Ир, Онан и Фамарь

О БОГЕ, ЛЮБВИ, ЗДОРОВЬЕ И САМОПОЖЕРТВОВАНИИ

(Бней Ноах)

Краткое содержание.

Поступок Ира и Онана – пример самопожертвования ради жизни и здоровья любимой. Описываемые события происходили в двадцатилетний период после продажи братьями Иосиф рабство до начала великого голода.
На момент вступления в брак им всем было по 12-13 лет, беременность и роды в таком возрасте угрожали жизни и здоровью Тамар. Братья, используя прерванный половой акт, дали отсрочку организму любимой на несколько лет, позволив ей созреть.
Тамар было предназначено родить того, от которого родятся цари Израиля и Мессия. Было важно, чтобы Тамар родила ребенка на Святой Земле, до переселения в Египет, и Всевышний, возможно бы помог ее полудетскому организму. Братья, вроде как, должны были положиться на Господа, отдав судьбу и здоровье любимой в Его руки. Но они Ему не за что и были наказаны. Не за контрацепцию, а за недоверие Всевышнему.
А имели ли они право доверять Всевышнему, зная, что во время родов Вениамина умерла Рахель?


Сюжет 38 главы книги Бытие насыщен событиями и рассказывает о жизни патриарха еврейского народа Иуды и его сыновей. Двоих старших отпрысков, Ира и Онана, последовательно женит на девушке по имени Фамарь, но они умирают один за другим. Иуда обещает Фамари женить на ней третьего сына, Шеллу, но обещание своё не сдерживает: он боится за жизнь своего ребенка, думая, что над Фамарью властвует злой рок и судьба у нее такая – мужей хоронить. Фамарь, желая породнится с Иудой и стать одной из праматерей еврейского народа, хитростью вступила с Иудой в близость. В результате этого акта любви Фамарь забеременела и родила двоих сыновей, Фареса и Зару.
Мудрецы справедливо указывают, что причиной смерти двух старших сыновей были их действия, в результате которых Тамар не беременела после близости с ними, известные сегодня как прерванный половой акт. Мотивом данного действия старшего сына Ира было опасение, что в результате беременности и родов Тамар потеряет красоту. Онан, согласно прямому тексту Торы, не хотел, чтобы согласно ближневосточным традициям, его первенец считался ребенком старшего брата.
Я же получил от своего учителя, заслуженного юриста СССР, немного другую традицию. Он помнил, что Йехошуа, сын Перахии говорил: "Найди себе учителя, заведи себе друга и суди о каждом с лучшей стороны" (Мишна, Трактат Авот (Поучения отцов), Глава 1, Мишна 6), и, основываясь на этом принципе, трактовали тексты Святых Книг.
Начнем с того, что юридический статус братьев был нееврей, сын Ноя. Статус "еврей" в юридическом смысле этого слова потомки Иакова получили только во время Синайского Откровения вместе с заповедями. А ведь нееврею не запрещено испукание семени впустую, тем более, ему не запрещена контрацепция. Мало того, при определенных условиях, контрацепция не запрещена и евреям.
Рассмотрим ситуацию в исторической ретроспективе. Описываемые события происходили в двадцатилетний период после продажи братьями Иосиф рабство до начала великого голода. Вероятнее всего, Иру на момент вступления в брак было 13 лет, а Тамар - 12. Так принято было на Ближнем Востоке и в еврейской среде до недавнего времени. Ир опасался, что беременность и роды подорвут здоровье его любимой. После смерти Ира пришла очередь Онана вступить в брак с Тамар. Ему как раз исполнилось 13, ей тоже уже исполнилось 13. Еще дети, подростки. Его соображения были такие же, как и у Ира - здоровье любимой.
Но Тамар было самим Всевышним предназначено родить того, от которого родятся цари Израиля, от которого произойдет Мессия. Таково было указание Господа. А братья из рациональных, гуманистических соображений проигнороровали его. Они должны были положиться на Господа, отдав судьбу и здоровье любимой в Его руки. Но они Ему не доверяли, за что и были наказаны. Не за контрацепцию, а за недоверие Всевышнему. Для Мироздания было критически важно, чтобы Тамар родила ребенка на Святой Земле, до переселения в Египет, и Всевышний, возможно бы помог ее полудетскому организму. А может и не помог. Может быть, она родила, а сама бы умерла. Ребята дали отсрочку ее организму на несколько лет. Израиль всегда спорит с Богом. Такова его суть, таковы его потомки.
Братья решили:
- Пусть мы умрем, но девочка рисковать не должна. Пусть подрастет.
Любили они её больше жизни, и удержаться от близости с любимой, конечно, не могли. Это же любовь, а она сильнее страха смерти. Тут был особый случай, надгалахических, где действующими лицами были ребята, девочка и Всевышний. Мальчишки знали, что во время родов Вениамина умерла Рахель, и такой судьбы для Тамар они не хотели. И действия их - пример самопожертвования во имя любимой.
Благословенно Имя Всевышнего.


Рецензии