Кто есть еврей

КТО ЕСТЬ ЕВРЕЙ (ИЗРАИЛЬТЯНИН)

(Бней Ноах)

Изучали с женой Мишну, трактат Авот («Поучения отцов»). Перед каждой главой данного трактата в качестве пролога произносят Мишну и из трактата Сангедрин («Судебное заседание»):

Есть у каждого Израильтянина доля в грядущем мире, как сказано: «И народ твой - все праведники, навеки унаследуют землю - ветвь насаждений Моих на славу» (Исайя 60:21)

Мудрецы еврейского народа давно раскрыли смысл этой формулировки, тем более что он лежит на поверхности: все евреи как представители любимого Б-гом избранного народа благодаря выполнению заповедей в той мере, в которой им позволяют обстоятельства, имеют долю в будущем мире. Все проще простого.
Но женский мозг, который, как известно, ничего не берет на веру, который обладает особой, непонятной никому логикой, и в этом прологе умудрился разглядеть свой особый оттенок.
- Смотри, - говорит мне моя половинка, - в этом стихе пророка Исайи сказано вот о чем: Твой народ – это все! праведники! (независимо от этнического происхождения), то есть те, кто выполняет заповеди, предписанные Всевышним для них. И именно эти и есть Израиль (не только евреи, но и неевреи, почитающие Тору и заповеди), потому что эти праведники сражаются с темной стороной мироздания, с силами предвечного хаоса, выполняя веления Всевышнего каждый на своем месте. Не дают миру упасть, а, наоборот, на своих плечах тянут его вверх.
Честно сказать, от такой необычной трактовки я пришел в легкое замешательство. И почтя 60-ю главу пророка Исайи полностью, даже не смог ей ничем возразить, ибо там действительно говорится о симбиотическом взаимодействии евреев и неевреев в исполнении воли Всевышнего и служении ему.
Тут же вспомнился вопрос, который иногда задают мне: «Кто в твоём понятии еврей?». Вспомнились попутно комментарии к книге Тания, в которых указывалось, что некоторые неевреи имеют еврейскую душу, а еще большее число неевреев имеет души, которые по своей структуре очень напоминают еврейские, хоть и отличаются от них.
Интересно, что в трудах некоторых мудрецов речь идет о двух  герменевтических планах, галахических евреев как конкретную общность и метагалахический Израиль, собрание всех праведных душ, не обязательно евреев в буквальном смысле.
Стоит упомянуть еврейского-испанского мудреца ХV в. Ицхака Арамык ;;;; ;;;; (Связывание Исаака), классическое философское сочинение с сильным элементом Каббалы. Тут автор говорит не о двух божественных планах, а о том, что праведники народов мира онтологически являются евреями и частью одного и того же божественного плана. Теорию Рамбама о двух планах он не разделяет, как и конкретную строго фиксированную систему Семи Заповедей для неевреев. По учению Арамы, онтологически приравниваются к евреям монотеисты, которые разделяют идею свободы выбора человека и ведут себя этически, но не обязательно строго по пунктам Семи Законов Сынов Ноя законов в формулировке Рамбама и его единомышленников.
До Арамы об этом многократно писал Менахем Меири, считающий христиан, мусульман и вообще "людей, живущих в рамках веры" расширением исторического Израиля. В более мистическом ключе тему разбирают ребе Нахман из Брацлава и как минимум два хабадника, р. Авром Хейн и р. Шмуэл Александров. Хейн в качестве представителей расширенного Израиля приводит православного философа В. Соловьева, индийцы Рабиндраната Тагора и великого анархиста Петра Кропоткина, которого он вообще часто цитирует.
И еще. В онтологическом плане Рамбам как раз не ставит евреев выше прочих людей. Два плана у него чисто галахические. У него другая схема: философы выше, тех, кто просто соблюдает обряды. Аристотель у него получается ниже пророков, но выше мудрецов. За аристотелианство в свое время Рамбама критиковали, и по сей день многие боятся внимательно изучать его "Путеводитель заблудших" с комментариями правильно понявших его учеников.
 Благословенно Имя Господне.


Рецензии