Осиновый колышек

 

Осиновый колышек

У меня есть дача. Любимая дача. В этом году была холодная весна, сухая и с ветрами. Всё росло очень плохо. А сейчас льют теплые дожди, и всё пошло в рост. Как говорила актриса  Нина Сазонова в фильме «Живёт такой парень», дескать: в огороде «…всё и прёт, и прёт…», так и я могу сказать, что теперь всё попёрло. Стебельки хиленькие, а соцветия вполне приличные, да ещё тяжелые от дождя. Особенно у флоксов, которые стали гнуться. Что делать? Нужно подвязывать. А колышков нет, и взять негде. Решила с одного края грядки вбить трубу (нашлась подходящая), с другой стороны – кол, что поддерживал яблоневые ветки приспособила. Надо бы ещё хоть один колышек в серединку, а где его взять? И малина вся попадала: тоже надо к чему-то подвязать. Проблемы, проблемы.
  У меня с одной стороны огорода неухоженный участок. Прежние хозяева изредка приезжали. Люба что-то сажала, пока маленький домик, типа времянки, не обрушился. 
  Года четыре тому назад этот участок купили новые хозяева. Но они ни разу не появлялись. Их управляющий начал деятельность: вырубили все берёзки, даже фруктовые деревца не пощадили, выкорчевали кустарник, убрали останки домика. Чистота! Раньше росло много подберёзовиков и волнушек. Саша - сосед с участка, расположенного с другой стороны, в грибной сезон рано-рано утром делал обход Любиной дачи. Теперь грибы куда-то исчезли. Исчез и управляющий. Правда, перед исчезновением он нанял гастарбайтеров, и те нарыли по периметру участка ям для будущих заборных стоек, скосили траву. Участок стал совершенно голый.
 На этом освоение участка закончилось.  Зато началось освоение участка осиновыми деревцами. Уже выросли три небольших рощицы: две рядом с моим участком, третья - с противоположной стороны.
  Деревца, чуть маленький ветерочек подует, трепещут своими листочками. Так что участок сейчас выглядит симпатичным: цветущий Иван-чай, над которым дрожат осиновые листочки. Деревца ровненькие и по толщине многие уже годятся на колышки.
  Сама бы я, возможно и не додумалась  их применить у себя, а, если бы и додумалась, то, пожалуй, не решилась бы: всё-таки чужой участок. Но тут сосед Саша говорит:
  - Цветы подвязать надо бы.
  - Да, не только цветы, у меня малина полегла, да колышки все поизносились, а заменить нечем. И деньги есть: можно брусочков купить хотя бы для малины, но некому привезти. Сын укатил в отпуск, да он и не может, т. к. нет багажника, а из-за нескольких брусков платить за доставку, очень накладно.
  - Зачем такие сложности, да ещё с расходами. Бруски в цветах – грубо. А рядом, смотрите, какие замечательные колышки! Хозяевам всё равно придётся их убирать. А вы под самый корешок срубите, корень со временем сгниёт. Так что вам ещё спасибо скажут.
  Я присмотрелась. И вправду многие деревца, ну, в самый раз. А что? Саша дело предлагает. Пошла за тяпкой типа мотыги и за топором. Конечно, хоть и молодое деревце, но пришлось повозиться: возраст, знаете ли, сказываться начал. Увы! За восемьдесят перевалило. Кошмар! Однако справилась. Отпилила кривой кусок, что у корня был, отрезала верх  (пойдёт для мелких колышков),  получился замечательный колышек. Я решила поступить по науке: очистить от коры. После высыхания кора начинает трескаться, отшелушиваться: вид становится неряшливым. А та часть, что в земле, с корой быстрее сгнивает.
  Я уселась на диванчик, взяла острый ножичек, стала вспоминать, как мы в детстве делали красивые тросточки: где подрезать кору, чтоб она легко снималась – со стороны комля или со стороны вершины? Ага, со стороны комля. Отлично.
 Подрезала немного и потянула полоску коры. Идёт легко. Но, что это? Кровь! Откуда кровь? Когда это я успела порезаться? И почему я ничего не почувствовала?
  Я внимательно осмотрела руку. Ничего нет, ни царапины. Но откуда взялась кровь? Струйка! О, господи, да что же это такое? Размышляя, я, тем не менее, автоматически надрезала ещё полоску и потянула. Кора снимается замечательно, а под корой…., под корой опять кровь. Настоящая, алая кровь! Дрожащей рукой я надрезала очередной участок, потянула. Да, опять та же кровь. И мне почудилось, что мой колышек ойкнул или охнул. Я замерла. Почудилось? Послышалось? Или, в самом деле, полено страдальчески переносит мои истязания? Я с дрожью в руках снова немного надрезала кору. Потянула.        Не поняла: простонало оно или нет, но то, что полено тяжело вздохнуло – это точно. Это я и услышала, и почувствовала. Вот и кровь хлынула. Кровь течёт по каким-то сосудам израненного деревца.
   Господи, как она, наверно страдает, эта несчастная осинка?! Да что же это такое? Никогда не видела, не знала и не могла предположить, что дерево может кровоточить. Но, если есть кровь и есть сосуды, по которым она движется, то должно быть и сердце, которое кровь вырабатывает и гонит по сосудам? Я вспомнила, что как будто почувствовала какое-то биение. Наверно, у осинки есть своё не похожее на наше, сердце. Оно - тонкое и в виде чулка. Но, где оно?
  Ой! Эта осинка – живое дерево! Нет, живое не как растение, а именно, как существо, то есть как одухотворённое. Я смотрела на кровавые потёки, и мне стало плохо. Очень плохо. Я – убийца! Меня затошнило. Я осторожно положила полено на диван, прикрыла тоненьким ковриком, которым мы застилаем диван, и пошла в домик. Легла, закрыла глаза, и мне уже мерещится, что я с руки, вернее с тоненькой детской ручки кожу сдираю. Я встала, места себе не могу найти. Кинулась к Интернету, прочитать про осину. Всё есть: и что это осина очень быстро приживается, и, что быстро растет. А главное – это её лечебные свойства. Оказывается, все противовоспалительные средства, в том числе популярный аспирин и антибиотики делаются на основе переработки различных частей дерева: что-то из корней, что-то – из листьев, а многое из коры. Объясняют, как аккуратно снять кору, но ничего не пишут о том, что… под корой. Откуда и что это за кровавые струйки? Всё-таки, я права, думая, что у осины есть сердце, но оно тоже в каком-нибудь вытянутом состоянии. Раз есть сосуды, наполненные кровью, то и сердце должно быть. И, видимо, большое, раз она столько хорошего от себя отдаёт людям.
   Да. Странное дерево. Что-то уж очень много общего у него с людьми. И живёт она не как деревья: от 500 до 3000 лет, а как человек 80-100 лет. Оно подвержено и болезням. И тогда оно не доживает и до 40 лет. При этом осина как русская женщина очень вынослива. Она может жить на болоте и легко выдерживает пожары. Она как Азиатские женщины очень плодовита. Может за несколько лет освоить значительную территорию, образовав густые заросли. Кого-то она любит и помогает, а кого-то не любит и по-своему борется. Люди испокон веков считают, что осина мистическое дерево: оно борется с нечистой силой, защищает человека.
  Так что в характере осины и в её поступках очень много общего с человеком. Ведь до сих пор никто достоверно не может сказать: откуда взялся человек, от чего он произошёл. Может у нас с осиной одни и те же предки? Почему я так прореагировала на осиновую кровь? Почему она у меня сразу ассоциировалась с людской? Это ведь не просто так. Даже там, где кровь стала подсыхать, она, как и человеческая, становилась бурой. И канавки, по которым она протекала, явно были видны. Выходит, осиновая кровь текла по сосудам с большим давлением, поэтому она так и хлынула. Я лежала на диване и мыслила, мыслила, мыслила. И ничего толком не домыслила.
   Заскрипела входная дверь. Кто-то пришёл. Ну, кто ещё кроме моей любимой соседки Наташи. Вот, она мне поможет. Она практична, критична, категорична.
  - Ну, привет! Чего валяешься? Погода хорошая, надо ловить момент: поработать как следует. Дел-то много.
  - Я не могу. Я кого-то убила.
  - На жабу что ли наступила? Ну, чего ты такая расстроенная?
  - Говорю тебе, я кого-то убила. В осине кого-то убила.
  - Да, точно тебе сегодня нельзя работать: перетрудилась так, что крыша маленько сдвинулась. Или, не маленько?
  - Тебе смешно. Поди на улицу, посмотри на диване лежит полешко осиновое. Оно всё в крови. Понимаешь?
  - Понимаю, сильно поранилась? Перекись есть у тебя?
  - О, Господи! Да не я поранилась, я осину ранила.
  Тут мне пришла в голову гениальная мысль.
 - Слушай, Наташа, я думаю, что Карло Коллоди*, ну тот, что написал « Приключения Пиноккио», так он тоже увидел живое существо в осиновом полене. Просто, чтоб его люди не посчитали сумасшедшим, он это передал людям в виде сказки. Посмотри, посмотри: настоящая кровь течёт по осиновым сосудикам.
  - Ну, точно, рехнулась подружка.
 Она вышла. Я за ней. Она взяла полено и уставилась на него. Потом покрутила, глянула на меня, снова на осиновый колышек. Потрогала кровь пальцем, понюхала.
  - Я не знаю, что это за алые потёки, но кровь не человеческая.
  - Я и не говорила, что она человеческая. Просто, раз есть сосуды с осиновой кровью, значит, есть и осиновое сердце, и значит осина, не осина, то есть не дерево в нашем понимании, а живое существо. А я его убила, потому что мне нужны колышки.
  - Хм! И куда ты этот колышек должна была вбить?
  - Вон туда. Видишь, флоксы как согнулись, скоро до земли достанут.
  - А чего это они у тебя такие тонкие? У меня вроде крепче. Правда, у меня ещё почему-то не цветут. Не переживай, водичка стечёт, будут суше и выпрямятся.
   Она взяла колышек, топорик, ленточки, нарезанные из бывшего платья, пошла к грядке, вбила колышек, натянула на все три колышка ленточки в двух уровнях, которые хорошо удерживают не только флоксы, но и какие-то ромашковидные цветочки.
  - Ну вот, теперь тебе в зелени эти сосудики не будут видны. Успокойся, нельзя быть такой эмоциональной. Придумает же ерунду всякую, лишь бы попереживать. Побереги свою, а не осиновую нервную систему. Пошли, чайку попьём, да надо ещё хоть что-то поделать.
   Я поставила чайник, достала печенюшки. Вот и чай закипел, я разлила, а Наташа всё это время молчала.
  - А знаешь, правда, очень странное чувство вызывает вид этих прожилок, будто из крови. Это только в этой осинке, или такая кровеносная система у всех осиновых деревьев? Давай посмотрим? Тебе же ещё колышки нужны.
  - Сегодня не могу. Мне надо смириться с этим. В другой раз.
  - Ну, как знаешь.
  Мы допили чай, посидели молча. Наташа встала и с некоторым раздражением сказала:
  - Вечно с тобой что-нибудь происходит. Ну, я пошла.
      И ушла. А я осталась со своими неразрешёнными проблемами. И колышков нет, и больше не хочу их добывать таким путём. А главное: никак не отпускает чувство виновности и неприятное ощущение, будто я скальпировала кого-то.
   Я вышла во двор. К забору подошёл Саша.
  - Мне показалось, что вы стали вырубать осинки. А смотрю, вроде и нет. Да, не смущайтесь, говорю вам: ещё и спасибо скажут. Лариса Александровна, нельзя быть такой щепетильной.
   - Да, нет, Саша. Тут дело - в другом.
  Сама думаю, рассказать ему или нет? Меня, моё состояние, он точно не поймёт, этот «хохол с Донбасса», как он теперь себя называет в шутку. Он – добрый человек, мне всегда поможет. Но моё эмоциональное состояние он не поймёт. Это – однозначно. Ещё и пальцем у виска покрутит, рассказывая жене.
  - Так почему не рубите, не понял?
  - Как вам сказать, Сашенька. Понимаете, я одну осинку вырубила, начала снимать кору, а под корой на стволике… Ну, как бы это сказать? Под корой …кровь!
  - Какая кровь?
  - Осиновая! Понимаете, что-то очень похожее на человеческую кровь, и мне как-то стало не по себе. Не могу другие рубить.
  Саша задумался.
  - Так, что это за кровь? Я что-то не очень понял.
  - Да, не знаю я. На древесине алые потёки, как будто кровь. И я чувствую себя как-то нехорошо. Вроде с живого чего-то кожу сдираю.
  - Так не сдирайте и все дела.
  - Теперь я ничего не поняла.
  - Так вырубайте себе осинки на здоровье, только кору не снимайте. У неё кора не как у других деревьев. Она долго держится как свеженькая. Прочная. На несколько лет хватит При вашей жизни не сгниёт. Оставляйте кору, да и все дела. А то малину жалко. - Чуть-чуть подумал. – А что? Все осинки такие? А! Да-а! Вы же не хотите больше сдирать кору. А я как-нибудь проверю. Ну всё, Марина зовёт… Рубите, рубите, не бойтесь, - добавил он обернувшись.
   Ну, что ж. Можно считать, что проблема решена. Надо только к этой мысли привыкнуть. И я, успокоившись, пошла спать.
  Прошло два дня. Острота восприятия осиновых кровеносных сосудов притупилась, и я приступила к работе с колышками. Несколько штук срезала и, не снимая коры, вбила туда, где они особенно необходимы.
  Наступил вечер. По телевизору ничего интересного не было, спать не хотелось, и я вышла на свежий воздух. После дождичка запахи чувствуются особенно сильно. Мне очень нравится запах флоксов. У меня их посажено много и в разных местах. Сижу на диванчике и наслаждаюсь ароматом флоксов. Тишина. Хорошо. По тёмному небу проплывают облака. Вот они закрыли луну, стало темно и сказочно. Вот снова она засветила во всю мощь своего круга. Видно, как машут шапками шикарные флоксы.
   Я зажмурилась и вдруг явственно услышала чей-то вздох. Прислушалась. Ещё чуть уловимый вздох и вроде с тихим стоном. Я напрягла слух, пытаясь понять, что это за звуки, и откуда они исходят. На огороде дышать некому, и я вышла на дорогу. Никого. Тишина. Никаких вздохов. Вернулась, села на диван. Слух напрягся так, что заломило ушные перепонки. Вот опять вздох, чуть уловимый. Это – с той стороны. А вот лёгкий стон. Это уже с этой стороны. И тут я поняла, что звуки эти издают мои осиновые колышки. Ну, точно. Звуки идут именно оттуда, где я их сегодня вбила. Я подошла к каждому в отдельности. Да. Это так. Сомнений быть не может. Меня опять охватило чувство вины, и я попросила прощения, объяснила, что у меня другого выхода не было, попрощалась с колышками и пошла спать.
  Долго ворочалась: не могла уснуть. К утру забылась. Проснулась бодрая, хорошо выспавшаяся. Поздним вечером я опять села на диванчик и начала слушать тишину, пытаясь уловить вчерашние вздохи. Но, как я ни напрягалась, ничего в этот вечер не услышала. Мои колышки, видимо, смирились со своей участью. Я со своей – тоже. В том смысле, что я осталась опять без колышков. Однако время покажет. Возможно, я переступлю через свои эмоции. Ведь растущие растения тоже хотят жить, и просят помощи. И кроме меня им никто не поможет. Подождём немного.


P.S.
 Прошло уже несколько лет, как я написала этот рассказик. И вдруг мне попалась статья про историю создания сказки «Приключения Пиноккио» Оказывается, жил в Тоскане реальный человек Пинокко Санчес (1790 – 1834гг), которого считали деревянным человечком. Это был карлик с протезами вместо ног и деревянным носом, заменившим свой сломанный. Про него то и хотел Карло Коллоди написать роман, а получилась всемирно известная и всеми любимая сказка.
:


Рецензии