15 глава. Мама

Глава, где главная героиня, как и у каждого из нас, была, есть и всегда будет, это …
                Мама.


Проснувшись в своей постели, я никак не могла понять, который сейчас час. Пригляделась: за темными шторами, завешанными так, что только несколько лучиков света могли пробиться сквозь единственную щель между ними, я сообразила - утро в самом разгаре.
Предусмотрительно понюхав содержимое, я выпила стакан воды, как всегда приготовленный заранее, набросала все то, что явилось ко мне во сне и…, облачившись в палантин, вышла из своей лачуги. Проходя мимо комнаты родителей, я задержалась, но не решилась заглянуть внутрь. Мама просила подобрать фотографию папы, для похорон, и тихо, по привычке, чтобы не разбудить, как раньше, отца, я прошмыгнула в ванную комнату. Почистив зубы, закрутила уже достаточно длинные волосы в пучок, включила воду и, пока ванна наполнялось теплой водой, вернулась в комнату, которая была свободна для меня сейчас, пока мама, сестра и вся ее семья гостили у родни. Я открыла ноутбук, отметилась в фейсбуке, потом зачем-то заглянула в одноклассники. Потянула меня что-то в этот давно заброшенный для меня способ общения. Неожиданно я обнаружила там сообщение от Светки, моей бывшей подруги.
«Что ей надо еще от меня через столько-то лет!? Хотя… Надо, наконец, разобраться, почему она меня всегда подставляла!? Наверняка, это она и подливает мне в воду огонь!» 
     Как всегда, в самый нужный момент, ноутбук отключился и мне пришлось заново загружать компьютер. Пока я ждала, примечательный случай с тогда еще лучшей подругой врезался в мои извилины, словно явился по спец-приглашению.
            Однажды мою маму вызвали в школу за недостойное поведение своей дочери. Надо мной тогда Светка подшутила: украла из библиотеки книгу и устроила все так, будто это сделала я да еще подстроила, чтобы это заметил библиотекарша. Следующий ее шаг - написать записку, подделывая под мой почерк, положить в украденную книгу и подбросить обратно.  И ведь сделала! И сработало! Такой шум подняли в школе! Почерк даже отдали на экспертизу опознать! И там действительно объявили, что это моя записка. Предоставили мне улику, указали на некоторые буквы и уверили, что это именно мой почерк, будто я специально его изменила. Я две недели тогда не могла в школу ходить, так обидно было, что меня воровкой посчитали!
            Но моя мама знала, что я не могла украсть книгу.               
            «Ты лучше меня знаешь, почему с тобой так поступила твоя лучшая подруга. Я бы ее на порог не пускала уже давно!  И, я уверенна, ты сама разрешишь эту проблему. Никто, кроме тебя самой не знает тебя лучше, чем ты сама.»
            Вот такая – моя мама. В школу я направилась одна, напрямую к директору.
            Стали всплывать и другие Светкины подставы.
– Вот зараза! – я дождалась, когда откроется чат и прочитала сообщение, присланное от нее еще много-много лет назад. 
Света       – Ну как тебе наш подарок? ;)
Прочитала я и приготовилась строчить ответ. “Пусть прошло уже четверть века, пусть я подниму сейчас бурю эмоций, но лучше поздно, чем никогда! Я должна дать ответ, и я готова задать свой вопрос!”
 Я                – Это ты про смерть?  Отличный подарок, что может быть лучше!
Света       – О чем ты?
            Светка, как будто тридцать лет сидела в одноклассниках и ждала от меня ответ. Я задумалась, знает ли она про то, что случилось тогда или нет.
            А Светка между тем продолжала в своем духе.
Света       – Как тебе твой принц на белом мерсе?
Теперь уже я ее не понимала.
Я                – Какой еще принц?
Света       – Ну как!? Ты разве не вышла замуж за того парнишку, который отбил тебя от всех сосунков!?
Я                – Ты с ума сошла что ли! За кого ты меня принимаешь? Ты лучше скажи, кто тебе такую идею подвалил – заменить мне воду на водку?
Света    – Нет, ты что, так и не поняла!? Ты хоть знаешь, кто был тот жирдяй?
 Я              – Так все-таки это действительно ты устроила мне такое соседство!? Кто тебя просил!?
Света      – Ты же всегда твердила, что хотела богатого, красивого и на белом Мерседесе. Ну… не красавец, извини, и не на белом Мерсе, а на черном Лансе. Но если надо, он сказал, что все перекрасит и сделает все, как ты захочешь.
Я             – Да пошла ты! А еще подруга называется! Ты еще и сговорилась с ним, чтобы он меня изнасиловал!?
Света      – Что!? Я для нее старалась, все организовала, нашла сынка крутого бизнесмена, а она посылает меня. Дура ты! Отказалась от такого счастья! Ну и что, что изнасиловал. Сама виновата. Я специально тебе водку подсунула, чтобы тебе приятно было, а ты!
Я               – Ну, спасибо, подруга! Полвека тебя обвиняла, следующие полвека благодарна буду.
Света      – Да тогда все ребята из-за тебя передрались. Мне бы такое счастье!
Я         – Так забирала бы себе такое счастье! Что ж ты упустила такой момент?
Света     – Я для тебя старалась, у тебя же день рождение было.
Я             – Молодец, хорошо постаралась, могла бы и меня тогда спросить!
Света        – Я сюрприз хотела сделать!
Я поняла, что не знает она про то, что у отца тогда приступ случился и решила раскрыть своей верной подруге другую сторону ее усердия.
Я                – У папы в тот день сердечный приступ был … вот какой сюрприз получился, я не позвонила ему, потому что была занята! Он ждал моего звонка, хотел поздравить…
            Света      – Элька! Боже! Я не знала! Меня тогда сразу увезли в Америку. Отцу предложили работу в студии мультфильмов, и мы всей семьей уехали в Штаты. Ты не поверишь, я все время вспоминала тот день. Так боялась спросить, чем все это закончилось, и Олеся ничего мне не хотела рассказывать. Потом все-таки решилась и написала тебе сообщение и все ждала твоего ответа. А ты сама, вышла замуж или все еще принца ждешь на белом коне?
Я              – Да что ты пристала со своим принцем? Это ведь твоя мечта была, а ты всегда на меня ее проецировала. Но, если тебе интересно, да, была замужем, за Андрея вышла сразу после школы. Думала, это моя золотая рыбка, он даже песню для меня написал, ну как было не жениться. А если серьезно, забеременела и пришлось расписаться. Двое дочек от него, уже внуки есть, но мы давно уже в разводе. А у тебя есть семья?
Света    – А как же! Принц на белом мерсе, не меньше! Мне этого вполне достаточно.
Я             – Даже не сомневалась!
Света    – А с твоим папой сейчас все хорошо?
Я             – Света… он умер…
Я прикрыла ноутбук и вышла на лоджию. Это было мое любимое место. Одиннадцатый, последний этаж в доме, утепленная лоджия, как смотровая площадка, видно сразу три стороны света. Вдалеке – поле, лес и река и много красивых коттеджей, чуть ближе – спортивный комплекс в виде крыльев птицы, а внутри этого микрорайона – различные детские и спортивные площадки, небольшой водоем с мостиком посередине и множество елочек и берез. Хоть на улице и было много детей и их родителей, но здесь, наверху, ничего не было слышно. Только шум самолетов и сирены машин иногда долетал до нашей тихой гавани.
Провожая взглядом полеты птиц и воздушные дорожки, что оставляли за собой самолеты, я вернулась в ванную комнату, но вода еще не набралась. Я подошла к приоткрытой двери, из которой обычно ворчал отец, слегка толкнула дверь рукой и вошла в комнату. Поправив плед, которым был покрыт диван, я подошла к шкафу, где на полках выстроились в ряд тома энциклопедий. Раньше, когда не было интернета, всю информацию черпали из этих томов, папа всегда их хранил. Они очень помогали мне в учебе. Я вытащила потрепанный альбом с фотографиями, который затесался между томами, села в кресло, напротив окна, и открыла где-то посередине. На фотографии была моя мама, еще молодая, с объемным пучком из густых, шикарных волос. Я погрузилась в ее глаза и долго, долго смотрела…, смотрела и вспомнила интервью, которое я взяла у нее перед отъездом в Крым, улучила момент, вырвав ее на часок из непросветной суеты. Подумала тогда: “Вдруг пригодится”.
 – Мам, что тебе не хватает в жизни? – задала я первый вопрос.
 – Я люблю петь, – неожиданно призналась мама.
– Так пой, что тебе мешает? – удивилась я.
– Я смогу себе это позволить лишь тогда, когда у всех будет полный комплект: жилье, зарплата, дети устроенные, не болеют, работа, которая нравится – без души работать не будут. А еще мне не хватает общения. Позвать подруг, друзей на вечер, поиграть вместе в настольные игры, вспомнить проведенное время. Пообщаться с людьми, которые тебя уважают.
– А что для тебя значит, уважают?
– Это, когда тебя встретят, покормят, проводят; когда человек знает, как и чем ты дышишь и что тебе действительно надо, с этим тебя и встречает, – спокойно объяснила мама.
– А есть такое, чего ты не любишь или кого ты не уважаешь? – поинтересовалась я.
– Человека, который не держит слово. – не задумываясь, ответила она. – А еще – все вокруг жадные! Тяжело терпеть такое. Не люблю, если просят и надо – за душу тянут. Не люблю мужчин, которые надоедают, хорошо, если бы ничего не просили и занимались своим мужским делом. Не люблю волокиту, очереди, крючкотворство. И делать что-то по обязанности, это не люблю тоже. А если уж делать, то надо делать профессионально.
Вот такая она –  моя мама.
В нашей семье мама всегда все делала сама. Мы просыпались, а в доме уже все в порядке, для нас дела нет, нас не беспокоили, мы жили в комфортных условиях, можно сказать, как в раю. “Но мы так редко говорили ей спасибо!” – пришло ко мне озарение. – Не благодарили за чистое пространство, за теплый завтрак, встречающий нас на столе, когда ты только что проснулся. Это принималось нами, как должное. Я сама люблю готовить, наводить уют в доме, но я не такая ранняя пташка, как моя мама. Маме обязательно надо о ком-то заботиться, жить в чистоте, делать все необходимое для своей семьи, делать ту работу, которая приносила бы всем пользу. Быть нужной и приносить максимум пользы – вот ее девиз! Иначе, она сойдет с ума.
Моя мама родилась за два месяца до войны. Пока отец ее был на фронте, ее веревкой привязывали к забору, чтобы она не убегала. И она не в обиде. Так было нужно. Она - младшая из восьмерки сестер и братьев. Ее отец, мой дедушка, прошел всю войну, служил водителем при штабе, после войны не помчался домой, к семье, а продолжал служить на Монгольской границе, вернулся аж в сорок седьмом с полной грудью орденов! Ее мама, моя бабушка, пока муж завоевывал ордена, уходила в поле работать, чтобы прокормить такую ораву, и в это время дети заботились друг о друге. И всегда для каждого находилась работа.
           Моя мама, когда сама стала мамой, уходила далеко в лес, к болоту, потому что только там можно найти самую полезную лесную ягоду - клюкву, для нас, для своих детей, для своих родных и даже соседей – все мы для нее большая семья. Когда кто-то из родни нуждался в жилье и появлялась возможность его приобрести, она отдавала все свои сбережения, вдохновляла остальных выложить кто сколько может и помочь, помочь тому, кто действительно нуждается в помощи своей большой семьи. Когда у нее родились внуки, пришло время делать выбор – повышение по службе, или забота и помощь детям – она выбрала детей. И это ее выбор.
            Но мне всегда хотелось, чтобы она отдохнула, хоть она и говорит, что отдых без делания – потерянное время, но я с ней не согласна. Наверняка, она мечтает беззаботно поспать до обеда, встать утром - а вокруг чистота, радостные и счастливые внуки, самый младший подает ей чай в постель с печеньем, приготовленным внучком постарше, потом пойти во двор со всей детворой и покачаться с ними в гамаке или на больших качелях так, чтобы захватывал дух. Я знаю, она мечтает, когда ей подарят цветы, просто так…без повода, за то, что она есть, и она всегда рядом.
            – Не надо было тратиться, это дорого и ненадолго, -  так она принимала цветы, преподносимые ей в день рождение.
            Но я-то вижу, как она им рада, это ей необходимо. Каждой женщине это нужно. У меня есть подруги, которые организовали себе цветочный магазин. Каждый день они создают мгновения счастья и, утопая в этом аромате, они перестали ждать, когда мужчины догадаются преподнести им цветы - они сами стали этими цветами. Хороший вариант, чтобы больше не париться на эту тему.
            Но моя мама…она будет верна себе до конца своих дней, боясь услышать: «Мама, всё, хватит. Мы теперь сами сможем справиться, без тебя. А ты давай – отдыхай.»
            Она боится услышать это, потому что это ее способ отдавать, это ее способ передачи Любви. Мы, ее дочери, рожаем детей, для нее – это внуки, новое счастье, новый человек, который без сомнения будет принимать ее любовь. Она счастлива, когда видит, что в ней нуждаются. “Нуждаются - значит любят,” - вот ее понимание любви. И если говорят: «Всё» - кажется, это тупик, а тупик - это для нее конец, но не для меня. Для меня тупик – это именно то, что нужно. Именно там я смогу увидеть выход, новый способ выразить свою любовь.
            И…Здесь… Сейчас…
            Пока у мамы еще остались силы, я стремлюсь сделать все, чтобы случилось то, что так ей необходимо… чтобы все вместе…чтобы полный комплект…
            И уже тогда до конца своих дней она будет тратить свои силы на исполнение своей песни, и это будет ее новый способ, как передать всю любовь и душу.
            Тем более, что этот способ на сто процентов совпадает с моим. И не удивительно…
            Как только в утробе матери зародилась частичка моей души…, в этот миг…, она стремительным потоком устремила ко мне свою Любовь. Любовь вошла молниеносно, заражая крохотное тельце чистым божественным вирусом. Проходя по венам и проникая в подсознание, Она создавала для меня историю. С этого момента Она всегда рядом, Бог – во мне.      
            Перелистывая альбом, я остановилась на любимом фото, где мой отец так заливался смехом, что невозможно было не улыбнуться.
– Вот то, что нужно! – я вынула это фото из альбома, вспомнила папин душераздирающий смех и произнесла:
– Папа, ты не волнуйся, мы с мамой справимся. А ты давай, отдыхай!
Прикрыв дверь комнаты, я прошла в ванную и, все еще улыбаясь, погрузилась в пенистую теплую воду.


Рецензии