Цитадель. Эпилог. 27

   Командор прошелся по главной зале, оглядывая стены и потолок. Стяги и гобелены шевелились будто живые, наблюдая за ним. Большая люстра, а именно громадное колесо телеги со свечами, вдруг начало раскачиваться в такт его передвижений. Люди, сидевшие вокруг камина и остальные, расположившиеся по всему периметру старых стен залы, и ожидавшие его слов, стали креститься.
-Налейте всем! – приказал Командор, - сегодня уже нет причин для беспокойства. Псы сбежали. Карл, сними, Бога ради, стражу со стен! Я хочу, что бы все братья… о да, Клер, и сестры Ордена, были здесь и послушали, что я всем вам скажу.
   Оруженосцы прошлись с кувшинами вина вдоль рядов молчавших и как-то сразу помрачневших рыцарей. Кто-то брякнул оловянной кружкой о щит и попросил простой воды. Командор лишь одобрительно кивнул в ответ на просьбу.
Наконец, вернулся Карл. Он пропустил внутрь тридцать лучников и рыцарей и, прикрыв тяжелую дубовую дверь, уселся прямо на ступенях с кубком вина в руке.
-Итак! Все тут? Все с кем мы вместе делили счастье и горе эти десять лет. Ваше преподобие! Серж! Прочтите нашу клятву - молитву.
   Маленький священник встал со своего места и, выйдя на середину зала, раскинул руки в коричневой рясе:
-Господь, Отец наш, Всемогущий и Всевидящий!
Обетом, данным Тебе, рыцарями и оруженосцами Креста,
Мечниками, лучниками! Солдатами ставшими во имя Иисуса Христа!
Клянемся служить Тебе по мере сил и умений наших!
Обличены мы указом и доверием Твоим! 
Мы Око твоё и мысль твоя на этой Драгоценной Земле!
Исполняя наш Долг по Желаниям твоим!
И сообразно с Верою нашей…
Мы клянемся служить Тебе, как и Ангелам твоим,
Всеми своими силами и по указанию Твоему!
До тех пор пока ты не призовешь нас к себе,
И не воздашь нам, грешным, по делам нашим и заслугам перед Тобою!
Аминь!
- Аминь! – все поднялись как один, стукнув себя кулаками в грудь, и снова опускаясь на место.
-Благодарю тебя, брат наш! – кивнул капеллану Командор и окинул взглядом весь зал. Все замерли в ожидании.
-Хлебните из кубков! – приказал командир и искренне рассмеялся - А то выглядите как никчемные шуты на моих похоронах!
Это несколько сняло тяжкое напряжение и многие позволили себе выдохнуть.
-Братья, мои! Никогда у нас не был тайн между собой, кроме Главных тайн Ордена Тамплиеров! Увы, не все из вас успели достигнуть должной для посвящения в них, душевной стойкости и озарения, но.… Но у вас есть ваши командиры и наставники, кто со временем откроется вам в этих секретах нашего Ордена, если будете исправно соблюдать наши обычаи и помнить клятву. Посему слушайте меня все! Это последний приказ именем Ордена всем вам!
   Бойцы зароптали и заволновались, выражая свои сомнения и чувствуя что-то неприятное.
-Тихо! Тихо, братья, мои. Уже неделю назад как, я был извещен иерархами Ордена. По всей стране начались гонения и притеснения тамплиеров. Папские псы завыли у наших  ворот, но это лишь только начало! Они не остановятся и не успокоятся, пока не разрушат Цитадель и наше Братство…
-Тихо! – шум в зале заглушил его последние слова.
-Да заткнетесь вы или нет?- рявкнул Командор, как когда-то в бою. – Слушайте меня! Вы меня знаете, вы мне верите! Вы помните, что я никогда не тратился вами понапрасну и сейчас этого делать не хочу и не стану… Тихо!... Сержанты, наведите порядок тут! Кто-то может, слишком много выпил из вас? Так у меня хватит еще сил и власти что бы подвесить таких на воротах!... Так-то лучше.
   Сержанты встали со своих мест и теперь пристально оглядывали сидящих бойцов. Полная тишина наступила в зале, лишь было слышно, как потрескивают свечи на люстре и как сонно причмокивает малышка Марго на руках у Клер.
-Нас не так много, что бы удержатся на этой Земле. Поэтому! И это не моё решение, но… я с ним соглашусь! Мы уходим. Да, уходим… что бы вы не думали. Небольшими отрядами, забрав с собою наследие и секреты Ордена, вы пойдете в мир. Кто-то на север к Тевтонцам, кто-то на юг к Мальтийцам… они наши братья и примут нас, без всякого сомнения.  Есть у меня в мыслях и те, кто уедет в Англию…или еще дальше, через океан. Избранные братья пойдут на Восток к Славянам! На сегодняшний день Орден не хочет ваших смертей понапрасну! Он хочет ваших жизней во имя Господа и во имя того во что мы верим!
   Люди уже не роптали, а подавлено сидели, теребя своё оружие, и поглядывая друг на друга. Командор покачал головой, видя настроений бойцов.
-Посмотрите на меня! Посмотрите! – призвал он. – Если тут сейчас найдутся горячие головы, кому такой план не нравится… с теми, я клянусь, мы сядем на лошадей и отправимся биться против всей Франции и Инквизиции! Сколько это продлится, я, увы, знаю. И если вы скажете мне – веди нас! Я поведу. Но…жду того что вы все же примете обдуманное решение, братья мои. Итак?...
   У Клер на руках вдруг расплакалась дочь. Она виновато посмотрела на Командора и принялась ее утешать.
-Знак! – промолвил капеллан и осенил себя крестом, - она плачет по нам.
-Неправда! – воскликнул Этьен, - она плачет от радости, что жива!
-Всё, братья! Я решил, вам только исполнять во имя Господа и Ордена нашего! Сержанты берите списки, распределяйте людей! Забирайте из погребов золото и ученые свитки, согласно назначению. Выходить отрядами будете ночью… так безопаснее. За дело!

   В зале у огня камина молча сидели лишь несколько человек. Через слюдяные оконца было слышно, как Карл Смирный во дворе командовал сборами и давал наставления уходящим отрядам.
-Так это всё, Командор? – спросил с горечью Гийом.
-Наверное да, братец. А как, кстати, ваши дела, Этель?
-Спасибо, сир! У нас все хорошо. Алекса только не взяли с собою, что бы вам представить.
-Он бойкий малыш, мессир, - добавил за женой Гийом.
-Отменно. Вы красивая пара. Передай мальчишке мой меч и научи владеть, хорошо?
-Но, командир…
-Делай, боец, и не возражай! Этель, он, смотрю, совсем от рук у тебя отбился….
-Нет, мессир! - леди улыбнулась, - Гийом наш щит и меч! Мы все под ним ходим.
-Тогда хорошо. Ну а вы что носы повесили? Этьен, Клер!
-Сир!- вновь обратился Гийом к Командору, - С вашего позволения. Заберем их в Мюнхен. Замок наш большой. Всем хватит места.
-Хорошая идея, а, Клер?
-Сир…
-Только Этьена в баню городскую не отпускай одного.
-Вы шутите всё…
-А вы всё хнычите? Ну что случилось такого, что нужно черным окна завешивать?
-Ну как же… Цитадель, братья, вся наша... семья.
Рыцарь плеснул в кубки вина всем.
-Как? Да так вот получается. Но все живы покуда и здоровы! Ох, дети вы все тут. Дети! Ведь главное не эти камни, что вокруг нас! И главное не в том, рядом мы с вами стоим на стенах или за тысячи лиг друг от друга… Все равно мы все вместе, поймите же вы, наконец! Да, Жанна?
-Да! – сказала скромная девушка в берете, - но…
-Я знаю! – Командор посмотрел ей в глаза, - ты особенно мне дорога, потому что именно из-за тебя меня услышал Господь и дал мне возможность уверовать в силу простой молитвы и слова.
-Когда молишься вместе, Командор…
-Вместе… Однако на тебе, Жанна, печать Бога и ты еще много что сделаешь для Франции! Серж?
Капеллан до этого смотревший на огонь, очнулся от своих раздумий.
-Без всякого сомнения. Я смотрел сейчас на пламя, и мне виделось… Жанна иди не оборачиваясь назад. А мы с Алексом всегда окажемся в нужный момент рядом, что бы поддержать тебя! Или же ты поддержишь нас верой и словом своим.
-И мы! Да?- пробормотала Клер, баюкая Маргариту, - только дайте знать.
-Без всякого сомнения!- добавил Гийом, обнимая свою Этель, - И пусть мы уходим из нашей крепости, и пусть скоро всё здесь зарастет травой и бурьяном, но нас будут помнить эти камни. Они будут помнить - Братство Цитадели.
-Аминь!- осенил себя крестом маленький священник.

  Неделю спустя к Цитадели снова собралось большое войско. Опять Лагурзак безумствовал под стенами и грозил всем карой Небесной. Командор и Карл стояли на стене меж каменными зубцами и перешучивались.
-Смотри-ка как его распирает! Того гляди лопнет.
-Жаль, сир, что собак всех барону подарили! Вот бы сейчас пустить свору на него…
-Карл, ну будь ты милосерден к животным! В тот раз псы его покусали, так три дня  болели. Ну что?
-Пригласим их в гости! – усмехнулся Карл и перерубил веревку подъемного моста…
Рухнул мост на первых двадцать,
Под собой их схоронив!
Лагурзак лишь бесновался
В стену замка молотив!
И в открытые ворота,
С криком бросилась толпа,
Отыскать они хотели
Хоть кого-то для суда!
Только двор пустой их встретил,
И грошами устлан пол!
Грабить и набить карманы,
Каждый был из них «должон».
Дрались псы, в грязи валялись,
Отнимая, злясь, хрипя!
Там они все и остались, 
Когда вздрогнула земля!
В казематах Цитадели
Порох и селитры воз,
Подпалил кто-то от свечки,
Превратив их всех в навоз.
...
Серж стоял на косогоре,
Видел огненный финал,
И молившись о народе,
За узду коней держал.
Появились рядом двое:
-Узок наш подземный ход!
Обнялись все разом трое,
Ждал их новый уж поход.
Не спеша поднялись в седла,
Обернулись на пожар...
Но никто из них не плакал,
Просто дым в глаза попал...


сентябрь-ноябрь. 2019.


Рецензии
ах, как давно это было!
когда мужи могли произносить клятву-молитву...

Нимитта   19.07.2023 15:29     Заявить о нарушении
Думаю, когда верили в Бога и людей.

Алексей-В-Макаров   19.07.2023 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.