Фуат Мансуров

Этот персонаж учил меня и многих других студентов оркестрового факультета главному навыку будущей для большинства из нас науке сидения в симфоническом орестре, исполняя ту музыку, что была написана в нотах, которые перед нами стояли.

Дело было и изначально не самым простым. А уж когда он с внешне добродушной усмешкой в глазах, которые все равно при этом никому не улыбались абсолютно. Вдруг требовал кого-то одного (чаще из скрипок, конечно) вдруг подняться со своего стула и исполнить какой-нибудь пассаж. Вроде и ноты открыты перд страдальцем на нужной странице.Да вот только. Но ужас мгновенно сковывал все члены страдальца.И выплюнуть из себя хоть один пассаж становилось почти никак невозможно. И ведь выбор его, как прирожденного педагога, обычно падал на  самых перед ним провинившихся  своим презрением к посещению этих занятий. Это было еще заведомыми цветочками, когда в жертву своей методики он выбирал скрипачку Муллову или ей во многом подобного Федотова.Те не ходили на занятия оркестром из гордого принципа и личной занятости сольным исполнительством.Они вставали. И бестрепетно исполняли каприз педагога-деспота. Но каково же было вставть и исполнять такие же причуды, кто пропускал эти занятия совем по другим, намного менее творческим причинам?

Меня лично спасала от его истязаний с проверкой на профессиональную "вшивость"
только моя неуклонная посещаемость этого курса. Что бы я там блеяла, подними  он меня со стула только одну на допрос?
 
А как он умел легко и непринужденно спрыгнуть с подставки в зал? И появиться в первом амфитеатре, вроде он так там проверяет акустику этого зала?

 А потом  так же стремительно вскочить обратно на сцену, только немного коснувшись ногой сидения в партере.И даже момент толчка был им так ловко замаскирован. Что однозначно мгновенно перед глазами возникала просто горная серна.Или газель более правильно?

Но и Фуат Шакирович себя не давал  на заклание так просто.У него и напарник имелся  для более рутинной работы. В моем студенчестве это был добрейший Игорь Иванович Чалышев.Он с нами и картошку прошел, рисуя осенние деревья в минуты отдыха.
Но он, в основном, годился только для текучки. А уж на концерты выходил  сам главный герой для всех  похвал и комплиментов своей сложной и благородной работе по превращению общего стада  музыкантов в коллектив под названием "оркестр".

Это как раз с Мансуровым связано мое воспоминание. как на исполнении увертюры Бетховена "Леонора" он поставил в первом амфитеатре моего одноклассника с трубой, чтобы оттуда раздалось соло трубы в нужный по музыке момент.И чуть было это соло не оказалось сорванным.Прозвучало оно поистине чудом.

К моему однокласснику в момент ожидания своего коронного соло, подскочила служительница, там, наверху. С грозным шепотом, что тут концерт происходит. а не хулиганство.И стала решительно рвать трубу из рук солиста, чтоб не допустить дебоширства на концерте классической музыки.Он чудом успел буквально в последний момент  приставить к губам эту трубу.И затея дирижера вполне оправдалась. Вроде губы трубачу эта служительница  не сильно разбила.

Но все проходит...Прошло и это.И в один из моих годов обучения Мансурова просто уволили летом. На смену ему пришел дирижер А.Лазарев.Но все это. Уже абсолютно другая история.
 


Рецензии