Религия-метафора. Блудный сын

РЕЛИГИЯ-МЕТАФОРА. БЛУДНЫЙ СЫН

(Бней Ноах. Притча о блудном сыне через призму хасидизма и религиозного сионизма в свете современных геополитических процессов).

Изучая Танах (Ветхий Завет) обращает на себя внимание тот факт, что многие древние пророки прибегали к наглядным знамениям-демонстрациям. Так Исайя три года ходил голый и босой в указание на плен и рабство, которые постигнут Египет и Эфиопию от рук ассирийского царя (Исайя 20); пророк Иеремия носил хомут на шее в знак будущего вавилонского рабства (Иеремия 27:2); пророк Иезекииль прибегал к наглядным демонстрациям многократно – больше года лежал на диване в предзнаменовании вавилонского плена, ел испеченный на коровьих лепешках хлеб, сжигал и развеивал свои волосы в знак бедствий, которые должны настигнуть народ Израиля (Иезекииль 4 и 5). Воспринимать эти наглядные пророчества прямо, без учета аллегории и метафоры, заложенных в них, не имеет смысла. Не будем же мы все ходить голыми с хомутом на шее, есть коровьи лепешки, сжигать и развеивать волосы.
Не все пророчества нужно воспринимать буквально. Особенно это касается изложенного в 53-й главе пророка Исайи. Христиане трактуют изложенные здесь пророчества прямо, указывая на страдание Иешуа га Ноцри за грехи человечества, а иудейские мудрецы указывают на метафорический образ еврейского народа, страдающего за грехи мира (Рав Бенцион Зильбер). Есть ли в этих трактовках противоречие, и есть ли какой-то смысл в этом противоречии?
Но если рассматривать Евангелие в правильном ключе, как метафору, через призму хасидизма и религиозного сионизма, то все стает на свои места. В этой религии в образе Иисуса из Назарета персонифицирован образ еврейского народа, народа-богоносца, так как «вторая душа, отличающая каждого еврея, - частица безграничной сущности Б-га свыше… Другими словами, и это вовсе не преувеличение, еврейская душа совершенно реально является самой что ни на есть частицей безграничной Б-жественной сущности Свыше!»
«Я в Отце, а Отец во Мне» (Иоанна 14:11) говорит народ Израильский, и это не преувеличение: этому учит нас хасидизм.
Большинство иудейских авторитетных мудрецов, несмотря на многие замечания, все-таки признают христианство дочерней религией иудаизма, Эдомом, отраслью Аврамовой. Отношение христианского и иудейского миров наглядно показано в притче о блудном сыне (От Луки 15:11-25). «У некоторого человека было два сына» - мудрецы Торы создали две цивилизации: старший сын – еврейская цивилизация, а младший – цивилизация христианская.
«И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». Младший сын фактически говорит отцу «умри скорее», т. к. наследник получает наследство только после смерти наследодателя. Он желает жить своим умом по своим прихотям.
Христианство почти сразу после своего появления отбросило тысячелетние галахические традиции, знания, накопленные поколениями ученых Торы. Мудрецы народа Израиля дали им эту возможность, не стали навязывать своё мнение, «разделили наследство» и отпустили в свободное плавание. Иудаизм никогда никому не навязывался! Старший сын – еврейская цивилизация от отца никогда не отделялась, поэтому представляет с ним одно целое, одно юридическое лицо, вместе ведет дела, делит скорби и невзгоды. А отношение христианской цивилизации к иудаизму почти всегда характеризовалось словами «поскорее умри», что выражалось в притеснениях, погромах, насильственном крещении и миссионерстве среди евреев. «По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он ста нуждаться» - это сказано о нынешних временах. К настоящему времени произошел процесс метафизического исчерпания потенциала христианской цивилизации.
За сотни лет он был переработан на кирпичи для построения Вавилонской потребительской башни, сгорел в бесконечных и бессмысленных гражданских войнах внутри христианского мира. «И пошел он и пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и рад он был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Наступил полный духовный крах цивилизации, который проявляется в перманентном экономическом и политическом кризисе, а далее перейдет в физическое вырождение. Христианская европейская цивилизация всё больше погружается в глубины духовных нечистот, что выражается в распространении оккультных сект, неоязычества, разрушении института семьи, распространении содомии, коррупции, культа наживы, что приведет, в конце концов, к катастрофе глобального масштаба. «Пришед же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». В то время, когда христианский мир находится в духовном кризисе, еврейский мир наоборот, находится в кризисе роста, «избыточествует хлебом». Восстановлено государство, улучшается качество выполнения заповедей, растет религиозная сознательность нации, а многие из народов мира обращаются к мудрецам Торы в поисках Всевышнего. Христианский мир должен понять, что единственны путь его выживания как цивилизации – обращение к своим еврейским корням, к богатому наследию иудаизма.
«Встал и пошел к отцу своему. И когда был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите, станем есть и веселиться, ибо этот сын был мёртв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». Увидев, что некоторые представители христианской цивилизации обращают свой взгляд к иудаизму в поисках истины, многие авторитетные раввины и еврейские религиозные организации (Хабад, Брит Олам) пошли им на встречу, взяли их под свою опеку, активно занялись распространением семи законов народов мира - «откормленного телёнка», дали им Письменную Тору в её еврейском раскрытии и Устную Тору, – «лучшую одежду и обувь на ноги», галаху и традицию – «перстень на руку». Видя в этом исполнение мессианских пророчеств, они искренне рады происходящему преображению мира.
«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною и всё мое твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашелся». Часть иудейских религиозных элит и простого народа Израиля справедливо отмечают, что народы мира, и особенно представители христианской цивилизации уже не имеют права на духовное наследство иудаизма. Они никоим образом не участвовали в создании этого богатства, нас разделяет много веков погромов и преследований; несправедливо тратить духовные и интеллектуальные силы лучших представителей еврейских религиозных кругов на этих «братьев». Но поскольку аспект милосердия выше аспекта справедливости, то Израиль и дальше готов духовно окормлять всех, кто приходит к нему в поисках Б-га.


Краткое содержание

Если рассматривать Евангелие как метафору, то все стает на свои места. В этой религии в образе Иисуса из Назарета персонифицирован образ еврейского народа, народа-богоносца.
В известной евангельской притче в образе блудного сына представлена христианская цивилизация, которая оставила отца, оставила иудаизм с его вековыми традициями и решила пойти своей дорогой. В результате она к ХХ веку пришла к системному кризису и духовному обнищанию. Только возвращение к отцу, к истинному монотеизму, к живой Торе еврейского народа может вдохнуть новую жизнь в ослабленную Западную цивилизацию. Отец всегда ждет.


Рецензии