Почему олег клялся не одином

Сергей Вишнёв

Одним из доводов несостоятельности норманнской теории антинорманисты считают то, что при договоре между Византией и русскими князьями последние клялись не Одином, а Перуном. Читаем у Д.И.Иловайского:
«Норманисты много опирались на договоры Олега и Игоря для подтверждения своей системы, и некоторые из них горячо отстаивали подлинность договоров. Дей¬ствительно, нет никаких серьезных поводов сомневаться в их подлинности; это почти единственные документаль¬ные источники, занесенные на первые страницы нашей летописи. Потому-то их содержание во многом и противоречит тем легендарным рассказам, которыми они об¬ставлены. При внимательном рассмотрении, они могут служить одним из важнейших доказательств не истинно¬сти, а, напротив, ложности скандинавизма. Если Олег был Норманн, пришедший в Россию с Рюриком, и дружина его состояла из Норманнов, то как же, по свидетельству договора, они клянутся славянскими божествами Перуном и Волосом, а не скандинавским Одином и Тором? Та же клятва повторяется в договорах Игоря и Святосла¬ва. Мы видели, что Русь по всем несомненным призна-кам была сильный многочисленный народ и народ гос-подствующий. Если бы это был народ, пришедший из Скандинавии, то, как мог он так быстро изменить своей религии и кто его мог к тому принудить?»
(Д.И.Иловайский «Начало Руси»)

Начать обсуждение данного высказывания можно сразу и серьёзно, а можно сначала немного и поёрничать, а, поскольку, щипки, подкусы, и прямое поливание грязью весьма распространено в научной среде в отношении оппонентов, то и автор данной статьи решил последовать установившемуся, заметьте не мной, правилу. Замечание же моё весьма небольшое и будет касаться вот этой вот фразы: «…Если Олег был Норманн, пришедший в Россию с Рюриком…». Замечание будет в виде вопроса,  –  а где в Летописи сказано, что Рюрик пришёл в Россию? Такого ни в одной Летописи вы не найдёте, напротив летописец не раз повторяет, как будто специально для антинорманистов, что: «От тех [Варягов] прозвалась Русская земля. Новгородцы те по сути люди от рода Варяжского, а прежде были Словене». (ПВЛ по Лаврентьевскому списку). Иными словами до прихода варягов-Русь никакой земли под названием Русь или Россия ни в Приильменье, ни в Приладожье не было. Понятие «Русь» в значении «Русская земля» появилось спустя некоторое время после прихода общности под названием Русь. И вот теперь, чтобы читателю было вполне ясен предмет разговора, с этого момента разговор пойдёт серьёзно и обстоятельно. Но прежде, чем дать ответ на основной вопрос, почему Олег клялся не на Одина, рассмотрим, с чего всё вообще началось?
 
А началось всё с того, что, согласно Летописи на Дунае жил народ…, нет, не Славяне, а – Словени. Именно так этот народ назывался. Но вот пришли к месту обитания Словен на Дунае некие Волохи  и начали притеснять Словен. И разошлись Словени кто куда и стали известны каждый под своим именем. Словени, которые пришли к Ильмень озеру не стали ломать себе голову, как себя назвать, а потому так и остались – Словени. А ближайшими к ним были Кривичи. Понятно, что Словени не были коренным населением на севере – в тех местах обитали угорские племена – Чудь (древние Эсты), Меря, Весь и прочие. Приход новой общности не повлиял отрицательно на коренное население и все стали жить спокойно до того момента, пока не появились некие люди, которые в Летописи обозначены, как – Варяги. Эти ребята оказались весьма воинственными, пришли из-за моря на своих кораблях и быстро подчинили себе все вышеназванные племена. Надо полагать, что такое положение дел не очень устраивало аборигенов, поэтому как-то договорившись между собой, они дружненько навалились на варягов и прогнали их.
 
Но вот беда, как только эти племена обрели свободу, у них начались проблемы – обособились они, причём до такой степени, что и до междоусобицы дело дошло. Долго ли, коротко ли продолжалось это драчливое дело, но, видать прикинули аборигены, что худой мир лучше доброй ссоры и решили, что им нужен князь для всеобщего управления. Решение-то мудрое, но как его выполнить? В те времена далёкие все вопросы решались на собрании старейшин родов, называемое – вече. Автор статьи далеко не сторонник изучения истории по фильмам, но в данном случае, для красочности и большей понятности приведу польский фильм Ежи Гофмана «Старое предание. Когда солнце было Богом». В этом фильме есть эпизод, как старейшины родов старались выбрать себе князя. Первое собрание провалилось, потому что каждый горланил в свою пользу, а не на пользу общества. Вот так и происходило с нашими аборигенами – не могли они договориться о выборе князя из своей среды. То есть ни от Словен, ни от Кривичей, ни от Чуди, ни от Меря, ни от Веси. А раз не возможно выбрать князя из своих, остаётся одно – пригласить со стороны. «И пошли к варягам, к Руси…».

Антинорманисты любят поехидничать по этому поводу, задаваясь наиглупейшим вопросом – как могли пойти к тем, кого совсем недавно прогнали? И ведь что тут интересно Летопись не говорит о том, какие именно варяги взимали дань, зато весьма конкретно указывает на тех варягов, к которым пошла сборная делегация за князем – к Руси. Более того, Летопись называет поимённо всех фигурантов дела под одним общим названием «варяги», а это – Свеи, Оурмане, Англяне, Готы, Русь. Всего пять фигурантов. То есть взимать дань мог любой из этой пятёрки кроме Руси. Вот к ним-то и пошли. Далее события развивались следующим образом. На призыв отозвались три  брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Отозвались и пришли. Но как пришли? – со своими родами, с дружиной многой, да ещё и всю Русь прихватили. Иными словами произошло настоящее переселение целой общности на новое место.
 
И вот тут мы приближаемся к ответу на основной вопрос, но для этого зададимся другим вопросом, – а почему, собственно говоря, Олег, если он был скандинав, должен был приносить клятву на Одина? Любой договор составляется каждой стороной от имени той страны, того народа, той земли которую представляют договаривающиеся стороны. С Византией тут всё понятно, не понятно только с русской стороной – кто были эти Русские и кого они представляли?
 
Немного хронологии. Согласно Летописи призвание варягов произошло в 862 году, а в южный поход Олег отправился через двадцать лет в 882 году. Дойдя до Кыива, то бишь, до Киева, он убивает Аскольда и Дира и садится в Киеве сам, возвестив, что сей град будет «Матерью городов русских». С 882 года по 913 год Олег, кроме того, что под его властью уже были Поляне, подчинил себе Древлян, Северян, Радимичей, а с Уличами и Тиверцами воевал, да ещё и на Царьград успел сходить. Благодаря завоеваниям Олега, от северных Новгородских земель до земель южных образовалось первое славянское объединённое государство. Понятно, что основу государства в этническом плане составляли Славяне. Пришлые варяги-Русь в этом государстве занимали господствующее положение. Само же государство получило название по имени пришедшей общности – Русь. И Летопись нам об этом неоднократно повторяет.

Теперь самое время посмотреть, о каком событии идёт речь, где Олег приносит клятву. Есть большой отрывок в Летописи под 907 годом, в котором как раз и говорится о походе Олега на Царьград (Константинополь). Мы возьмём только два фрагмента из этого отрывка. Первый фрагмент о начале похода:
Корректура автора:       
«В год 6415 (907). Пошел Олег на Греков. Игоря оставил в Киеве. Взял множество Варягов и Словен, и Чуди, и Кривичей, и Мерю, и Древлян, и Радимичей, и Полян, и Северян, и Вятичей, и Хорватов, и Дулебов, и Тиверцев, известных как толмачи. Этих всех называли Греки «Великая Скифь». С этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях, и было кораблей числом 2000».
(ПВЛ по Лаврентьевскому списку)

На что тут сразу обращаешь внимание, так это на то, что варяги здесь в меньшинстве, всё войско Олега состоит из Славян. Дабы не занимать место в статье, кратце перескажу суть всего отрывка. Этот поход знаменателен многими моментами: это и то, что Олег поставил свои корабли на колёса, и то, что распознал  хитрость Греков и не стал пить и есть отравленные угощения, и то, что обязал Греков выплатить дань немалую, и то, что прибил свой щит на вратах Царьграда, и то, что велел сшить паруса для Руси из крепкого шёлка (паволоки), а Славянам из тонкого шёлка (копринные). Нас же интересует только один момент – клятва Олега. Следующий фрагмент из Летописи о завершающем моменте похода Олега:
Корректура автора:       
«Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по Русскому закону. Клялись оружием своим и Перуном богом своим, и Волосом скотским богом, и утвердили мир».
(ПВЛ по Лаврентьевскому списку)

Так от имени какой земли, какого народа и какими Богами должен был приносить клятву Олег? За месяц, за полгода, за пять лет может многое измениться, как в жизни отдельного человека, так и всей страны, а тут двадцать лет прошло с момента прихода Рюрика со своими братьями и со всей Русью. Двадцать лет. Для чего призвали Рюрика? – Рюрика пригласили на княжение. Следовательно, какого бы роду-племени Рюрик не был, проживание на новом месте предполагалось постоянным, а не временным. Насаждать какую-то свою веру местному населению, призвавшим его на княжение, даже и не предполагалось.
 
Если бы Олег совершил нападение на Византию непосредственно из Скандинавии (от Свеев, Данов или Норвегов), то он и клялся бы «на Одина», но Олег пришёл из земель славянских. Славянские земли стали его родными землями, которые он защищал, расширяя силой оружия молодое государство. Те варяги, которые пришли с ним с севера из Новгорода были его гвардией. Основу же его войска на юге составляли Славяне. Это были его поданные и соратники. За это время Олег успел впитать в себя дух славянский и будь он трижды скандинавом, но приносить клятву в международном договоре «на Одина» он уже в любом случае не стал бы – только «на Перуна» от имени той земли, которая стала его новой Родиной.


Рецензии
АСы вместе с Одином были изгнаны с Руси ВАНами за пристрастие к чёрной магии. ВАНы же (Иваны) остались с Перуном. Так говорит Книга Велеса и Веды. ВАН - это число Бога=РАЗ или Один, сохранившееся в английском произношении ONE. Поэтому Иваны - это Истинно Ваны или Истинно Боги. Имя нарицательное перешло позднее в имя собственное. Разногласия между АСами и ВАНами были внутренними. Асия=Азия сохранила имя АСов в своём названии, как и первая буква алфавита АЗ. ПЕРун связан с понятием ПЕРвый, главный. Отсюда название ПЕРмского края в Старом Свете, и страны ПЕРу - в Новом, где также была Тартария.

Евгений Кашкаров   31.08.2022 18:36     Заявить о нарушении
Вы хоть сами-то поняли, что написали? Лично для меня это пустая белиберда.

Сергей Вишнёв   05.11.2022 22:35   Заявить о нарушении