Теории замещения и дополнения в христианстве

ТЕОРИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ И ТЕОРИЯ ДОПОЛНЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ

(Бней Нох)

В Христианской Церкви есть две теории в отношении Народа Израиля.
Теория замещения провозглашает, что иудеи, которые совместно с язычниками распяли богочеловека Иисуса Христа, утратили право первородства, которое перешло к Новому Израилю, Христианской церкви. Эта точка зрения доминировала со времени Первого Никейского собора в 325 году до перехода Иерусалима под контроль арабов в 637 году. За эти три столетия было полностью зачищено поле Бней Ноах, которое тогда называлось себоменой. Покорение арабами Иерусалима совершило переворот в византийском богословии. На первом этапе византийцы ислам воспринимали как второе издание ветхозаветной религии, иудаизма, в его примитивной и грубой форме. И на их глазах Святой град Иерусалим вернулся под контроль Ветхозаветной Церкви, а значит, и её богоизбранность никуда не делась. Многие греки стали переходить в иудаизм, вновь начала возрождаться себомена (БН). Тогда восточнохристианскими богословами была разработана теория дополнения, согласно которой Всевышний позволил разным группам людей спастись разными путями: иудеям – делами закона, исполнением 613 заповедей (Послание Павла к Римлнам 2:13), язычникам – жизнью по совести (Послание Павла к Римлнам 2:14..15), а христианам – верой в искупительную миссию Иисуса из Назарета и признанием его Мессией, причем вера эта обязательно должна быть подтверждена добрыми делами, поскольку «вера без дел мертва» (послание Иакова 2:26).
Согласно восточному христианскому богословию, нет четкой разницы между светом православия и тьмой неправославия (Александр Шмеман, Антоний Сурожский), поскольку знание человека о Боге несовершенно, и определить кто прав, а кто виноват, может только Мессия (I послание Павла к Коринфянам 13:9,12).
Именно ввиду теории дополнения Православная Церковь не проводила активной миссионерской деятельности, если это не было вызвано политической необходимостью. Но и в этом случае она ограничивалась формальным крещением, без контроля за духовной и материальной жизнью новообращенных. На Руси среди славян язычество в основном мирно сосуществовало с Православием до 15 века, а среди угро-финских народов, народов Сибири и малых народов Крайнего Севера обе религии сосуществуют до сих пор.
На Западе, который не так остро пережил Иерусалимскую катастрофу, до сих пор доминирует теория замещения. На Руси теория замещения подняла голову в связи с деятельностью киевского митрополита Петра Могилы, который проводил вестернизацию обрядов, богословия и культа, а ныне – в связи с проповедью протестантских деноминаций. Но доминирует все же теория дополнения, которая упрощенно звучит так: «У каждого свой путь к Богу».


Крткое содержание.

В Христианской Церкви есть две теории в отношении Народа Израиля.
Теория замещения провозглашает, что иудеи, которые совместно с язычниками распяли богочеловека Иисуса Христа, утратили право первородства, которое перешло к Новому Израилю, Христианской церкви.
Согласно теории дополнения Всевышний позволил разным группам людей спастись разными путями: иудеям – делами закона и исполнением заповедей Торы, язычникам – жизнью по совести, а христианам – верой в искупительную миссию Иисуса из Назарета и признанием его Мессией, причем вера эта обязательно должна быть подтверждена добрыми делами.


Рецензии