1900 апрель открылась выставка в Париже

17 апреля 1900 г.н.с.  судьба: в Варшавскую цитадель переведен Юзеф Пилсудский

Геннадий Матвеев «Пилсудский»:

После почти двух месяцев, проведенных в лодзинской тюрьме, 17 апреля 1900 года Пилсудский оказался в камере № 39 X павильона Варшавской крепости (Цитадели). Это была самая надежная в Царстве Польском тюрьма для политических заключенных. Условия содержания здесь существенно отличались от лодзинских в лучшую сторону. Узник получал еду с офицерской кухни и мог курить, да и допросы полковника Ковалевского больше напоминали беседы. Во время следствия Пилсудский обвинялся не только в принадлежности к нелегальной политической организации, печатании «Роботника» и распространении запрещенной литературы подрывного содержания – делались попытки приписать ему участие в убийстве двух провокаторов, внедренных охранкой в ряды ППС. Конечно, «товарищ Виктор» непосредственного участия в устранении провокаторов не принимал, но как член ЦРК давал соответствующие указания. В зависимости от окончательного обвинительного заключения ему могло грозить от десяти лет ссылки до смертной казни.

17 апреля 1900 г.н.с.  техника: открылся Российский отдел на Парижской выставке

17 апреля 1900 г.н.с. в Париже на Всемирной выставке  открылся Российский отдел. Россия была представлена в большей степени избами, церквями и водкой. Были представлены и технические достижения - золотую медаль получил Красноярский мост конструкции волнового героя Лавра Проскурякова (см. 18 августа 1858 г.с.с.).

Иллюстрация - Панорама выставки, рисунок 1900 г.


19 апреля 1900 г.н.с.  кино: родился Александр Птушко –  советский режиссер

19 апреля 1900 г.н.с.  в Луганске родился Александр Птушко – режиссер. Снял много фильмов – преимущественно сказок. Отметим два фильма:
• «Новый Гулливер» - сочетание игрового и мультипликационного кино на исправленный сюжет волнового героя Свифта ( см. 19 октября 1745 г.);
• «Алые паруса» - дебют волновой героини Анастасии Вертинской – (см. 19 декабря 1944 г.).

17 апреля 1900 г.с.с. театр: волновой герой великий актер Сальвини играет в Малом театре Отелло

В.Теляковский «Воспоминания. Театральные мемуары», Л. «Искусство», 1965:

17 апреля 1900 года в Малом театре давали «Отелло» с Сальвини (см. 18 декабря 1915 г.с.с.) в главной роли. Антураж был посредственный, про обстановку и говорить нечего; сам Сальвини был одет не то черногорцем из балета «Корсар», не то румыном; говорил он по-итальянски, другие по-русски. Несмотря на все это, играл Сальвини так, что все остальное забывалось, и, когда он был на сцене, все внимание так на нем сосредоточивалось, что вам и и голову не приходило обращать внимание на обстановку, режиссерство, костюмы и т. п.
По К.Станиславский «Моя жизнь в искусстве», собр. соч., М., Искусство, 1954:
…Оказывается, его [Сальвини] Отелло — совсем не Отелло, а Ромео: он ничего не видит, кроме Дездемоны, он ни о чем другом не думает, как о ней, он верит ей безгранично, и мы недоумевали, как может Яго превратить этого Ромео — в ревнивца Отелло. Как дать почувствовать силу воздействия Сальвини! Буду говорить образно: это легче. …Творчество Сальвини на сцене — бронза, монумент. Одну часть ее…он точно отлил в монологе Сената. В остальных картинах и актах он отливал другие составные части. Сложенные вместе, они создали монументальный памятник человеческой страсти. Ревность, сложенная из любви Ромео, безграничного доверия, оскорбленной любви, благородного ужаса и негодования, бесчеловечной мести… Но мы не знали, что все эти слагаемые так ясны, так определенны, так ощутимы и поддаются исследованию. Сальвини показал каждую часть отлитой бронзы, а раньше они казались нам такими расплывчатыми, неуловимыми, неясными, точно растворенными в прозрачном эфире нашей мечты. И сколько непередаваемых, новых, еще более глубоких и неясных ощущений и воспоминаний породила эта тяжелая и грубая бронза. Отелло Сальвини — монумент, памятник, закон на вечные времена, который изменить нельзя. К.Д.Бальмонт как-то сказал: «Надо творить навеки, однажды и навсегда!» Сальвини творил именно так: «навеки, однажды и навсегда».

19 апреля 1900 г.с.с. умер Иван Айвазовский –  великий художник-маринист

19 апреля 1900 г.с.с. умер в возрасте 82 года великий художник-маринист Иван Айвазовский. Это случилось в Феодосии – мастер писал картину «Взрыв турецкого корабля». Художник Иван Айвазовский создал за долгий период творчества множество картин и не уступал по мастерству волновому герою великому англичанину Тёрнеру (см. 19 декабря 1851 г.), он провел 55 персональных выставок, и все они прошли с успехом.


Рецензии