Оборванные струны

Так спи, измученная славой,
Любовью, жизнью, клеветой...
Теперь ты с нею - c величавой,
С несбыточной твоей мечтой.

Александр  Блок «На смерть  Комиссаржевской».

Очередной номер моей любимой  передачи  «Встреча с песней» начался  с  вальса старинного русского романса «Оборванные струны», написанного  Павлом Гапоном в 1913 году.
 
Автор написал  это  удивительное музыкальное произведение  под  впечатлением  от  переживаний  и потрясений, которые  были  вызваны  смертью  великой русской актрисы  Веры  Фёдоровны Комиссаржевской.  Это случилось в  1910 году, она ушла из жизни совсем молодой, ей было всего 46 лет.
 
Как символично  название  музыкального произведения  «Оборванные струны»,  совсем  как  оборванная  жизнь…  С первых нот  музыка  захватила  и  не отпустила  до конца.  Вальс звучал около трёх минут,  а  перед глазами за это  время  пронеслась вся жизнь уникальной актрисы, её нелёгкая судьба.

Вера родилась 8 ноября 1864 года в  Санкт – Петербурге,  в артистической семье. Её отец  учился в Италии  и   впоследствии  стал  известным оперным певцом  Мариинского театра. В их доме частенько бывали  артисты, музыканты, художники. Вера  играла на гитаре, прекрасно пела, чему несказанно был рад её отец,  пророча  ей  певческую карьеру. Однако, её судьба сложилась иначе.

Участвуя в домашних спектаклях, она  проявила талант  актрисы. Ученик отца Станиславский  предложил  ей роль вместо заболевшей актрисы, с которой она прекрасно справилась. Работая со Станиславским, Вера  Фёдоровна  прошла  первое испытание  и утвердилась в своём желании стать актрисой.

Сезон работы со Станиславским быстро закончился. Получив некоторый опыт, она  принимает приглашение  друга отца, актёра П. Киселевского. Так оказавшись в  Кусково, она блестяще сыграла две роли. Он  недооценил  талант  актрисы, считая её комической актрисой, с чем  Вера Фёдоровна была не согласна.

В 1893 году  она оказывается в Новочеркасске, где подписывает свой первый контракт на работу в антрепризе  Н. Синельникова. Это была очень тяжёлая работа, требующая огромных сил: ночью приходилось  учить роли, днём репетировать, а вечером играть в спектакле. Даже пустые роли из ничтожных водевилей  она  рассматривала серьёзно, готовилась, отдавая все  силы.

Поток ролей был огромен: за пять месяцев было сыграно 58 ролей, каждую из которых она  стремилась проработать и осмыслить. Она сама была своим костюмером и гримёром, а иногда и режиссёром. Не получая большого удовлетворения от своей работы, она овладевала приёмами  сценического мастерства, приобретала опыт.

Она понимала, что время  неумолимо, а ей уже 29 лет, не об увеселительных  спектаклях, которых требует публика,  мечтает актриса, а о чём – то более серьёзном и значимом. Общение  Веры Фёдоровны  с коллегами  и  Н. Синельниковым   было затруднено, они не понимали, чего она хочет. Её требовательность к себе и к коллегам   была не понята ими. Вскоре она покинула  антрепризу.

Получив приглашение  Тифлисского артистического общества, Вера едет на гастроли. Ей удаётся успешно сыграть 12  ролей,  в том числе в комедиях «Денежные тузы» и «Сорванец»,  которые высоко  оценила публика и критики, но она не довольна собой, мечтая о более серьёзном репертуаре.
 
Вера Фёдоровна едет в Москву, в надежде найти  работу и, хотя в антрепризе она приобрела уже солидный опыт, неуверенность мешает ей заявить о себе. С грустью она отмечает, кок формируются новые труппы, уезжают  на гастроли,  а она остаётся не у дел. Участие в антрепризах, новые роли, новый опыт делают  её  успех  всё заметнее: Лариса в «Бесприданнице», Софья в «Горе от ума», Луиза в «Коварство и любовь» Шиллера. Эти роли позволили ей развить свой талант драматической актрисы, и это было отмечено и  по достоинству оценено  Немировичем - Данченко, Качаловым.

Теперь она уже более уверена в себе, что позволяет ей поступить в Александринский  театр. На сцене этого театра ей удалось  реализовать новаторскую манеру, построенную на внутреннем переживании.
 
За годы работы в  Александринке, актриса сыграла свои лучшие роли, стала знаменитостью и гордостью российского театра. Зрителям надолго запомнилась её  Лариса в «Бесприданнице», Дездемона в «Отелло», Маргарита в «Фаусте», Нина Заречная  в «Чайке». Высоко оценил этот спектакль  А.П. Чехов, между ним и Верой Комиссаржевской  завязалась дружеская переписка, они сошлись на мысли  развития русского психологического театра.

Эта идея – создание собственного, совершенно  нового театра, явилась к ней  ещё во время сотрудничества со Станиславским. Попытки как – то приблизиться к этой мечте  в Александринке  были неосуществимы, она понимала, что напрасно теряет здесь время, игра без погружения  в психологию души персонажа для неё  неинтересна. В 1902 году она принимает решение уйти  из Императорского театра.

Средств  для  создания собственного театра у неё не было, она вынуждена зарабатывать их постоянными гастролями.  Слабая режиссура не принесёт желаемого  успеха, нужен свой хороший режиссёр. Она находит его в лице В.Э. Мейерхольда. В 1904 году  в Петербурге официально появился   драматический театр Веры Комиссаржевской. Создав свой   театр, она понимает, что ей нужен другой  репертуар и  своя  труппа.

Она читает огромное количество материала, выбрав для своего театра пьесы Ибсена, Чехова, Горького. Работая  с Мейерхольдом, Вера Фёдоровна не находит  понимания, что приводит к провалу  спектаклей и  их окончательному разрыву. Публика неоднозначно принимает театр  Комиссаржевской, здесь случаются  настоящие скандалы, непонимание, предательство, но был  и грандиозный  успех.

Её лучшие роли до сих пор являются образцом  новой психологической школы. Она сумела глубоко понять  и передать психологию переживаний своего персонажа. Гастрольный тур в США  в 1908 году принёс ей  мировую славу, она названа  величайшей  актрисой 20 века.

Однако, работая в собственном театре, Вера Фёдоровна не находит  реализации своих смелых планов. Она понимает, что с актёрами и режиссёрами старой школы  их невозможно  реализовать. Тогда она принимает смелое решение о создании своей театральной школы, где можно было бы учить и воспитывать актёров новой формации, используя опыт своего отца, Станиславского, а так же свой опыт, полученный с  таким  трудом.

Она хотела преподавать сама, пригласить своих единомышленников – актёров и режиссёров, сотрудничать с  А. Белым, Д. Мережковским, В. Ивановым. Окрылённая  своими новыми планами, Вера Фёдоровна отправляется на гастроли  по Сибири.
Это были её последние гастроли, после которых она тяжело заболела, 23 февраля 1910 года её не стало.  Покоится великая актриса  на Тихвинском кладбище в  Санкт – Петербурге. Неожиданный  и ранний уход великой актрисы стал  сильным потрясением для России. Жаль, что её блистательный талант был по достоинству  оценён  уже без неё...

Память о ней жива  в театре  её имени в Санкт – Петербурге, Новочеркасске, Уссурийске, её именем названы улицы в разных города  России.  Ей  посвящены стихи  величайших поэтов 20 века  А. Блока  и В.Брюсова, читать  которые без волнения невозможно. Она вдохновила  на создание музыкальных произведений  композиторов А. Кнайфеля  и П. Гапона  «Оборванные струны», которое я и услышала  в программе  «Встреча с песней».

Этот изумительный вальс  настолько потряс меня, что захотелось слушать его снова и снова.  В исполнении  духового оркестра  он звучит торжественно красиво,  как бы касаясь разных  граней  тонкой   натуры  актрисы, затрагивая  трагедию  её  жизни, ибо ценой  величайшего  таланта  актрисы  стала её личная жизнь.
 
Прослушала  я  этот вальс  в гитарном  исполнении   Петра  Тодоровского. Как  заливается и плачет  его  гитара, рассказывая  о  переживаниях, тяжёлых  страданиях  легендарной  актрисы, о её  нелёгких  взлётах, горьких падениях, о несбывшихся мечтах и надеждах.   Как  возвышенно  звучит этот  удивительный вальс,  рассказывая   о жизни  великой  актрисы,  где  были  блистательные   победы и  восхитительные  достижения,  которыми была наполнена её жизнь.

Вальс  настолько  тронул меня, что во время прослушивания, от нахлынувших чувств, я  плакала…

Примечание. Исторически  вальс  «Оборванные струны» считается  сочинением  Павла Гапона, хотя  есть и другие версии относительно  авторства  и даты  его  появления. Я не коснулась их лишь потому, что в передаче уважаемый мной  Виктор Витальевич  Татарский  указал именно этого автора  и назвал  дату написания вальса – 1913 год. Оставляю за собой право признать этот вариант.


Рецензии
http://www.proza.ru/2019/11/13/1294

Спасибо,Эльвира, за интересный рассказ об удивительной Вере Комиссаржевской! Будучи в Ленинграде я посещал театр её имени.

С уважением,

Олег Маляренко   10.12.2019 20:00     Заявить о нарушении
Замечательный старинный вальс "Оборванные струны" я помню с детства.

Олег Маляренко   10.12.2019 20:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Вальс, конечно, до этой встречи
я слышала не раз, но, узнав историю
его создания, я совершенно по-новому
его поняла...С уважением,

Эльвира Гусева   11.12.2019 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.