В своем Отечестве Пророков нет Глава 31 Ленин

 Следующая повесть о вожде пролетариата Ульянове-Ленине.

 Начну с его детства. Оно сильно отличалось от детства первого царя России.

 Владимир  жил с родителями в любви и заботе. В семье было взаимопонимание и доброе отношение друг к другу. Детям родителями прививались иностранные языки, они говорили: на немецком языке, и французском в определенные дни.  Владимир знал их в совершенстве.

 Для подготовки в гимназию его готовили две зимы. В девять с половиной лет он поступил в первый класс гимназии. На уроках был внимателен, дома ему оставалось только повторить пройденный материал.

Володя не любил естественных наук. В гимназии он интересовался латинским языком, чтением классиков, историей, географией, любил писать сочинения и писал их очень хорошо. Он не ограничивался учебниками и рассказами учителя, чтобы написать сочинение, а брал книги из библиотеки, и сочинения его получались обстоятельные, тема была очень хорошо разработана и изложена хорошим литературным языком.

Преподаватели в старших классах хвалили постоянно его работы, и получал он за них отличные оценки. Володя замечательно играл в шахматы. Первым его учителем был отец. Одного правила строго придерживался Володя в игре  и требовал от партнера: обратно ходов ни в коем случае не брать, взялся за фигуру - ею и ходи.

 У любителей это правило очень часто нарушается, ходы берутся назад, положения переигрываются. Этот скверный обычай страшно портит и игру, и игрока.

 Вместо того чтобы, не касаясь фигур, продумывать тщательно различные комбинации, это дает интерес игре, приучает точно рассчитывать за несколько ходов вперед, люди не подумав, торопятся, придают игре нервозность, азарт.

Любил Володя музыку, играл сам детские пьесы и песенки, но серьезно музыкой не занялся.

Любил с мальчишками  рыбачить, однажды даже чуть не погиб на рыбалке. Спас от неминуемой гибели услышавший детский крик рабочий завода.

Прошли годы, прозвенел последний звонок в гимназии. Восьмиклассники, обгоняя друг друга, помчались вниз по лестнице. У входных дверей Володю окликнул швейцар - гимназический сторож - и протянул ему записку: - Вот. Велели передать, как только вы выйдите.

Володя прочел записку, была она от знакомой учительницы Веры Васильевны Кашкадамовой, она просила, чтобы Володя как можно скорее зашел к ней по важному делу.

Увидев ее, сразу понял, что она чем-то сильно встревожена и расстроена.
- Что случилось, Вера Васильевна? Вы меня звали?- спросил Володя, сразу став серьезным.
- Да, звала, случилась беда… большая беда… с Сашей… в Петербурге. Он арестован.

 Мне сообщили об этом в письме. В нем говорилось, что Сашу арестовали, посадили в тюрьму и обвиняют в том, что он хотел убить царя.

Володя прочел письмо и все понял. Он вспомнил, с каким волнением Саша всегда говорил, о том, как царские солдаты и полиция расправляются с безоружными крестьянами и рабочими, об их голоде, нужде, непосильном труде.

 А как Саша возмущался тем, что царские жандармы сажают в тюрьмы самых лучших, самых смелых и благородных людей, которые пытаются бороться за лучшую жизнь для народа!

 Значит, Саша встретился в Петербурге с этими людьми и решил бороться вместе с ними против царя, хотел убить его. Но это не удалось. Царь жив, а Саша в тюрьме. Для семьи несчастье. Ведь только год прошел после неожиданной смерти отца. Как все это перенесет мама. Так думал Володя, шагая по знакомой улице, домой, чтобы сообщить матери страшную весть.

В гимназии к нему отношение изменилось. Он чувствовал на себе прилипчивые, настойчивые, ощутимые, как ползучее насекомое, длинные косые взгляды. В городе узнали, что брат его, Александр, повешен. Знали и о словах сказанных Володей, когда он прочел известие: « нет, не таким путем надо идти»…

На экзамене по истории по странному капризу судьбы историком был составлен билет, словно с умыслом, по всей мировой истории проходят вопросы, касающиеся узловых точек революции и классовой борьбы.

Первый вопрос в билете - об ушедших на гору римских плебеях, боровшихся за свои права с гордыми римскими патрициями. И Карл 1V,наводивший ужас на весь класс, тоже оказался в этом билете.

 Володя знал, что он держит не просто экзамен. Он держал перед этим синклитом сосредоточенных и насупленных лиц, перед любопытно - испуганными глазами своих товарищей, перед всем старым и сонным дворянским городом Симбирском  экзамен на право дальнейшей своей жизни, на право образования, поступления в университет.

 Он был еще вчера такой, как все в классе, а сейчас – брат повешенного, один, выключенный как зачумленный из круга, впервые остро почувствовавший, насколько реален этот круг, эти перегородки…  Брат хотел смести перегородки, сделать людей равными. Но разве один брат этого хотел?

 Он прочитал вытянутый билет - борьба плебеев с патрициями, Реформация, Богдан Хмельницкий,- хотел не один брат, вся история мира полна борьбы. Но не в одиночку, не так, не таким путем,- Владимир Ульянов стал отвечать по билету.

 Говорил спокойно, ясно, глубоко; учитель, бессознательно чертивший что-то в бумагах, кивал и кивал головой, экзаменаторы переглянулись - ученик отвечает так блестяще, что придраться не к чему.

 Директор гимназии Керенский, сын которого, будущий Александр Федорович, готовился в это время с домашним репетитором в первый класс той же гимназии, мысленно так же кивнул головой Ульянову: хоть и рискованно, а делать нечего, золотую медаль придется присудить, нельзя не присудить - Ульянов на голову выше класса.

Перед глазами юноши уже успели пройти две большие жизни, две символические жизни, характерные для русского общества.

Путем мирной культурной работы, отдачи всего себя просвещению народа шел любимый отец, никогда не помышлявший о революции. И он еще при жизни увидел свои идеалы попранными, созданные усилием многих лет школы закрытыми опускающуюся мглу над слабым светом, зажигавшимся в наших деревнях. Путь отца привел к тупику.

Путем террора, путем борьбы один на один с царизмом пошел его любимый брат, и этот путь привел его к бесплотной гибели.

Нет, не этим путем можно добиться человеческой жизни для народа! Несмотря, на страшную трагедию, произошедшую в семье Владимир, с железной выдержкой сдал, блестяще выпускные экзамены. Поступил в Императорский Казанский университет. И здесь начинается его борьба за правое дело.

В руках студентов листки - это прокламация. На ней растекшейся гектографической краской написан вопрос: «Неужели мы не выразим нашего протеста перед разыгравшейся вовсю ширь реакцией?!» Листовки превращены в маленькие знамена.

…В Москве казаки избивали студентов нагайками…
…В Москве пролилась студенческая кровь…
…Охотнорядцы били студентов по голове…

- Мы мечтаем установить новый, справедливый порядок во всей России, а пока мы начали со своего дома, с большого казенного дома с белыми колоннами.

В Москве студентов избивали, по ним стреляли. Два студента погибли. Кто повинен в этом? Царское самодержавие.

Владимир положил на стол свой студенческий билет, за ним последовали другие.

 В зал вошел Ректор Кремлев и сказал,- господа, мною получен приказ попечителя учебного округа,  в нем говорится: «На основании статьи восьмой устава немедленно покинуть зал…" В этом месте Ректор запнулся и замолк. Его глаза продолжали читать: "... и очистить его от студентов с помощью полиции, а если нужно, то и войска, которого целый батальон и с боевыми патронами  уже наготове».Ректор прочел эти слова про себя, но не решился произнести их вслух.
 Студентам же он сказал:
- Я очень прошу вас, господа, выполнить это распоряжение.
Кто-то из студентов сказал:
- Хорошо. Мы разойдемся. А нас не перехватают по - одиночке?

  Ректор обещал им, что при выходе из зала их не арестуют.Студенты покинули зал.
 Не арестовали.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии