эпохи человеческой культуры

эпохи человеческой культуры
черника 10
(черновики)
05:52


традиционное выделение эпох общечеловеческой культуры:
1. Первобытная (название традиционное)
2. Письменности (Первых цивилизаций, Древняя) (название моё)
3. Античная (Начало Западной культуры - я выделил, как особую, хотя чаще её включают в Древнюю)
4. Средневековая (её традиционно выделяют, несмотря на то, что вне Западной культуры она имеет несколько условный статус)
5. Ренессанс (Эпоха печати, моя вставка)
6. Просвещение (Начала глобализации и европейской колонизаторской экспансии, уточнение по моим представлениям)
7. Нового времени
8. Новейшего времени
9. Современная

Поскольку глобальной культура может рассматриваться как достаточно единая лишь начиная с Современной, стоит подумать о процессах, связанных с её некоторой унификацией, имея в виду сохранения региональных культур.
Во многом политическая глобализация имеет противодействие именно из-за сложного процесса экспансии европейской культуры, не из-за каких-то конкретных черт западной культуры, но в достаточной мере из-за быстрой экспансии её, заметной для наций ломки их особенных  культур.
То, что европейская культура достигла некоего общепризнанного успеха, начиная с древности, определило её влияние, и заметно позитивное, но и негативное из-за ломки локальных культур, что по причине политической экспансии Запада делает этот процесс условием противостояния наций, противодействия так же и западной культуре иных культур, во многом подвергшимся уже очень заметному влиянию западной культуры.
это подобно политической экспансии Запада, основанной на идеологии демократии, которая представлется не просто превосходящей идеологии незападных наций, но совершенной, как в практике политической западной экспансии, так и в её пропаганде, основным моментом которой является выдавание её идеалов за реалии на основании высокой эффективности  работы ряда институтов, в том числе регуляции экономики и социального регулиравания.

негативно то, что западная экспансия активно старается разрушать не только политические и социальные институты незападных цивилизаций, но и их культуры как целостностные, беря лишь некоторые их частные особенности, часто в качестве лишь включений, адаптируя их лишь отчасти.
именно процессы глобализации культуры во многом определяют её состояние, сегодня очень заметные вследствие общей глобализации во всех сферах.

западная экспансия особенно вызывает противодействие незападных культур, потому что незападные цивилизации, в намерении сохранить самих себя, вынуждены вписываться в глобальный мир, принимая многие институты западной цивилизации, например, идеологию демократии и, что напряженнее -  самую пропаганду этой идеологии, основанную на ложном принципе выдавания идеалов за реалии.

западная культура лишь мнимо толерантна к незапалным культурам, в ней невозможны представления и даже допущения самоценности неевропейских элементов, не говоря о культурах как целостностях, при том, что открыто такая толерантность провозглашается.

Во многом эта экспансия есть причина противодействия запада русской культуре, реально достаточно не имеющей тенденций своей экспансии, и даже близкой западной, сходной с ней, и развивающейся с ней вполне тесно.

похоже, что такое состояние, близость русской культуры фактически, а не декларативно, рассматривается самой западной культурой как опасная основа для искажения западной культуры,
которая становится все больше невосприимчивой к обогащению и сближению с иными культурами при очень громком декларировании именно своей универсальности, пригодности в принципиально неизменной форме быть универсальной и глобальной.

если античная культура стала основой западной культуры, довольно прозрачно дистанцируя себя от иных восточных, то изоляционизм средневековой европейской культуры и подготовка запада к территориальной экспансии сделала переход от неё не универсализмом, а именно акцентированием своей особенности, ренессанс был определённо возвратом к античной культуре и в моменте её различия с древними культурами востока.

при всей масштабности западной культуры сегодня, её экспансия в плане продолжения лишь мнимого приятия иных культур, вызывает заметное противодействия иных культур, в том числе и русской, но именно как самосохранение, поскольку сама русская культура остаётся реально открытой для западной.

известна трагическая роль византийской культуры в становлении ренессанса, так что сегодня русская культура для западной представляется такой же угрозой,  как некогда византийская, по виду консервативно-античная, по сути - средневековая, стараясь в своей незападной ипостаси предположить или предвосхитить  некий возврат к прежним идеалам, придав западной культуре, точнее - открыв западной культуре возможность - стать действительно глобальной без жёсткой экспансии, без попыток сделать иные культуры лишь музейными феноменами, приняв их целостности как преспективные, на достаточно длительном отрезке времени признав статус кво федеративного состояния мировой культуры.
этот предстоящий перелом я и называю Пренессансом, в тч, и из-за такого сходства с Ренессансом.
Возможно, именно и огромность, и экспансивность, и внешняя глобальность западной культуры сегодня делают её роль подобной роли европейской средневековой культуры, а русскую культуру ставят на место центра в предстоящей перемене, если русская обретёт силу, которую средневековой Европе в те времена дала экономическая экспансия, для России сегодня-  как невозможная, так и нежелательная, - в том числе и потому, что Россия не имеет в своём человеке реальной и доминирующей тяги к наживе, определившей цели свободы западного человека, Россия не клерикальна, а духовна не в собственно религиозном смысле, но особенно в сфере человечности, на западе так же имеющего подчиненное экономическому свойству значение (гуманизм).

Все это сами русские ощущают, но попыток возвести свою суть, свой Русский дух в принцип открытой мировой культуры, в том числе, и из чувства самосохранения, сегодня нет,  это проявляется лишь  в странной для рационального понимания нашей политической доктрине "достаточной экономики", когда наш власть, по сути, провозгласила, что нам достаточно, в частности,  без достижения тех же, западных, производительности  труда и уровня материального  обеспечения населения в массе, чтоб защититься от политической и общей экспансии запада.

конечно, существование Русского духа не имеет следствием установления определенно религиозного мира, тем более, монашеско- и гражданско-аскетического, но, в самом деле, заметный скепсис к западной доминанте обогащения для комфорта в быту, пусть это идеологически западом прикрывается лозунгами "обогащения для превосходства во всех сферах, в том числе, и собственно, в сферах культуры" - этот явный русский скепсис не случаен и относится к тем чертам, свойствам русского человека, которыйе позволили сохраниться нашей цивилизации в условиях западной экспансии, нередко вооружённой.

таким образом, Россия становится местом, где может начаться новая эпоха мировой культуры, и дело не только в осознании этого её элитой и народом, но и в осознании своей роли в этой миссии, в частности, поэтов, поэтов начала Пренессанса, русского Пренессанса.

                24 мая 2019 года примерно 07:25

***
 


© Copyright: Август Май, 2019
Свидетельство о публикации №119052401609


Рецензии