Всё, конечно, суета

Всё, конечно, суета

Когда-то я читал трагикомический рассказ одного французского автора о том, как начальник напросился встречать Рождество Христово в семье своего подчинённого, мелкого чиновника. Молодые хозяева перепугались и засуетились. С одной стороны, это большая честь, что к ним пожалует большой босс, от которого зависит их благосостояние. Однако у него был существенный физический недостаток – ужасно некрасивый мясистый нос. Если кто-нибудь из сотрудников заглядывался на этот нос, начальник его тут же увольнял. Родители были уверены в себе, но не могли ручаться за маленького сына. Все оставшиеся до праздника дни они уговаривали ребёнка: «К нам придёт дядя с уродливым носом. Ты ни в коем случае не смотри на его нос, и вообще, занимайся своими делами, как будто дяди и вовсе нет».
И вот, наступило Рождество, пришёл начальник. Вечер проходит замечательно. Ребёнок ведёт себя великолепно, ни на кого не смотрит, занят своими игрушками. Уже заканчивается ужин, остаётся только попить чаю. Жена наливает гостю горячий напиток и спрашивает: «Сколько ложек сахара насыпать Вам в нос?...»
Конечно, и смешно, и в то же время грустно читать о незадачливых хозяевах, но в жизни суета часто приводит к более трудным ситуациям и тяжёлым потерям. Суета сует, на иврите «хэвель хэвелим». Выражение, ставшее крылатым, пришедшее к нам из книги Екклесиаста. «Хэвель» - ещё и «пустота», «дуновение». Так назван сын первого человека, в русском переводе Авель, убитый вероломным братом Каином. Авель был праведником, но жизнь его была коротка, как дуновение ветра. В основном же «хэвель» - это человеческое тщеславие, пустота мирской жизни, лишённой веры в Бога.
«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!» (Екк. 1:14)
Есть ещё другое ивритское слово, означающее суету, тщету, напраслину – «шаве». Оно известно нам по заповеди, данной Моисею: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). В более раннем переводе не «напрасно», а «всуе». Часто эту заповедь понимают буквально, будто нельзя многократно повторять имя Бога. Отсюда в иудаизме четырёхзвучие Иегова заменяют в молитвах на Адонай или ха-Шем. На самом деле смысл заповеди значительно глубже. Я приведу только некоторые возможные толкования.
1. Нельзя клясться именем Бога, как было принято во времена Моисея и Христа. Люди часто давали необдуманные обещания, которые невозможно было исполнить, и при этом клялись именем Господа. Поэтому Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Не клянись вовсе».
2. Нельзя использовать имя Бога в своих собственных интересах, чем занимаются лживые служители.
3. Недопустимо просить у Бога что-либо сверх необходимости.
4. Запрещено прикрываться именем Бога, проповедуя учения, которых нет в Писании.
5. Нельзя именем Господа оправдывать свои грехи. Например, как говорят всякого рода псевдохристиане: « Я спасён именем Христа и могу себя вести так, как я считаю нужным».
6. Относиться к Божьему имени нужно с особым почтением. Не спорить с Ним, не роптать, проявлять смирение в исполнении Его воли.
В противном случае, не исполняя эту важнейшую заповедь, люди проявляют суету, пустоту, напраслину в своих отношениях с Богом. В приведенном выше стихе Екк. 1:14 используется ещё одно интересное выражение «реут руах», что переводится как «томление духа». Богословы объясняют, что земные дела человека не просто суетны, но способны утомить и даже сломать его дух. Однако есть и другой перевод этого выражения – «погоня за ветром» (на иврите дух и ветер – одно и то же слово). Человек, как хорошо известно, не может угнаться за ветром, и вся земная жизнь без Христа – безумное и бессмысленное стремление догнать ветер.
Екклесиаст повторяет слово «хевель» 40 раз. Книга многим людям представляется чересчур пессимистичной, но это только при невнимательном прочтении. Да, человеческая жизнь критикуется в ней «вдоль и поперёк», но всё объясняет нам следующий отрывок:
«Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа!» (Екк. 2:26).
Кто этот человек, «который добр (точнее, «хорош») пред лицем Его»? Конечно же, спасённый человек, который по вере в Иисуса Христа и по добрым делам на основании веры становится хорошим пред лицем Его. Поэтому на первом месте у нас всегда должно стоять служение Господу. Если в одно и то же время проходит собрание в церкви и какое-нибудь мирское мероприятие, то выбрать следует не суету, а угодное Богу.
«Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!» (Екк. 7:5-6).
Что такое хворост? Остатки дерева или кустарника. Когда-то они цвели и веселились, а пришло время и стали хворостом, сгорающим на костре, неодушевлённым отображением богача из Новозаветного рассказа о богаче и Лазаре. Вот вам и последствия суеты…
Писание не раз называет суетой чуждых богов, идолопоклонство. За эти грехи был пленён народ Израиля, разрушен Иерусалим:
«и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились…» (4 Царств 17:15).
Как точно сказано: «пошли вслед суеты и осуетились». Иллюстрацией этого выражения является почти вся история Царств. Некогда мудрый Соломон пошёл вслед суеты, настроил кучу языческих храмов и осуетился – бесславно завершил своё так хорошо начинавшееся правление. Царь Ахаз во всём угождал Ассирии, перенял все ассирийские культы, закрыл ворота Храма Божьего и остался в истории как один из самых суетливых и никчемных правителей. Последние цари Иудеи выступали против вассальной зависимости от Вавилона, но при этом были ярыми идолопоклонниками. Результат их суетливого правления плачевен: разрушение Храма, изгнание народа в Вавилон.
Суета в повседневной жизни может лишить человека и средств, и последних нервов.
«Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Притчи 13:11).
Бывает, что и верующие люди, когда нужно принять важное решение в жизни, не обращаются к Господу, а начинают суетиться, «тыкаться – мыкаться» то в одну, то в другую сторону, теряя покой и другие ценности. Обращение к Богу в молитве избавляет нас от суеты. Если мы не получаем сразу ответа, то опять-таки, следует не суетиться, а подождать, проявить терпение. Таким образом, мы сохраним духовное и физическое здоровье.
Согласно Посланию Иакова 1:26, у человека, не умеющего обуздывать свой язык, «пустое благочестие» или в других переводах «суетная набожность». Вспомним, как себя повёл апостол Пётр во время Преображения Христа. Вначале три ученика спали. Затем проснулись, увидели Иисуса во славе, а также беседующих с Ним Моисея и Илию и…
«При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (Марк 9:5-6).
Не знал, что сказать, и всё-таки счёл нужным что-то сказать. Прекрасный урок для нас: когда говорить нечего, лучше промолчать. Если язык опережает наши мысли, то можно такого наговорить, что потом стыдно будет. Это не значит, что нужно заклеивать себе рот, как это сделала чересчур болтливая героиня одного фильма, но наша речь должна быть не суетливой, а взвешенной и продуманной.
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» (Ефесянам 4:17).
Человеческий ум суетен, человеческая мудрость – хэвель хэвелим. Поэтому доверимся Богу, будем учиться Его мудрости и поступать по Его законам, а не по законам мирской суеты.
Леонид Банчик   

 


Рецензии
"Человеческий ум суетен, человеческая мудрость – хэвель хэвелим. Поэтому доверимся Богу, будем учиться Его мудрости и поступать по Его законам, а не по законам мирской суеты.

Очень кратко, но сама с уть в этом.
Но, Боже, как же тяжело это выполнять.

Михаил Гольдентул   17.02.2022 00:39     Заявить о нарушении
Вы правы, Михаил. Спасибо.

Банчик Леонид   17.02.2022 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.