Заметки об Ахматовой

          Порой бывает забавно читать реплики А.А. Ахматовой по поводу жен поэтов, к которым она испытывала симпатию и чье творчество высоко ценила. Увековечены они близкими ее подругами - Ф.Г.  Раневской и Л.К. Чуковской. Полагаю, что их сведениям можно доверять полностью, поскольку разговоры на эту тему велись неоднократно. 

Так, Раневская оставила следующую запись: "Ахматова не любила двух женщин. Когда о них заходил разговор, она негодовала. Это Наталья Николаевна Пушкина и Любовь Дмитриевна Блок. Про Пушкину она даже говорила, что та — агент Дантеса. Когда мы начинали с Анной Андреевной говорить о Пушкине, я от волнения начинала заикаться. А она вся делалась другая: воздушная, неземная. Я у нее все расспрашивала о Пушкине... Анна Андреевна говорила про Пушкинский памятник: «Пушкин так не стоял».

...Мне думается, что так, как А. А. любила Пушкина, она не любила никого. Я об этом подумала, когда она, показав мне в каком-то старом журнале изображение Дантеса, сказала: «Нет, вы только посмотрите на это!» Журнал с Дантесом она держала, отстранив от себя, точно от журнала исходило зловоние. Таким гневным было ее лицо, такие злые глаза... Мне подумалось, что так она никого в жизни не могла ненавидеть.

Ненавидела она и Наталью Гончарову. Часто мне говорила это. И с такой интонацией, точно преступление было совершено только сейчас, сию минуту".

            Для завершения образа Ахматовой вспомним ее высказывание, которое зафиксировала Чуковская: "«Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза — щёлки, нос — башмак, щёки — подушки... И толстые, большие ноги и руки. Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то... Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился... И любил её...»

            Однако речь пойдет о другой женщине, менее известной. Это Любовь Александровна Недоброво, в семью которой Ахматова буквально ворвалась. Свидетельствует Марк Наумович  Бернес: "О романе А. Ахматовой и Н.В. Недоброво было известно всем, в том числе и жене Николая Владимировича Л.А. Ольхиной, едва ли не первой красавице Санкт-Петербурга. Любовь Александровна, женщина образованная и богатая, была на семь лет старше своего супруга. Сам Недоброво был из рода обедневших бояр, которые пострадали во времена Ивана Грозного, он отличался утонченной внешностью и изысканностью манер.

Точное время знакомства Анны Ахматовой с Н. В. Недоброво неизвестно, но обычно его относят к 1913 году. Поэтесса виделась с Недоброво на литературных вечерах у Вяч. Иванова, на его знаменитой «башне». Иванов, кстати, высоко ценил образованность и незаурядный ум Недоброво и даже сделал его «правой рукой» в руководстве Общества ревнителей художественного слова.Недоброво действительно обладал хорошим литературным и художественным вкусом, был прекрасно эрудирован.Н. В. Недоброво страстно любил Ахматову -он боготворил ее как женщину, преклонялся перед ее поэтическим даром. Обладая удивительной интуицией, он предрек ее громкую славу, а ведь еще не были созданы ни «Реквием», ни «Поэма без героя». О его статье под названием «Анна Ахматова» сама поэтесса спустя много лет сказала: «...Н.В. Недоброво знал только первые мои две книжки, а понял меня насквозь, ответил заранее всем моим критикам, до Жданова включительно. Его статья, напечатанная в одной из книжек "Русской Мысли" за 1915 год, - лучшее, что обо мне было написано».Любовный роман Ахматовой и Недоброво был не очень долгим. В 1916 году они расстались. Их последняя встреча произошла в Крыму, в Бахчисарае.

В пору романа Недоброво с Ахматовой у Анны Андреевны уже был знаменитый муж Гумилев и уже родился сын Лёвушка. Она прекрасно понимала, что брак между ней и Недоброво просто невозможен: материально Николай Владимирович полностью зависел от своей супруги, «императрицы», как он ее называл. (К тому же он был болен туберкулезом и нуждался в постоянном лечении. Из-за своей болезни Недоброво три месяца в году проводил в Крыму.)  Да, Недоброво страстно любил Ахматову, но он любил и свою жену - этой преданности Анна Андреевна не могла простить".

             И вот передо мной портрет Л.А. Недоброво, рожденной Ольхиной.  Выполнил его художник  О.Э. Браз в 1903 году (бумага, уголь 76х57). Хранится он в Самарском областном художественном музее. Подкупает простота и элегантность запечатленной женщины. Как раз та внутренняя культура, которой не обладала Ахматова.  Нет ничего удивительного, что Николай Владимирович обожал жену. 

Не в моих правилах осуждать людей, тем более, если не была с ними лично знакома. Именно поэтому вместо своего продуманного текста привела высказывания лиц, хорошо знавших Ахматову. 


Рецензии