пренессанс - заметка вторая

Пренессанс 2
замечания к заметке Эпохи человеческой культуры
11:18
Публикация номер 4740

Предлагаемый термин состоит из основы, фр. Naissance  и русской приставки пре-, имеющей здесь значение, близкое к превосходству, но не в смысле - сущностного превосходства перед  Ренессансом, для начала в силу того, что Пренессанс ещё не сложился, даже его начало лишь предположительно, тогда как Ренессанс утвердился и осмыслен в истории.
Возможно, такое предложение содержит в себе не просто идею отрицания взгляда на историю культуры и искусства как деградационного процесса, однако, избегает некоторой грубости взгляда на прогресс: все имеющиеся следы идеи превосходства прошлого в отношении настоящего предлагаются как явное отражение идеи уважения к первоначалам и истокам культуры и искусства, что, на мой взгляд совершенно соответствует общепринятому пониманию этой идеи.
В отношении периодизации истории культуры, следут заметить, что длительность выделяемых эпох явно сокращается, превобытная культура насчитывает десятки и сотни тысяч лет, если только не считать фактом всю историю человеческого вида как целостную культурную эпоху, что имеет свои проблемы.
История культуры Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий, история Средневековой культуры, мезокультуры, вряд ли может включать одно полное тысячелетие, Ренессанс включает несколько столетий (треченто, кватроченто), вполне возможно, что  история культуры Нового времени ещё менее дительна, история культуры Новейшего времени вряд ли насчитает более двух веков,  а история Современной культуры, если  рассматривать её стержнем стиль модерн, включит около одного столетия, но при этом существенно, что она, скорее всего, завершена в начале второй половины прошлого столетия, и мы уже полстолетия живём в эпоху следующую, хотя, я склонен видеть, в явлениях, скажем, русской поэзии постмодернизма, скорее, всего мы имеем дело с размытыми границами, видим, в связи с невнятностью именно критериев выделения эпох, а, вот, уже Рок, пост-постмодернизм, возможно, и открывает новую эпоху, и не только в культуре - по-видимому, эпоха цифризации, компьютеризации, интернета, мобильной связи, вообще - виртуальности - в которой мы сегодня уже основательно варимся, и есть начало следующей культуры, лишь по инерции воспринимающейся обществом как некое продолжение Современной культуры.
Что время стиля модернизма уже завершилось, уже чуть ни общее место, но именно стремительность "не успевшей толком начаться эпохи Современной культуры затрудняет взгляд на неё сегодня, как на вполне завершённую, так же и психологически трудно произнести - Современнсать закончилась вчера.
Но не мы задним числом назвали модернизм, а его современники, и в этом названии не просто констатировали факт сиюминутной современности, но главный принцип эпохи и стиля - превосходство современности, как таковой, и даже попытка перешагнуть важность сегодняшнего дня у футуристов.
Возможно, нет общего принципа выделения культурных эпох вообще, каждая эпоха ставит очередные принципы, и если Ренессанс поставил как принцип человека, то переход к следующей совсем не означает перемену важности человека, смену этого принципа на некий иной по этой теме, как установление принципа важности современности в эпоху Современной культуры.
Поэтому завершение эпохи Современности не отменяет важности современности и не замену его, например, на принципе будущего, это не эпоха собственно футуризма.
я предполагаю, что Пренессанс предлагает какой-то новый важный принцип, более актуальный, чем современность, очередной.
 
             26 мая 2019 года примерно 12:17

***


© Copyright: Август Май, 2019
Свидетельство о публикации №119052603735


Рецензии