шифр « ЭИ «. Среди разновидностей убираемого шасси , известных сегодня, одноколесное шасси Бартини является беспецендентным. Конструтор был вынужден делать чисто опытный аппарат с надеждой на лучшее будущее в случае феерической удачи. И самолёт удался!
Он обладал лётными данными на голову превышающими характеристики любого отечественного истребителя. Лётчик- испытатель Андрей Юмашев сразу же почуствовал легкость управления самолетом, который «. Сам запросился в воздух «.  Пилот  не препятствовал « желанию  « машины и взял ручку на себя. . Так состоялся незапланированный первый полёт. После посадки он получил « «разгон» от Бартини за самовольство, а заводские испытания были продолжены.  В одном из полетов Юмашев впервые в СССР превысил значение скорости в 400 километров в час, а  на другой день была достигнута скотость
420 километров в час. Успех был несомненным., ведь основной истребитель  ВВС РКА  того времени-  И- 5 « выдавливаю» всего 280 километров в час, а первый вариант знаменитого  И-16 , который поднялся  в воздух спустя дав месяца, удалось разогнать лишь до 359 километров в час.
Получив результаты испытаний, Тухачевский созвал расширенное совещание представителей ВВС  Главного  управления авиационной промышленности и ответственных исполнителей  СНИИ  ГВФ, причастных к выпуску « Стали-6  «.
Конструкторы из НИИ авиапромышленности , заранее ознакомленные с новыми техническими требованиями, в которых для истребителей задавалась максимальная  скорость 400-450 километров в час и высота полёта 8-10 тысяч метров, были крайне удивлены и,  вооружившись вескими доводами о несостоятельности такихданных, жаждали утереть нос зарвавшимся заказчикам.   Совещание вели Наркомвоенмор  Ворошилов и Наркомтяжпрома   ОРджжоникидзе. Последовал  обстоятельный доклад представителя авиационной  промышленности, который пытался доказать невозможность достижения на истребителе скорости 400 километрв в час. Он заслужил аплодисменты всех, недовольных. В ответ Тухачевский    Представил отчёт о завдских испытаниях самолета « Сталь-6 « И поднял перед собравшимися конструктора этой машины - Роберто Бартини.В отчете была указана скорость 420 километров в час. Скептики и недоброжелатели были повержены.
Из экспериментальной машины  СТАЛЬ- 6 постепенно  превращалась в истребитель, задание на который Бартини получил в ноябре 1933 года.
Этот истребитель был назван СТАЛЬ-8, этот самолёт был развитием самолета СТАЛЬ- 6. 


Рецензии
Вот отсюда и пошли первые советские истребители.
Замечательный правдивый очерк.

Татьяна Шмидт   14.11.2019 18:43     Заявить о нарушении