Мои милые анемоны...

Улыбка северной весны, или мои милые анемоны!
--1—
…Апрель…Ранняя весна…Голый березовый лес весь сквозит. Иду через него по прошлогоднему опаду сухих шуршащих листьев. Солнце, появляясь нанадолго из-за сизых туч, весело смеется на белых стволах уральских березонек! Тучи же то и дело просыпаются книзу мелкой снежной крупой…В оврагах еще полно зимних сугробов…
На пригорке, обращенном к югу, вылезли из земли какие-то мелкие белые цветочки, качающиеся на своих тонких ножках от малейшего порыва ветра. Когда дуновения его заметно усиливаются, весенние ветреницы то исполняют бурный экзотический танец, то все дружно почти ложатся на бурый опад листьев, на сухую солому мертвой травы…Но тут же гордо выпрямляются!..
Никакой другой ранний лесной цветок так не кланяется, не мотается беспрерывно, как наша небольшая северная ветреница (алтайская)! Полянка апрельских анемон- это всегда живая игра ветра с нежными полувоздушными созданиями земли и солнца!..
Но любые ветреницы и спешат, прямо- таки бешенно торопятся расти, расти, расти!..Пока в лесу просторно, светло, свободно и весело!.. Их проклюнувшиеся из холодного чрева земли маленькие зеленые листочки и белые цветочки- все жаждут жизни, успеха!..
Десять-двенадцать дней- весь жизненный цикл почти любого анемона! Дать, дать новые семена и…увянуть!? Три зеленых листка, синтезирующих с помощью хлорофилла органические вещества, трудятся как бы на пределе, потому что надо успеть переправить все эти вещества в подземные органы для закладки будущих надземных органов!..
Конечно, ветрениц много, не все вовсе одинаковы!..Даже на одной территории (ХМАО-ЮГРА, где по весне растет еще замечательная анемона- лесная ветреница. Примечание А.Ф.Меркера:
«Ветреница лесная (Anemone sylvestris) любит сухие места. Скальные известковые обнажения наших рек – Каква, Сосьва, Вагран, Ивдель – ее любимые места обитания»).
Однако распускающаяся с середины июня приобская ветреница вильчатая бурно цветет до конца месяца, захватывая и начало июля. То есть ей не важно, что все лиственные деревья обзавелись пышными зелеными кронами, ибо наша северная анемона очень любит приречные луга и поляны, где и образует иногда сплошной живой ковер. Стебли ветреницы вильчатой потолще и повыше, чем у алтайской, и цветы гораздо крупнее, красивее! Сияющие ослепительной белизной в солнечный летний день и нежно голубеющие в тихую белую ночь («лунные цветы») по берегам Оби и многочисленных ее проток- сибирские ветреницы вильчатые все же остаются теми же слабыми, незащищенными анемонами. Их может погубить и лесной пожар-пал, и высокий паводок, и ураганный ветер, нередко налетающий с тучами мельчайшего песка на Среднее Приобье из просторов ледяной Арктики. Берет же свое юганский, сургутский или ханты-мансийский белоцвет многочисленностью, редкими жизнестойкостью и жизнелюбием!..
Он может один год спокойно переждать аномальный весенний паводок, чтобы с еще большей силой расцвести в следующем июне! Потому что- многолетник, потому что запасенный в корневищах, клубнях его крахмал не пропадает никуда, не расходуется, пока на поверхности не появились нежные стебельки, листочки и крошечные красновато-фиолетовые шарики на верхушках стеблей- завязи цветов!..
По всей европейской и азиатской территории России цветут в апреле- мае-июне различные первоцветы-анемоны!..
Отступление.
…Все они- ветреницы!
Белая, лесная, пермская, лютичная, отогнутая, дубравная, уральская, алтайская, аппенинская, гибридная, канадская, голубая, длинноволостная, вильчатая, кавказская, корончатая, нежная, пучковая, японская и другие…Лесной одномесячник, белоцвет, веснуха появляются на свет ранней весной, иногда пробивая слой снега. (Поэтому их ошибочно называют…подснежниками; однако все ветреницы- анемоны- принадлежат к обширнейшему семейству лютиковых). Анемоны же- потому, что по-гречески «anemos»: ветер! И лепестки цветков у большинства видов при сильном ветре легко опадают…
С детства я хорошо знаком с моими милыми анемонами, столь же быстро пропадающими в природе, как и появляющимися в хмурый период «неодетой весны»! (И только сейчас с удивлением узнал, что несколько видов анемон произрастают и в …Северной Африке! И что эти корневищные и клубневые многолетники могут быть высотой от 10 до 100 сантиметров!-В.Н.).
Действительно, Природа очень щедра и изобретательна: оказывается, в разных частях планеты ( в ее Северном полушарии) различные анемоны цветут не только ранней весной, но и летом, и даже…осенью!? И окраска цветков у них непохожая, яркая--- белая, розовая, красная, голубая, синяя или желтая!
Мне лично очень приятен белый, непорочный, скромный цвет уральских и сибирских анемон! Изысканный запах, вобравший в себя всю прелесть весеннего благоухания, делает встречу с любой ветреницей всегда запоминающейся, радостной!..

--2—

В Пермском крае и в Свердловской области в Красную книгу этих территорий занесена реликтовая ветреница отогнутая…
Вот интересный рассказ моего друга- биолога А.Ф.Меркера об этом удивительном растении:
«Около тридцати лет прошло с того времени, когда я впервые встретил это растение, но до сих пор помню тот волнующий азарт, который я испытал при этом. Азарт, который присущ охотнику. Но охотнику не за дичью или зверем, а за растением.
...Это было в самом конце мая 1980 г. Мы на байдарках сплавлялись по Сосьве и на маршруте от поселка Марсяты до Серова отмечали фенологические явления поздней весны. По-весеннему полноводная река быстро несла наши суда, а на широких сосьвинских плесах мы умудрялись даже паруса ставить. И тогда наши байдарки «Салюты» становились похожими на быстроходные катера, несущимися по водной глади Сосьвы, берега которой слева и справа утопали в молоке цветущих черемух. Этот беломолочный живой коридор Природы, скажу я вам, зрелище потрясающе красивое!
На обед мы причалили к небольшой полянке на правом берегу Сосьвы в паре километрах выше поселка Андриановичи. И вот здесь-то, обходя полянку, у лесной кромки, под пологом кустов среди жухлой прошлогодней травы мое внимание привлекла небольшая куртинка незнакомых мне растений. Характерная рассеченность листьев указывала, что это представители семейства лютиковых. Но вот цветок... Единственный цветонос особей был увенчан одним небольшим шарообразным белым цветком с многочисленными и очень узкими лепестками. У многих цветков эти белые узкие лепестки были отогнуты назад. Нет, определенно, этот вид растений мне еще не встречался.
Уже дома я перерыл все имеющиеся у меня определители, но ответа на вопрос, что это за растение, как оно называется, я так и не нашел. Все определители молчали, ни в одном из них ничего похожего не было.
Прошло знойное лето, пролетела дождливая североуральская осень, а я так и не мог определить вид моей таинственной Незнакомки
И, как это часто бывает, помог счастливый случай. Но тут, чтобы было более понятно, следует сделать небольшое отступление.
По давней советской традиции государство, ну, никак не могло обойтись без дармовой помощи школьников. Вспомните то время, когда все школьники – мальчишки и девчонки- старшеклассники и даже детки из начальных классов тужились и тащили на школьный двор разные железяки и макулатуру. Даже соревнования между классами устраивали, кто больше принесет.
Так вот, от сбора макулатуры мой кабинет биологии прямую выгоду имел. Мой призыв к моим ученикам: «Всё, что касается биологии, – несите в наш кабинет», ребята приняли с восторгом. И в каждый день сбора макулатуры они с рвением рылись в горах этого бумажного добра и несли все, что они считали полезным для кабинета биологии. Так были собраны полные комплекты журнала «Юный натуралист»- более, чем за десять лет. Потом этой дополнительной литературой сами ребята пользовались на уроках и при написании различных рефератов. Принесли даже редчайшее издание «Стенографического отчета» печально знаменитой августовской 1948 года сессии Академии ВАСХНИЛ, на которой Т.Лысенко со своими сторонниками клеймил позором очередных «врагов народа» - советских генетиков, признанных мировым научным сообществом.
И однажды зимой во время такого «макулатурного» дня забегает ко мне в кабинет стайка взъерошенных мальчишек и, перебивая друг друга, уже с самого порога кричат мне: «Смотрите, Александр Федорович, что мы нашли! Это про наш Урал! Поставьте это на книжную полку нашего кабинета» - и протягивают мне книгу в бордовом переплете. Это оказалась книга пермского ботаника А.А. Хребтова «Полезные и вредные растения Урала», изданная еще в далеком 1941 году.
Просматривая эту книгу, я вдруг увидел небольшой рисунок, от которого у меня перехватило дыхание. На рисунке была изображена ... моя Незнакомка! Можете себе представить мое состояние, мое волнение, которое я испытывал, рассматривая этот рисунок! И сквозь рябь в глазах я прочитал подпись под рисунком, она гласила-ВЕТРЕНИЦА ОТОГНУТАЯ! Так вот как тебя зовут, моя Незнакомка! Почему же ты так долго скрывала свое имя от меня?
Здесь же было краткое описание, которое в общем поясняло, что это невысокий травянистый многолетник. Корневище ползучее, желтовато-бурое. Прикорневые листья на длинных черешках, ромбические или яйцевидные. Листья покрывала в числе 3, на черешках, одетых редкими оттопыренными волосками, трижды-рассеченные, с сидячими ромбическими или ланцетными сегментами. Цветоносы 1,5-3 см длины, опушенные, одиночные, но мы иногда находили экземпляры с двумя цветоносами, которые были увенчаны по одному цветку. Цветы мелкие, около 1 см в диаметре. Листочки околоцветника в числе 5, белые, снаружи опушенные, очень узкие, 1—1,5 мм ширины, отогнутые книзу параллельно цветоносам. Плодики продолговато-яйцевидные, одеты густыми прямостоячими оттопыренными волосками, с загнутым носиком.
Всё это сходилось с нашими данными.
Во время мартовских (1981 г.) каникул группа активистов научного общества «Юный эколог» ездила в Свердловск на областной слет исследователей природы. В последний день слета наша группа посетили Институт экологии растений и животных. В Гербарном отделе мы рассказали о находке ветреницы отогнутой. Нас сразу же повели в кабинет Павла Леонидовича Горчаковского. Он приветливо встретил, разместил нас в своем небольшом кабинете и стал нас распрашивать: кто мы, откуда, где встретили ветреницу отогнутую. От него-то мы и узнали, что это очень редкое растение не только на Урале, но и по стране в целом. Поэтому-то и в определителях ветреница отогнутая почти не встречается. Павел Леонидович поблагодарил нас за сообщение о находке, рассказал нам, что готовится книга по растительности Урала и попросил нас, чтобы мы в предстоящую весну провели некоторые наблюдения над ветреницей отогнутой и привезли ему несколько гербарных образцов из наших мест.
Весной 1981 г. мы уже целенаправленно «прочесывали» берега Сосьвы в поисках ветреницы отогнутой. И в окрестностях п. Марсяты (на левом берегу, в 0,5 км выше висячего моста) нашли еще одно место, где растет это редкое растение. Из этого же места мы приготовили три гербарных образца, которые позже передали П.Л. Горчаковскому. Весной 1983 года в издательстве «Наука» вышла книга «Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья» (авторы П.Л. Горчаковский и Е.А. Шурова), где указана северная граница произрастания ветреницы отогнутой – наша научная находка.
П.Л. Горчаковский определяет ветреницу отогнутую как азиатский неморально-бореальный вид. На Урале вид очень редок, ледниковый (плейстоценовый) реликт. Встречается в хвойных и смешанных, иногда лиственных (березовых), большей частью негустых лесах. Ботаник А.Хребтов, (а за ним и П.Горчаковский) утверждает, что ветреница отогнутая не заходит в глубь леса далее десяти метров, но мы на берегу Сосьвы около поселка Марсяты видели отдельные куртины этой ветреницы в 50-100 м от края довольно-таки густого леса.
На Урале отмечено несколько точек произрастания ветреницы отогнутой: в Челябинской области в окрестностях городка Нязепетровск, в окрестностях Перми, восточный склон Уральских гор в районе Н.Тагила (Висимский заповедник и его окрестности) и наше местонахождение (самое северное) по берегу Сосьвы в окрестностях Марсят и Андриановичей. На территории заповедника «Денежкин Камень» этот вид не обнаружен.
Как декоративное растение интенсивно собирается населением, поэтому мы в свое время пробивали вопрос о создании хотя бы микрозаказника около п.Марсяты и п.Андриановичи (Серовский р-н), но не нашли понимания в этом вопросе со стороны тогдашних глав сельских советов этих поселков (вот пример полной экологической неграмотности руководителей).
На Северном Урале ветреница отогнутая начинает цвести в конце мая, цветение продолжается около двух недель. Но в мой последний приезд в Краснотурьинск (2006 г.) я застал буквально несколько еще цветущих особей ветреницы отогнутой в окрестностях п.Марсяты 20 июня.Ветреница отогнутая размножается ветвлением корневищ, иногда семенами.Она очень уязвима, плохо конкурирует с другими видами (они ее подавляют).
Для информации:
1. П.Л. Горчаковский был ведущим специалистом-флористом Урала, избран действительным членом Российской Академии наук (академик). Умер 4 июня 2008 года в возрасте 88,5 лет. До последних дней своей жизни возглавлял одну из лабораторий Института экологии растений и животных.
2. Ветреница отогнутая произрастает и на Байкале. Там она зацветает в конце апреля- в мае.
3. На Северном Урале встречаются ветреницы: алтайская, отогнутая, лесная,пермская (она сейчас называется «Анемонаструм пермский»). На самом юге Северного Урала отмечаются еще В.лютичная и иногда В.вильчатая (а на Оби в окрестностях п.Шаркалы в.вильчатую мы много видели)».
--3--
Что же получается?..
Реликт уже давно и в Красной книге России, а беречь…не бережем столь редкое растение!?? Даже и в заповедниках! В Висимском (Средний Урал), в Липогорском (Пермский край). В последнем…вырубаются леса, растения вытаптываются туристами, территория захламлена; не проводятся акции защиты реликтовых растений, не увидишь нигде табличек с описанием растения и мерами предостережения…
Отступление.
По данным ученых, ветренница отогнутая- преимущественно восточно- сибирский вид, встречается также в Китае, Монголии, на юго-востоке Западной Сибири.
В Интернете ее называют «коноплянкой» (прямое сходство и по строению листочков, и по густому запаху в букете).
В химическом отношении растение слабо изучено, известно лишь, что в нем содержатся протоанемонин и анемоним. При высушивании ветреницы ее лечебные своойства теряются, но одновременно исчезает и …высокая токсичность.
Anemone reflexa(по латыни),оказывается,в Сибири довольно активно используется народной медициной в качестве наружного средства при радикулите, ишиасе, невралгических болях, ушибах, полиартрите, остеохондрозе, крупных гематомах, ревматических болях, отложении солей и др.(При этом применяют только свежую траву!Но она высокотоксична, и нужны строгие меры предосторожности!).
Впрочем, не лучше ли нашим народным целителям все-таки попытаться выращивать «коноплянку» в культуре, чем нагло истреблять ее в дикой природе? И где только совесть у двуногих?..
В Сибири, кстати, из всех ветрениц- байкальской, енисейской-в медицинских целях используется только ветреница отогнутая! Да еще…алтайская: и медонос, и декоративна!Но и она- третичный реликт, распространенный в нескольких изолированных очагах Сибири и Урала!..
Примечание А.Ф.Меркера:
«О ветренице алтайской - и на Северном Урале, и на Алтае – это один и тот же вид Anemone altaica. Это очень распространенный вид. Обитает в темнохвойных лесах вдоль речных берегов (Каква, Сосьва, Ивдель, Вагран, верховья Лозвы, Северная Тошемка и др.), встречается и в горных лесах, иногда на лугах. Часто встречается в горных тундрах.
В окрестностях Кировграда Вам скорее всего приходилось видеть именно этот вид или ветреничку уральскую (Anemone uralensis), которая встречается по берегам рек Тагил, Тура, Косьва, Нейва. Ветреница дубравная (Anemone nemorosa) на восточном склоне Уральских гор Вам навряд ли могла встретиться. А вот в окрестностях Перми эта ветреница дубравная уже встречается. От ветреницы алтайской она отличается тем, что имеет только 6 белых лепестков венчика, а венчик В. алтайской состоит из 8-15 лепестков. В свое время мы, проводя исследования по внутривидовой изменчивости В. алтайской в пойме реки Каквы, исследовали около 1000 (тысяча) экземпляров, чаще всего встречали цветки с 9-ю лепестками. На долю крайних (8 и 15 лепестков), если мне память не изменяет, приходилось всего около 6 процентов.
И еще один признак: ветреница дубравная более высокая, по сравнению с В. Алтайской».
***********************
…Эфемериды- действительно удивительные растения!
И алтайская, и пермская, и отогнутая, и лесная ветреницы стремительно зацветают и стремительно же…пропадают! Вот жили-были вчера красавицы, а сегодня…повяли, осыпались, отмерли. Как…сон какой-то!!!
Однако истинный природолюб всегда поспеет к предмету своего обожания! Например, ветреницу пермскую можно найти и на…Главном Уральском хребте: Конжаковский, Серебрянский, Косьвинский камни, Сухогорские горы. (Наверняка есть она и на Приполярном Урале, на территории ХМАО-ЮГРА!).
Примечание А.Ф.Меркера:
«Есть ли Анемонаструм пермский --ветреница пермская на территории ХМАО?
Да, есть!
Научные сотрудники заповедника «Малая Сосьва» А.Л. Васина и Д.А. Сижко в 2000 го-ду во время флористической экспедиции обнаружили несколько мест обитания этого вида на восточных склонах Уральских гор, расположенных на административной территории Березовского района ХМАО Тюменской области.
В своей новой работе по растениям Северного Урала я эти места (где на территории ХМАО найдена ветреница пермская) выделил синим шрифтом (здесь- жирным курсивом!-В.Н.).
«Анемонаструм пермский (нарциссовый) –Лютиковые: 8, 10.
Anemonastrum biarmiense [Anemone biarmiensis].
Прежнее название – Ветреница пермская.
Денежкин Камень: в подгольцовом и горно-тундровом поясах всех горных хребтов заповедника – в подгольцовых редколесьях, на разнотравных горно-тундровых лужайках, в травяно-моховых тундрах, часто, многочисленно. В горно-лесном поясе значительно реже – по берегам рек (реки Шарп, Шегультан, Еловка и др.), на лугах, лесных опушках. На Конжаковском, Косьвинском, Серебрянском, Сухогорском Камнях.
13 июля 2000 г. - Около 20 км северо-западнее пос. Приполярного, близ г. Ярута, горная каменистая мохово-лишайниковая тундра;
13 июля 2000 г. - склон горы Ярута;
12 июля 2000 г. - верхнее течение р. Яныманья, светлые поляны в прибрежном лесу;
19 июля 2000 г. - гора Иоутхури, высокогорный луг около снежника;
23 июля 2000 г. - верхнее течение р. Волья (приток р. Сев. Сосьва), берег реки.
Это новые местонахождения в ХМАО. Ранее вид указывался в трех пунктах севернее отмеченных здесь мест [Тимохина, 1993]. Эндемик Урала. Занесен в Красную книгу Среднего Урала».
Конечно,это редкое растение- истинная горянка! И лишь в единичных случаях спускается вниз вдоль горных ручьев!..
Высокогорный эндемик вырастает до 65 сантиметров в высоту и одет сверху донизу густыми волосками. Это защита от холода, ведь обитает- то анемон в горно-тундровом и подгольцовом поясах, на скалах, на подгольцовых лугах, на околоснежных лужайках.
Ветреница пермская тоже относится к доледниковой флоре Урала и подлежит строгой охране!..
А на Северном Урале, в низких местах вдоль берегов Каквы,Сосьвы, Ваграна, Шегультана и других рек, особенно много другой нашей ветреницы- алтайской! 5-8 белых лепестков (снизу с фиолетовым оттенком), приземистые зеленые стебли с рассеченными тройчатыми листьями, крупные цветы! Мимолетна, увы, эта улыбка весны! Цветение анемоны продолжается всего…несколько дней!? (В начале лета никаких надземных следов растения уже не остается).
Так вот уж устроила Природа! Одни (деревья) одевают зеленый наряд, а другие…как бы умирают! До следующей весны!..Трогательна и прекрасна эта кратковременная, мимолетная улыбка весны!Но тем и дороже для нас!..

Вл.Назаров
2000 год


Рецензии