Маковая росинка. Букинистъ

               


  Арон Моисеевич , не по-летнему одетый в вязанную безрукавку , поверх рубашки с бабочкой , уже несколько минут наблюдал через очки в дорогой оправе  юношу , стоящего перед полками  , "забитыми" старыми фолиантами , и  , наконец,  произнес , : - "Молодой человек , Ви уже полчаса стесняетесь отойти от прилавка . Вам , таки правда , некуда  деть время? "

   -Извините , а Вы могли бы показать вон ту книгу . Если я не ошибаюсь -  это Елена Малоховец.

   -Молодой человек , Ви , похоже , учились в школе  раз умеете читать . Это действительно книга "Подарок молодым хозяйкам  или средство к уменьшению  расходов в домашнем хозяйстве" Елены Бурман . И не делайте на меня Ваш взгляд...Лена Бурман , живя среди архангельских поморов , сделала таки правильный вибор . Она вишла замуж  за достойного человека - Франца Молоховца и  стала Еленой Молоховец . Согласитесь , не очень красивый союз-дочь статского советника и архитектор , но...Что оставалось делать круглой сироте? Зато , мы имеем возможность глядеть на этот шедевр кухонной науки , изданный еще до известных октябрьских дней .

   -Я  благодарен Вам  за столь увлекательный рассказ , но должен Вас огорчить , про Елену Бурман  мне в детстве рассказывала старшая сестра моей бабушки . До революции бабка Эдит держала кондитерскую в Архангельске , на  улице  где жила семья Молоховец и , несмотря на разницу в возрасте , была дружна с Еленой Бурман  . Так   Вы покажете мне книгу ?

   -Молодой человек , Ви , наверное  , не поняли - это букинистический отдел  "Московского  домa книги "на Калининском проспекте ,  библиотека имени Владимира Ильича  находится на этой же улице , но ближе к Кремлю . Там  Ви можете потрогать  издание одна тысяча восемьсот шестьдесят первого года , своими руками и совершенно бесплатно...если повезет.

     -И всё же , я хотел  бы подержать в руках эту книгу...
 
     -Ви  очень настойчивый юноша . Хорошо , Ви посмотрите эту книгу , только не делайте мне неудобно , подтвердив мои подозрения о скудности  Вашей финансовой возможности . Может ,  Ви пройдете в отдел напротив , там продаются книги по "макулатурной индульгенции". Тем более ,  эта книга уже продана , так как я уже  виписал квитанцию ,  и покупатель внес залог....

    -Ну , пожалуйста , я только взгляну "одним глазком". Это же Легенда Кулинарии .

    -Уверяю Вас , там то , что уже невозможно не только приготовить , но и даже понять , но если Ви очень желаете , то пожалуйста...держите . Только не делайте мне больно , не слюнявьте пальцы , листая страницы...

  Арон Моисеевич  ,  тяжело вздохнув , подал мне книгу Елены Молоховец .

   Шел одна тысяча девятьсот семьдесят шестой год...

                »»»»»

                "Шаганэ ты моя, Шаганэ!
                Потому, что я с севера, что ли,
                Я готов рассказать тебе поле,
                Про волнистую рожь при луне.
                Шаганэ ты моя, Шаганэ..."

     Галька , стоящая за соседним кульманом , повернулась ко мне и тихо прошептала ,:- "Пипец Михалычу...теперь его точно Зуб уволит , опять сорвался ."

   -Не уволит ,-тихо прошептал я ей в ответ ,-Михалыч-гений . Кто будет нашему начальничку выдавать по три авторских свидетельства в год ? Начальник только автограф ставит под очередным , а идеи Михалыча . Глядишь , так скоро "Заслуженного изобретателя" получит .

   Олег Михайлович , поставив на полку  по всему видимо  уже ненужный ему на сегодня справочник Анурьева , стоял посредине конструкторского отдела и самозабвенно читал ,-:

                "... Я готов рассказать тебе поле,
                Эти волосы взял я у ржи,
                Если хочешь, на палец вяжи -
                Я нисколько не чувствую боли.
                Я готов рассказать тебе поле..."

    -Товарищ  Лунин ,-проревел , побагровевший от злости ,  начальник отдела ,-Ты опять пьян в рабочее время!

   Михалыч прервал декламирование и посмотрел на начальника . Его взгляд скользнул по багровому лицу , затем переместился на плечи , густо усыпанные перхотью застаревшего псориаза  , и брезгливо погас...

    -Кто , я ?-спросил Михалыч ,-я просто устал...А в добавок , могу дыхнуть на тебя , Коoooля.

     Николай Васильевич Зуб аж взвился над своим столом , на котором лежал проект постановления очередного заседания парткома .

   -Ты  на меня еще перегаром будешь дышать...

   -Перегаром дышать не  буду ,-нагло заявил Михалыч ,-я таблетку валидола под язык засунул . Валидолом буду  на тебя дышать . И вообще , я не пьян !

   -Ты  не пьян? Да все знают , если ты начинаешь читать Есенина , значит в тебе уже "полкило" сидит .Так , у тебя есть еще полдня недогуляных "донорских" , вали из отдела , чтоб глаза мои тебя не видели... За выходные отмоешься , а в понедельник "штоб , как штык" был на работе . Нам проект сдавать .

    Михалыч пожал смущенно плечами и , повернувшись спиной к "Кооооле", отправился на выход . Однако ,  остановившись на пороге , он обернулся и , посмотрев на меня ,  произнес абсолютно трезвым голосом ,-"Ты поставил третью сталь...слабовато будет . Поставь сорок пятую".

    -Блин ,-подумал я,-артист , разыграл тут комедию . Он же трезвый , просто нужно было уйти , чтобы промчаться по букинистическим отделам книжных магазинов в пятницу .Артист...


                »»»»»

     Телефонный звонок  субботник утром  застал меня  уже у дверей с черным тубусом в руках . Перешагни я через порог -"ни в жисть  не вернулся бы"....

    -Алё , я слушаю...Доброе утро ,  Олег Михайлович...Да  , я сегодня занят , уже был готов удрать на троллейбус, чтобы попасть в институт .У меня сегодня защита курсового по "Деталям машин "... Что? Знаю-ли я , где достать патефон? Ну , Олег Михайлович , вы даете . Какой патефон , в век магнитофонов?....Я понимаю , о каком ящики идет речь , я знаю что такое патефон и  как он выглядит...Извините , Олег Михайлович , мне нужно бежать...да , да я подумаю... А может , он вчера всё таки «пригубил» ?
   
    Девяносто пятый троллейбус  , на котором я должен был добраться до "Бегов", лихо катился по промороженной Москве ,  но мой мозг никак не мог сосредоточиться на защите курсача .  В моей башке носились по кругу две мысли . Одна большая , но с прицепом ,-"Патефон , нафига он нужен Михалычу  , и , если он действительно нужен , то где достать?", а вторая , но не менее тяжелая ,-"Пил Михалыч вчера ,  или я прав-была инсценировка ? "   Мысли перекручивались как веревка   и затягивались в тугой узел .

    -Если пил , то это беда...Зуб его может и уволить . Tогда моего  учителя ждут серьезные неприятности . Из-за любви к зелёному змию  он уже потерял  в своё время работу у Туполева , а потом и семью , а вместе с ней  квартиру . Правда , правило Михалыча было железным,  -"Довольствуйся малым". Этому он учил  в "свободное от основной работы"  нас   вечерников , работающих в дневное время техниками -конструкторами  под его началом. Михалыч смеялся сам над собой , говоря ,-"Жил у Щуки , поживу на Щуке". Разведясь с женой ,  Михалыч  вынужден был разменять родительскую трешку на Арбате , у "Щукинского училища", на двушку для жены с дочкой и комнату в коммуналке у метро "Щукинская", для себя...Обидно будет потерять такого учителя . А если это розыгрыш...мои аплодисменты .

    -Патефон , кому он нужен ? Я на свои первые "собственные деньги" ,  еще в школе , прикупил маг , был "первый парень на деревне". Еще бы . Летние каникулы перед десятым классом , все други на пляже , а я в тарный цех-месяц колотил ящики под емкости для заправки шариковых ручек . Зато потом , в магазине Электрон , прикупил магнитофон...Родители , по совету моей сестренки  , прикупили "Ригонду"...Из окон нашей квартиры  попеременно  то пела "Ригонда",-"...Веточку рябины , к берегу прибило...я ли не жалела , я ли не любила...", то маг , : -"Оу , мами , оу мами , мами , блю о мами , блю...".

    -Хотя , нет...какое к лешему увольнение? Ну , читал стихи Есенина , что из этого . Сергей Александрович , стоя на рояле , вообще "Марсельезу" выдавал будучи за границей , и ничего, одной распиской о том , что «подобное не повторится» , отделался . Зуб , Михалыча на экспертизу не посылал , значит сам был не уверен в восприятии им алкоголя . Ну , извинится Михалыч...и всё.
      
  -Патефон...Маг - вот  где сила ! Когда мы уходили с Женькой в погранвойска , из окна моей квартиры , нам вслед неслось ,- "Оу , мами , оу мами , мами , блю о мами , блю...".Сейчас не то , сейчас "Старую пластинку" крутят на всех дискотеках .  Стоп!  Не "Добрые молодцы" , а Леонид Осипович Утёсов-"Песня старого извозчика"... Я эту песню слушал у Вовки – соседа , он проигрывал эту пластинку на патефоне . Вот у кого есть"славный ящик"...

   -"Улица Поликарпова",-прокрякал водитель троллейбуса...

  - Зараза , с этим пьяным патефоном , чуть не проворонил  . Cледующая "Бега",  и   мне выходить . Решено , после защиты доеду до Михалыча . Всего-то две остановки на метро ,  и я на "Щуке" , а там рукой подать . Нужно проверить его состояние и , заодно ,  узнать-на фига ему патефон . Где его достать , я уже точно знаю...

                »»»»»
   - Олег Михайлович , я всё сделал  , как Вы просили ,-доложил я Михалычу , который , сидя на кухне в одной майке , перелицовывал воротник старенькой рубахи .То , что он делал , я видел впервые . Пуговицу я мог пришить самостоятельно уже лет в семь , но чтобы отпороть воротник от рубахи и ,  перевернув его ,  снова пристeбать на место , это был в моём понимании высший пилотаж .

   -Ну вот , как новая ,-сказал Михалыч , перекусывая зубами нитку ,-можно носить еще  лет пять , пока и на этой стороне не протрётся . Так говоришь Арон Моисеевич не хотел отдавать тебе пакет ? Арон , он такой..."зимой и летом одним цветом" в вязанной безрукавке и жутко подозрительный . Сто раз проверит и перепроверит . Надеюсь  , пакет ты не потерял?

  -Как можно , Олег Михайлович?- спросил я , немного обидевшись ,-вот он . Арон Моисеич приказал ,-"Ви , молодой человек , отправляйтесь прямо к Лунину и никуда не заходите . Это очень важный пакет ." А тот пакет , который я  ему передал от вас ,  сразу убрал в портфель , но перед этим задавал такие странные вопросы .

  -"А что , Софочка  ,  таки вышла замуж за своего моряка и    уехала с ним в Поти?"

   -Насколько я знаю , Вашу дочку зовут Ольга ,  и замуж ни за какого моряка не собиралась , продолжая трудится костюмершей в Малом...Или еще вот , :-"А , как здоровье у мадам  Розалии Борисовны ? " Кто это такая  , я вообще не слыхивал . Вашу же жену зовут Елена Борисовна , если мне не изменяет память .

   -Увы , бывшую , мой молодой друг...бывшую . Но Арон таков , какой он есть. Мало-ли кто и с чем припрётся к нему . 

  - Сейчас ты увидишь чудо ,-произнес Михалыч , осторожно вскрывая пакет ,-оно стоило мне последние пять лет  унижений перед Ароном и потери  сказок: «Перышко Финиста Ясна Сокола» с  «Василисой Прекрасной» , девятьсот второго года издания , да в довесок «Сестрицы Аленушки и братца Иванушки» с «Марьей Моревной» , девятьсот третьего. Иллюстрации самого Билибина...Про деньги я вообще не говорю . Вот за этим   я умчался в пятницу на Арбат  , устроив "концерт" Коле, смотри...

  Я держал в руках тоненькую книжицу  с пожелтевшей обложкой ,  на которой красными буквами было написано - «  СЕРГЕЙ ЕСЕНИНЪ.   РАДУНИЦА ».

                "Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
                Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
                Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
                Я играю на тальяночке про синие глаза..."

    -Правда , здорово?-спросил , как бы утверждая ,  Михалыч ,продекламировав стихи,-это в этой книжице... Одна тысяча девятьсот шестнадцатый год , первая книга Сергея Александровича Есенина . Прижизненное издание...Бог с ним ,  с Билибином-то ... Хотя , немного грустно . Я , Арон Моисеевичу , детство свое отдал ...

  -Так в том пакете , который я передал Арон Моисеевичу , были сказки ?

   -А  ты  думал , что это был тайный план "свержения нашего Коли "? Конечно , сказки Пушкина  дядька мой  мне ,сопливому мальчишке  , подарил  задолго до войны . Ну , да ладно , зато я получил "Радуницу"...  Я   думаю , отличный подарок будет для Александры Александровны...

  -Олег Михайлович , а это кто ?

  - Это Александра Есенина , младшая сестра поэта...

  - А  Вы  с ней знакомы?

  - Знаком ,  и очень много лет знаком . Она приходила к нам на Арбат в гости , когда был жив мой дядька, а я был еще совсем маленьким...Ладно , хватит грусти...Ты в следующие выходные свободен ?

  - Вроде да.

  - Прекрасно , мой юный друг , прекрасно . Мы поедем с тобой навестить Ивана Спиридоновича Рахило.

  -  Это , который "Серебряный переулок" написал?

  -  Совершенно верно - писатель , как и ты-пограничник , военный корреспондент ,  и друг моего дядьки , еще со времен студенчества во ВХУТЕМАСе...Знаешь что это такое ?

  -  Вроде слышал  когда-то.

  - Слышал он...это знаменитые в двадцатых годах Высшие художественно-технические мастерские. Патефон не забудь  в следующие выходные и проверь ,чтоб иголки были . Иначе подарок Ивану Спиридоновичу  нам с тобой не сделать...



                »»»»»

 

    В больничной палате плакал старик . Он плакал не так , как плачут обычные старики ,  от боли или от обиды .Он плакал от счастья , осторожно поглаживая  уже немощной рукой , старую пластинку...Только что он , умирающий от рака горла , слышал свой голос и голос друга юности Левушки Лунина...Они записали эту песню в присутствии Сережи Есенина в одной московской артели звукозаписи...Где  эта артель располагалась  Иван Спиридонович  уже не помнил , единственное , что осталось в памяти- это холодный ветер в тот день...

                " Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
                Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
                Или что увидел? Или что услышал?
                Словно за деревню погулять ты вышел..."

   Потом Сережи не стало , а Левушка погиб в Праге,  десятого мая сорок пятого. Теперь , костлявая держала его своими когтями  за больное горло...
 
   Мне показалось , что старик хочет о чем-то попросить нас , но Михалыч "сто двадцать шестым" чувством угадал его просьбу . Он осторожно принял пластинку из рук старика и поставил на диск патефона...

                "...Сам себе казался я таким же кленом,
                Только не опавшим, а вовсю зеленым.
                И, утратив скромность, одуревши в доску,
                Как жену чужую, обнимал березку..."

   Песня смолкла , но диск продолжая крутиться , шипел и потрескивал под тупой иглой патефона...

   Сильные мужики тоже плачут...Мы , все трое плакали ... молча . 

    После нового года Ивана Спиридоновича не стало... Мы  с Михалычем поминали его в "Яме"  на Второй Брестской ,что у Белорусского вокзала . Я приволок в тубусе бутылку водки , и  мы , недоставая ее из "хранилища для чертежей", разливали по кружкам с недопитым пивом . Плевать на Колю , плевать на мою , ставшую в скором будущем , бывшей жену... мы поминали . Водка с пивом не брала совсем . Bокруг шумела разномастная толпа мужского типа  , и  вдруг Михалыч начал читать . Сначала тихо , а потом все громче и громче . Шум  в пивнушке  постепенно  начал стихать ,  и  , наконец  , стало совсем  тихо .Только голос Михалыча плакал в подвале жилого дома на Второй Брестской :-

                "...И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
                Утонул в сугробе, приморозил ногу.
                Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
                Не дойду до дома с дружеской попойки..."


                »»»»»

        -Здравствуйте ,  Арон Моисеевич.

       -И  Ви   не болейте,молодой человек . Откуда  Ви меня знаете ? Ми  знакомы?

      -Да , мы с вами неоднократно встречались...

      -Да , да , да, припоминаю . Ви , тот человек,который требовал показать книгу Леночки Бурман, про кухню до октябрьских событий . Что   Ви хотите сегодня ?

    -Я хочу купить у Вас сказки Пушкина  , с иллюстрациями Билибина , издание начала века .

      -Ви  мне делаете смешно... На какой полке  Ви увидели этот раритет ?

     -Я хочу купить у Вас лично , а не в магазине , чтобы вернуть их Олегу Михайловичу...

     -Уви , молодой человек , уви...они не продаются . А потом , если я стряхну пиль с моей памяти , то окажется , что это бил честний обмен , между мной и Олегом , хотя посредником били Ви .

    -Ну  вот ,   видите . Вы не отрицаете , что сказки у Вас. Вы еще  тогда   такие странные вопросы задавали , я их могу Вам напомнить...

   -Не надо , я помню всё . А что  Ви хотели ? Приходит к Вам , молодой человек , в сером пиджаке , на каждой ниточке которого читаются мелкие буковки КэДЖиБи , и Ви должни раскрить договор с Олегом , как последний дурак раскривает портмонэ на Тишинском ринке ?

   - Арон Моисеевич  , ну какой из меня агент КГБ , правда ,  служил срочную в погранвойсках , но это уже в прошлом ,  и я теперь студент-дипломник , через неделю у меня защита . Так  мы с Вами можем договориться о покупке ?

   -Вот , видите я бил прав тогда , всё таки КэДЖиБи...А по поводу Билибина- нет , молодой человек , еще раз нет . Хотя...Ви  получите от меня подарок , за Ваше желание вернуть сказки Вашему другу . Видeте,  у лестници , собирается очередь в "никуда" ? Это счастливци , которим уже шепнули на ушко ,  о продаже сказки под названием "Книга о вкусной и здоровой пищe" . Через полчаса ее будут продавать . Бегите , занимайте очередь . Заметьте , старий  Арон Моисеевич  делает это Вам бесплатно...Mожет в ней  Ви найдете  то , что ищите...Хотя , врят-ли , в ней есть "ЗабЫтЫе РецептЫ".... только "забИтые". Переиздание "микояновской  вкусноты",  от одна тысяча девятьсот пятьдесят второго года . Ви , наверное , тогда еще не родились...


Рецензии
Мне понравился ваш рассказ с неподражаемым одесским говором. Удачи.

Александр Аввакумов   28.11.2019 08:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.