Идеи социальной справедливости в Торе
(Бней Ноах)
Талмуд в трактате Йома, 39б обсуждает многие чудесные явления во время службы в Храме на Йом Кипур. В частности, Талмуд рассказывает, как первосвященник повязывал на голову жертвенного козла красную ленту, и после его молитвы она на глазах всего народа становилась белой. Евреи воспринимали это как свидетельство того, что Бог простил их грехи. Талмуд рассказывает, что за сорок лет до разрушения Второго Храма красная лента белеть перестала.
Возникает вопрос, какие страшные грехи совершали потомки Израиля в эти годы, когда совсем прекратилось это чудо.
Мудрецы утверждают, что хотя в Израиле было немало грехов в те годы, но главный из них в период этого духовного падения – беспричинная ненависть, которая выражалась в первую очередь в отсутствии братской доброты и социальной справедливости среди еврейского народа в те годы.
В первой главе своей книги пророк Йешаягу сурово порицает еврейский народ за грехи. Однако не за несоблюдение субботы или правил кошерной еды. Не это было причиной духовного кризиса народа. Пророк указывает, что недостаток социальной справедливости и братской доброты лишили еврейский народ его духовной поддержки. Они отказались от взаимопомощи и повернулись друг против друга, в особенности против обездоленных – сирот и бедных. Осуждая свой народ с невиданной в еврейских писаниях силой, Йешаягу бичует его словами, сравнивая с Содомом и Аморой. Он предупреждает, что, если такое отношение к людям продлится, Бог не будет благоволить к празднованию суббот и новолуний.
Пророк учит нас: «Умойтесь, очиститесь, удалите злодеяния свои от глаз Моих; перестаньте делать зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенных; защитите сироту, вступитесь за вдову. Приходите, подумаем вместе, – говорит Г-сподь, – хотя грехи твои (красны) как кармин, станут белыми как снег, а если будут красными как багрянец, станут (белыми) как шерсть. Если захотите (Мне внять) и послушаетесь Меня, то вкусите блага земли» (Исайя 1:16-19).
Утверждающие и ободряющие слова пророка помогают понять, почему чудо с переменой цвета ленты связано с искуплением с помощью социальной справедливости и братской доброты. К этим драгоценным словам были глухи в народе в течение сорока последних лет существования Второго Храма.
Многие социал-дарвинисты, коих не мело и в религиозной еврейской среде, утверждают ныне, что построить государство, основанное на социальной справедливости, на отсутсвии хищнической конкуренции не возможно. Но они просто не знают истории, точнее не хотят знать. А прецеденты в были как в недавней истории, так и в относительно давнее время.
Современные религиозные деятели, независимо от конфессиональной принадлежности, расценивают государство, созданное иезуитами среди индейского племени гуарани как еретическую попытку построения Царства Небесного на земле, о которой лучше помалкивать.
В 17-18 веках в Европе и России все еще правил феодализм, а на другом конце света, в Южной Америке существовала «живая утопия», христианское государство, строго коммунистическое по своему социальному строю. Паргавай в то время был колониальной провинцией Испании на границе с португальскими владениями. Местное население испанцы и португальцы истребляли и обращали в рабство. Когда в Парагвае появились иезуиты они начали бороться против этого, чем расположили индейцев к себе. Мастерски балансируя между испанцами и португальцами иезуиты в 1611 г получили от испанской короны право на учреждение миссии в Парагвае и невмешательство светских властей в их колониальную деятельность, индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов. Тем самым было положено начало «государству» иезуитов. По мысли основателей, государство создавалось для организации правильной религиозной жизни верующих в духе первых христиан. Целью его было спасение души и социальное благополучие. В основу государства были положены коммунистическое хозяйство, имущественное равенство.
Была создана эффективная центральная и местная власть, армия, полиция, система здравоохранения. Индейцев селили в особых укрепленных поселениях-колхозах – «редукциях» с населением от 250 до 8 тыс. человек. Поселениями управляла администрация из туземцев во главе со старейшиной и два отца-иезуита – администратор и духовник. На все общественные должности раз в год назначались выборы, в которых участвовало все население редукции. Для защиты от набегов охотников за рабами была создана хорошо обученная, вооруженная ружьями индейская армия во главе с офицерами-индейцами. В государстве быстрыми темпами развивалась экономика и социальная сфера: возводились великолепные здания из камня и дерева, фабрики, магазины, арсеналы, аптеки, больницы, гостиницы, кирпичные заводы, печи для обжига извести, мельницы, красильни, литейные мастерские, типографии. Вокруг хижин гуарани было много садов и поля риса, табака, пшеницы, бобов и гороха. Частной собственности в государстве не было. Каждой семье выдавался участок, на котором, можно было работать не более трех дней в неделю. Остальное время – работа на общественное хозяйство. Все выработанное помещалось в общественные склады, откуда всем выдавалось поровну. Существовала государственная внешняя торговля: продукты сельского хозяйства и фабричные изделия сплавлялись по реке Паране к океану и там обменивались на необходимые товары. За время существования государства были внедрены прогрессивные агротехнологии, в результате гуарани полностью обеспечили себя продуктами. Расцвели ремесла и промышленность – ювелирное, часовое, швейное, ткачество, резьба по дереву и камню,
гончарное дело, судостроение. Качественные товары, сделанные гуарани, ценили во всем Новом Свете.
В нравственном отношении гуарани сделали громадный скачок. Каннибализм был полностью ликвидирован. Уровень преступности был чрезвычайно низкий. За 150 лет население выросло с 5 до 200 тысяч человек. Однако, «царству счастья и благоденствия» не суждено было жить вечно. На руководителей государства иезуитов светские власти не раз писали доносы и клеветы. Против государства гуарани ополчились сразу Испания, Португалия и Папский престол, брошены регулярные армии. С 1750 г. течении 20 лет армии гуарани мужественно и довольно успешно оказывали им сопротивление, но силы были явно не равны. Окончательный удар нанес папа Климент XIV, в 1773 г. запретивший орден иезуитов.
В нашем падшем мире такое явление, как «государство всеобщего благоденствия», не может не вызывать ярости и ненависти. И, тем не менее, такая «реализованная утопия» жила и развивалась более 150 лет. Государство гуарани было оболгано и предано забвению. Уже через 50 лет мало кто о нем помнил. Похожее вот уже четверть века лет происходит в государствах Восточной Европы.
Многие современные религиозные деятели утверждают, что социализм и коммунизм – это утопия, богопротивная и человеконенивисническая идеология. Но, как мы видим из Торы, идеи взаимопомощи, равенства и братства не могут быть противны Б-гу. Зло мира сего не может уничтожить их, поскольку в них заключены огромные искры святости. Нынешняя временная победа капитализма, основанного на принципах конкуренции и взаимного уничтожения, ни о чем не говорит. Капиталистический строй в борьбе с феодализмом шел к своей победе почти 500 лет. Первые итальянские капиталистические государства 14-15 веков канули в лету в виду внешних и внутренних причин. Но прогрессивная на то время идея капитализма никуда не делась и уже в 19 веке она стала господствующей в мире.
В настоящее время капитализм стал тормозом для экономического и социального прогресса, духовного роста, нравственного усовершенствования человека. О каком духовном росте может идти речь, когда в борьбе за рынки сырья, сбыта, труда люди что готовы уничтожить друг друга, лишить друг друга имущества и обречь на бедность. Любому человеку с монотеистической культурной традицией, основанной на Пистьменной и Устной Торе, хоть немного понимающему историю, очевидно, что социализм и коммунизм – не просто мечта и утопия, а объективная вполне достижимая реальность. Нужно только не сидеть, сложа руки, а каждому по мере своих сил приближать её. Вода камень точит.
Свидетельство о публикации №219111200404