Уровни откровения. Мудрец и пророк

УРОВНИ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

(Бней Ноах)

Люди привыкли обобщать, и любое сверхъестественное откровение они называют пророчеством. Но такое обобщение и упрощение не всегда уместно.
Согласно классификации мудрецов, существует несколько уровней сверхъестественного божественного откровения. Самый высший его уровень – невуа, «пророчество», при котором пророк, нави, приобщается, прилепливается, связывается с Богом, как бы растворяя свое сознание в Божественном. При этом нави постигнет через такое приобщение истинные и очень важные вещи из скрытых тайн Святого.
Более низкая ступень божественного откровения – Святой Дух, «руах а-кодеш», особый вид общения с духовными мирами разного уровня и получения информации из них, в частности и через специальные амулеты, урим и тумим.
Когда умерли последние пророки Танаха, Ветхого Завета, ушел Святой Дух, однако Всевышний продолжал посылать людям Голос с Неба, бат коль, совершенно иной вид божественного откровения, который может быть обращен сразу к нескольким и даже многим людям, как евреям, так и неевреям, как к праведникам, так и к злодеям.
Но самый распространенный способ общения Бога с людьми – через посланников, маггидов, коими могут выступать ангелы, души прежде почивших (воскресших?) людей, иные сущности. Они могут явиться человеку во сне, сообщая необходимую информацию, а могут даже наяву в телесном облике оказать посильную помощь. С таким видом откровения люди сталкиваются довольно часто, многие из нас или наших знакомых могут припомнить подобные случаи. Это можно назвать обыденным сверхъестественным явлением. Именно с таким явлением столкнулся Мухаммед. Согласно мусульманской традиции, передача Корана Мухаммеду была осуществлена через ангела Гавриила и длилась двадцать три года. Таким образом, приравнять Коран к Торе, полученной через пророков, никак нельзя. Это откровения совсем разного уровня. Человека, который получил какие-либо знания или информация посредством подобного откровения также называют посланником, магидом. Так что Мухаммеда (мир ему и благословение) уместнее все же называть посланником.



МУДРЕЦ ВЫШЕ ПРОРОКА

Устная Тора учит нас, что мудрец выше пророка. Для иллюстрации данного утверждения можно привести пример аэрофотографческой съемки местности. Задача фотографа в данном случае – сделать качественный снимок. Исследуя этот снимок, специально подготовленный эксперт может дать характеристику растительного и животного мира данной местности, ее геологическое строение, предположить наличие залежей полезных ископаемых, подземных запасов воды.
Как правило сам фотограф, глядя на сделанные им снимки, не может оценить и десятой доли того, что может эксперт.
Эксперту необходимо иметь энциклопедический багаж знаний и навыков, для чего требуются долгие годы подготовки и практики..
В системе пророк-мудрец пророк аналогичен фотографу- он получает откровение от Г-да. Мудрец, в свою очередь, выполняя роль эксперта, используя знания, накопленные поколениями, осмысливает полученные пророчества. Мудрец, анализируя полученные пророком откровения, может обнаружить в них такие грани, о которых сам пророк даже не подозревал.
Не исключен вариант, что пророк может неправильно истолковать дарованное ему откровение и направить паству по ошибочному пути. Основной причиной проблем мусульманской цивилизации является то, что не обладая необходимым объемом знаний в области духовности и практического богословия, пророк Муххамед истолковал данные ему откровения свыше в соответствии со своими представлениями. Но если бы он несколько лет проучился у квалифицированных раввинов-богословов, то, вероятнее всего, системных ошибок в исламе было бы намного меньше.


Рецензии