Театр Бориса Фурнэ

С 1971 по 2000 годы режисером Выборгского народного театра был Борис Петрович Фурнэ. На тот момент в городе работало два народных театра, один из них располагался в Доме культуры, а второй в Доме офицеров. В памяти жителей нашего города театр Дома культуры всегда будет носить имя Бориса Фурнэ. 22 ноября Борису Петровичу исполнилось бы 80 лет.
 
В первые послевоенные годы Дом офицеров был главной концертной площадкой нашего города, на его сцене выступали известные артисты и творческие коллективы со всей страны. Тут был и зал на 600 мест, и библиотека с читальным залом, и даже бильярдная, ну и конечно вежливые билетёрши и гардеробщицы. Неудивительно, что первый творческий коллектив города зародился именно здесь, а первый спектакль по пьесе А. Успенского «Жили три друга» был поставлен 6 ноября 1948 года. Внутреннее убранство будущего Выборгского городского Дома культуры сильно отличалось от своего собрата. Организатор кружков художественной самодеятельности В. Пешехонова вспоминает, как с опаской и растерянностью ходила по огромному пустому помещению. Не было ничего — ни мебели, ни декораций, ни телефона, отсутствовали техник, кассир и бухгалтер. С большим трудом Пешехоновой удалось найти приличный лист бумаги, чтобы написать объявление, приглашающее всех желающих принять участие в организации художественной самодеятельности. Первыми пришли двое молодых ребят, одного из них звали Олег Бауман, позже он стал актёром театра. Вскоре заработал драмкружок. С музыкой помогли преподаватель по классу рояля Нина Чухалдина и баянист Андрей Иванов. На первом концерте в зрительном зале было темно, на сцене горела одна электрическая лампочка, а занавеса и вовсе не было. В этот период в Выборге было трудно достать не только искусственный источник света, но даже и чайный стакан. В антракте, чтобы согреться, зрители с большим удовольствием танцевали вместе с актёрами, было тепло и весело. «Немного мы могли тогда предложить, но не пустовал зрительный зал, и щедрыми на аплодисменты были сидящие в нем», - вспоминает В. Пешехонова.
Прошло совсем немного времени и Дом культуры наполнился молодыми рабочими, студентами и учащимися, для которых открылось большое количество кружков: хоровой, хореографический, кройки и шитья, школа бальных и западноевропейских танцев, театральная студия.
В мае 1948 года в Выборгский Дом культуры на должность художественного руководителя пришел Иван Устинов, прослуживший с 1940 по 1948 года в театре Краснознамённого Балтийского Флота и окончивший курсы сценического мастерства в Ленинградском Государственном Академическом театре. Через два месяца театр показал зрителям свою первую работу — пьесу А.Малюгина «Старые друзья». На сцене играли не профессиональные актёры, а представители самых обычных профессий, всей душой любящие драматическое искусство. Два месяца Устинов обучал актёрскому мастерству слесаря Романова, домашних хозяек Егги и Петрокович, бухгалтера столовой №10 Сыромятникову и всех 24 будущих актёров. Так было положено начало Выборгского театра народного творчества.
В 1951 году Иван Устинов покидает свой коллектив и пять лет работает режиссёром и актёром в театрах других городов. В1956 году он возвращается в Выборг, с целью создания первой театральной студии в Ленинградской области на базе Выборгского Дома культуры.
В сентябре 1958 года на заседании исполкома Выборгского Горсовета депутатов трудящихся, учитывая возросшее мастерство коллектива театральной студии Дома культуры, было принято решение о создании драматического театра народного творчества, на должность главного режиссёра был назначен Иван Устинов. Для систематических выездов в отдалённые места района и области театру был выделен автомобиль марки «ЗИЛ-151».
В 1965 году коллектив народного театра Выборгского городского Дома Культуры приглашают в Москву на Первый Всесоюзный смотр народных театров, проходивший в Кремлёвском дворце, играли «Клопа» Маяковского. Фурнэ вместе с супругой Ниной были введены в спектакль, Борис Петрович играл несколько эпизодических ролей. Коллектив был настолько сильный, что у некоторых сложилось устойчивое мнение, что в спектакле тайно участвуют профессиональные актёры. Жюри присвоило театру звание Лауреата всероссийского смотра, а Устинову сказали: «Ваш театр Вас перерос». К сорокалетию Ленинского комсомола театр показал спектакль Ф. Бондаренко «Как закалялась сталь», после чего ему было присвоено звание народного театра. Практически в это же время коллектив театра Советской Армии, располагавшийся в Доме офицеров, получает звание «Народный театр». 
Николай КУЗЬМИН пришёл в Выборгский Народный театр Советской Армии в ноября 1977 года, на тот момент ему было 29 лет. В театре он уже 42 года, за это время сыграно 42 роли. Первую свою роль он получил в спектакле «Лекарь по неволе», тогда режиссёр предложил сыграть ему слугу.  С 1996 года он занимает должность заведующего постановочной частью Выборгского Народного театра МАУК.
-  В некотором роде с театром Фурнэ мы были конкурентами, смотрели чисто творчески, что как и кто делает. У кого был спектакль лучше - тот и был впереди, - признается Николай Михайлович. - Иногда занимались разведкой, чтобы не влететь и не поставить одинаковые спектакли, но однажды все равно влетели - поставили Аверченко «Пять миниатюр под острым соусом», а Фурнэ нас опередил. 
Николай Михайлович высоко оценивает талант Бориса Фурнэ и считает, что он был не только высокопрофессиональным режисером, но и актёром.
- За 72 года у нас в театре сменился 21 режиссёр, а у них было всего два, причём последним был Фурнэ.
Первый раз Николай Кузьмин увидел Фурнэ на празднике посвящённом дню ВМФ, он в костюме Петра Первого, оперевшись на трость, шёл на катере по акватории Большого Ковша. 
Осенью 1971 году Устинов передал Фурнэ свои полномочия и уехал в Ленинград, оставив новому режиссёру всего одного актёра. Пришлось начинать все сначала. Борис Петрович принялся обзванивать одного за одним всех артистов. Таким образом набралось семь человек, среди которых были: Олег Бауман, Алина Курицына и Нэла Сапрыкина. В таком составе театр ставит на ленинградской сцене пьесу Э. Брагинского и Э. Рязанова «Сослуживцы». Постепенно актёры вернулись в театр, новому режиссёру поверили, труппа возросла до пятидесяти человек. На очередном смотре Народных театров в Москве спектакль «Птицы нашей молодости» по пьесе молдавского драматурга Иона Друцэ был признан одним из лучших. Во время спектакля в зале находился сам автор, который сказал, что Выборгскому народному театру удалось понять его замысел. До сих пор ни один театр, включая профессиональные, не смог справиться с этой задачей. Пьеса была о земле и о своих корнях, лишившись которых люди теряют все.
В 1975 году театр участвовал в 45-м фестивале любительских театров в чехословацком городе Гронов, на котором присутствовали представители самодеятельных коллективов: из Польши, Болгарии, ГДР, Югославии, Англии, Италии и США. Но выступали со спектаклями только чехи, словаки и народный театр Выборга, показавший пьесу М. Захарова «Темп-1929». Театру были вручены грамоты и приз — ваза.
В 1981 году театр со спектаклем «Левша» выступает в капиталистической Финляндии на фестивале рабочих театров в г. Миккели. Там были театры из Дании, Норвегии и Швеции. Иностранцы подходили к советским артистам, чтобы убедиться, что русские такие же как и все нормальные люди.
В 1983 году со спектаклем «Святой и грешный» театр вновь посещает Чехословакию и становится дипломантом фестиваля русской и советской драматургии. Как итог пройденного творческого пути Борису Фурнэ в 1985 году было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. В период с 1971 г. по 1999 г. режисером Фурнэ было поставлено около тридцати спектаклей.
Алла МАТВИЕНКО начала работать в Доме культуры в 1991 году.
- К нему можно было по-человечески обратиться за советом, - вспоминает Алла Ивановна, - он был неотъемлемой частью дома культуры, все общие мероприятия проводили вместе и всегда экспромтом: один сказал - другой подхватил. - Тогда все в городе делалось своими силами и Борис Петрович всегда был вместе с нами.
С 1967 по 1971 год Фурнэ работал художественным руководителем городского Дома культуры.
Олег Бауман в статье «Этот трудный режиссёрский хлеб» пишет о том, что Борис Фурнэ замечательно играет на музыкальных инструментах и поёт, разбирается в политике и экономике, любой рассказанный им анекдот - это законченный юмористический рассказ. Сыграть отдельную сцену  - это дело актёра, у Бориса Петровича есть представление только обо всем спектакле. Принцип его работы - это доверие, убеждение и требовательность, но никакого показа. Театр не профессиональный, а самодеятельный и у актёров и без того много своих проблем.
Зоя ФЕДОСЕЕВА в 90- х годах прошлого века была заведующей отделом культуры. С юности была поклонницей всяких спектаклей, ходила в театры, в том числе и к Фурнэ.
- Фурнэ как-то собирал людей вокруг себя, называл всех по именам, добавляя к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, - объясняет Зоя Николаевна, - но это было не панибратство, а вроде бы как знак: «Я тебя принимаю в свой круг». - Он был добрый гениальный российский творческий человек.
Владимир БОРИСОВ родился в Мурманске. В 1972 году окончил Омский политехнический институт и приехал в Выборг работать инженером конструктором. В театр Фурнэ пришел в 1974 году, потому что там хорошо играли и понимали, что делают. Владимир Николаевич был человеком подготовленным, начиная со школы играл в театральных кружках и читал на радио.
- Для нас это была семья, - рассказывает Владимир Борисов. - Фурнэ было чего сказать, у него было понятие Родины.
Фурнэ мог разглядеть в человеке «зерно». Немирович-Данченко говорил, что «зерно» - это определение сущности человека, его «изюминка», главная черта. Борис Петрович смог разглядеть в Борисове талант чтеца и в своём роде его благословил. Если где-то проходил конкурс чтецов, то Фурнэ сразу говорил ему об этом и предлагал участвовать. Так получилось, что в день смерти Брежнева он читал рассказ Василия Шукшина «Как помирал старик». В 2009 году Владимир Борисов получил приз «Золотой Витязь» и диплом «За лучшую мужскую роль» в номинации «Театр-малая форма» за моноспектакль «Пять рассказов Шукшина».
Сын Бориса Петровича Сергей ФУРНЭ говорит о том, что все свои таланты его отец употребил на общение с людьми. Он мог сделать так, чтобы люди служили театру беззаветно.
У Бориса Фурнэ была мечта стать эстрадным актёром. В 1962 году он даже ходил  к Райкину домой и Аркадий Исаакович пригласил будущего режиссёра на репетицию. Две недели Фурнэ исправно ходил на репетиции, но когда ему назначили прослушивание, он испугался и убежал.
- Ушёл бы к Райкину не было бы Фурнэ в Выборге, - размышляет Сергей Фурнэ. 
- Отец долгое время страдал без художника, пока его не познакомили с Николаем Шаповаловым. Если по какой-нибудь причине они ругались с отцом, то оформлял спектакли я.
Николаю Шаповалову удавалось создавать декорации, отражающие единство идейно-художественного замысла режиссёра и художника.
Ольга СМИРНОВА по специальности режиссёр, работала заведующей детским сектором, а потом худруком в Доме культуры, поэтому с Фурнэ её связывает все, начиная от ёлок и кончая юбилейными мероприятиями.
- Первый раз я увидела Фурнэ в Москве, они играли «Птицы нашей молодости», - рассказывает Ольга Геннадьевна, - спектакль просто опрокинул меня. Это были работники почты и воспитатели детских садов. - Когда в 1986 году я пришла устраиваться на работу в Дом культуры, то всех их сразу же узнала.
Бориса Фурнэ в Выборге все знали ещё и как Деда Мороза.
- Новогодняя компания у нас начиналась 25 декабря, а заканчивалась 7 января, своих праздников у нас не было, - вспоминает Ольга Смирнова, - Борис Петрович ни разу не подвёл. Было чувство, что он совсем не уставал.  - Он умел сгладить углы конфликта, иногда это делал с юмором. Часто обращался к собеседнику: «голубь мой».
Ольга Смирнова хорошо помнит, как однажды, это было в Доме культуры, Фурнэ отвёл её в сторону и сказал: «Иди к Юрику Лабецкому, что ты здесь сидишь, это твоё». Жена Нина Фурнэ отговаривала: «Ну какая ты артистка!», а Борис Петрович ей сказал «Молчи!». До сих пор Ольга Смирнова работает актрисой у Юрия Лабецкого в театре «Святая крепость». Все кто приходил в театр Фурнэ, все до единого человека  выходили на сцену, Борис Петрович не отказывал никому.
В конце 80-х в Доме культуры заседал хозпартактив и было нужно как-то развлекать присутствующих. Фурнэ зашёл в зал через входную дверь и изображая пьяного направился к сцене со словами: «Мужики сейчас к Нюрке пойдём, три рубля до получки возьмём». Милиция не оценила игру актёра и прямо в зале заломила режиссёру руки, причём очень больно. Долго пришлось объяснять блюстителям порядка, что перед ними стоит заслуженный работник культуры России Борис Фурнэ. Сколько бы не было написано сценариев, все новогодние ёлки Борис Петрович  начинал с одной и той же речевки: «Рассказали мне лягушки, что на этой вот опушки, на сугробе возле пня, ребятишки ждут меня. Ждут подарков, ждут чудес. Но не нравится мне лес. Запах здесь гниющих дров, нет ли здесь кикиморов?». Дети всем залом кричали: «Нет!». Борис Петрович продолжал: «Не испортит праздник мой ступа с бабою ягой?». Дети хором: «Нет!». И опять Борис Петрович: «Не появится ли снова этот леший бестолковый?». Дети ещё громче: «Нет!».  Борис Петрович: «Дайте точный мне ответ, нечисти лесной здесь нет?». Дети хором вместе с родителями: « Нет!».
- Я очень любила этого человека, мне не хватает его отцовства, великодушия, юмора, от него шло бесконечное человеческое тепло, - говорит Ольга Смирнова.
Борис ПЕВЦОВ выпускник ВАТУ ГА. В 1964 году вместе с Борисом Фурнэ поступил в институт культуры на режиссёрский факультет. Для него Фурнэ был очень близкий по духу человек, они оба были дети войны и оба приехали в Выборг из провинции. В силу своей занятости Борис Моисеевич в театре Фурнэ сыграл всего в четырёх спектаклях: «Темп-1929», «Левша, «Святой и грешный» и «Ричард третий». Театр по мнению Бориса Певцова был скорее клубом для интеллигенции, туда всегда тянуло.
- Он был очень тёплый человек, а его талант был ненавязчивый, - рассказывает Борис Певцов о Фурнэ, - он всегда знал что нужно ставить.
И географически и духовно театр был нашим центром, - продолжает Борис Моисеевич, - Он мог крикнуть из окна Дома культуры: «Моисеич, зайди!». - С уходом Бори огни Дома культуры погасли. - Актёрам он всегда делал снайперские замечания, никогда их не насиловал, бросал актёру кость и уходил. Талант, как огонь освещал его изнутри, у него горел глаз и на сцене он был очень органичным. Каждый раз проходя мимо Дома культуры мне все время кажется, что откроется окно и от туда высунется Боря. Он в моем сердце.
Фурнэ уговорил Бориса Певцова сыграй в «Левше» бабку Мурышкину. Борис Моисеевич отказывался, думал, что у него не получится. На это Фурнэ ему сказал, что женщин играли великие актёры и что у него точно получится. Борис Певцов блестяще справился с ролью.
Юрий ЛАБЕЦКИЙ приехал в Выборг в 1987 году, начал искать контакты и сразу познакомился с тремя «Б». Режисером Борисом Фурнэ, архитектором Борисом Соболевым и Борисом Певцовым, есть такая профессия Борис Певцов. Фурнэ запомнился ему как добрый и открытый человек.
- Я ему завидовал, наш театр был тогда ориентирован на детскую публику, - признается Юрий Лабецкий, - но я делал своё дело, он своё.
Юрий Лабецкий уже 38 лет руководит театром «Святая крепость» и считает, что Фурнэ и Устинов заложили в нашем городе любовь к театру и подготовили базу для того, чтобы его театр смог состояться. Сейчас в театре работает 60 человек, труппа состоит из 30 человек. Борис Петрович собирался ставить у себя в театре пьесу Роберта Тома «Восемь любящих женщин», но отказался от этой затеи и передал этот текст Лабецкому.
- Каждое время требует своих героев, - считает основатель и бессменный руководитель театра «Святая крепость» Борис Лабецкий, - Фурнэ сделал своё дело с очень большим театральным вкусом».
 
 
 
 
 
 


Рецензии