Первородный грех. Ответственность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ШАНС НА БУДУЩЕЕ

(Бней Ноах. О проблеме "первородного греха" и сущности зла)



Краткое содержание.

Г-дь попускает существованию зла для того, чтобы люди научились самостоятельно решать существующие технические, медицинские, экологические, юридические, политические и организационные проблемы. Тем более, что многие из них люди создают себе сами. Г-дь Б-г верит в человечеством исходит из того, что все существующие проблемы и задачи, стоящие перед ним, имеют решение в рамках естественного. Просто нужно развивать технологии и соответствующую законодательную базу.

Как добиться всеобщего благополучия в современном мире? Ответ на этот вопрос одновременно очень прост и чрезвычайно сложен. Для обеспечения процветания человеческого сообщества ему необходимо всего лишь преодолеть свой животный безудержный эгоизм, научится немного ограничивать себя в чем-то, чтоб потом получить вдвойне. Недаром древние греки говорили, что главное в человеке – чувство меры. Но животная составляющая души не даёт ему это сделать. Страх, лень, неуверенность в будущем заставляют человека нарушить принцип самоограничения, брать от природы и от других людей больше, чем ему на самом деле надо. Отдельные люди и человеческое общество в целом часто выбирают путь изменения окружающего мира не с целью его совершенствования и тем самым улучшения своей среды обитания, а с целью увеличения потребления за счет необратимых изменений в природе, в отношениях между людьми, между Б-гом и людьми, нарушая все этические и нравственные законы. Это все образно и метафорически изображено в истории о запретном плоде и древе познания добра и зла (проблеме самоограничения и чувства меры – самой главной проблеме человечества). Человечество пошло по пути развития общества потребления, вначале для единиц, затем для миллиардов. Стремясь построить на Земле рай без Б-га, рай за счет других, человечество совершило много ошибок и ещё много совершит.
Человечество пошло по пути проб и ошибок, и Б-г с уважением принял это наше решение, мало того, продолжает нам помогать. В человеке заложен такой потенциал, что он в итоге может выйти из этой борьбы за жизнь победителем, окрепшим и духовно зрелым.
Видя все зло, что творится в мире, многие спрашивают, почему Б-г всё это допускает. Но причем здесь Б-г? На данный момент при современном уровне развития технологий почти не осталось не решаемых проблем и человечество в состоянии не допустить или минимизировать все то зло, что есть в мире. Разве Б-г виновен в голоде при современном уровне развития сельскохозяйственных технологий? Виноват ли Б-г в войнах, в межнациональных конфликтах, экологических и социальных проблемах? Все эти проблемы люди создают сими себе, но и они решаемы, нет только воли и желания их решить. Но решать все равно придется, за нас это никто не сделает. Кто из родителей делает за ребёнка уроки, и какой тренер будет поднимать штагу за спортсмена. На самом деле всё это и есть путь проб и ошибок, выбранный человечеством, такова тернистая дорога его духовного возрастания. Добро и зло настолько переплелись в человеке и в человеческом обществе, что отделить одно от другого практически невозможно. Не будь в средневековой Европе эпидемий чумы и холеры, не развивалась бы наука о гигиене и медицина. Тяжело смотреть на детей, больных от рождения, но и у них своё святое предназначение. На них отрабатываются, причем, как правило, успешно, технологии лечения и реабилитации. Эти технологии затем успешно служат людям, которые родились здоровыми, но получили инвалидность в результате несчастных случаев или болезней. Если бы не войны и развитие военно-промышленного комплекса, не имели бы мы многих технологий, без которых современная комфортная жизнь была бы невозможной.
Обращение Б-га к Адаму «не ешь с древа познания добра и зла, ибо смертью помрешь» - это на самом деле призыв ко всему человечеству выбирать правильный путь своего развития. И выражение, что Б-г создал Адама бессмертным, означает следующее: Всевышний наделил людской род таким набором свойств и параметров, которые могут обеспечить человеческой популяции в целом бессмертие и процветание при естественной смене поколений. То есть, бессмертным создан не отдельный индивид, а именно человеческий род, и только при условии, что человечество будет выбирать правильные пути развития в гармонии с Б-гом, окружающей средой и внутри себя. Каждый день мы стоим перед выбором этого пути: убрать ли за собой мусор в лесу, помочь ли ближнему, выйти ли на субботник и посадить дерево или остаться дома у телевизора. Такой же выбор стоит перед государствами в целом: нападать ли на маленькую нефтеносную страну с целью экспроприации её активов или нет, охранять окружающую среду или получить сиюминутную прибыль в виде конкурентных преимуществ, развивать ли капитализм и хищное общество потребления или социализм и социальную справедливость и так далее.
Каждый из нас стоит перед выбором Адама и от каждого из нас в большей или меньшей степени как частицы Адама зависит судьба человечества и вселенной. Человечество постоянно стоит перед выбором варианта своего развития, то есть грех Адама – это также не единовременное событие истории, перманентный процесс, процесс выбора.
Один цадик в разговоре с ребенком высказал мысль, что человек верит в Б-га, а Б-г в свою очередь верит в человека. Если же Б-г, зная слабости человека, но и зная потенциал, заложенный в каждом из людей, верит в человека, в смысле в человечество, то тем более мы обязаны верить и мы. Отчаянию не должно быть места. Все разговоры о скором конце света, о грядущем апокалипсисе происходят от малодушия, отчаяния, нежелания нести ответственность за бездействие, равнодушное созерцание зла и неверие. А поскольку вера без дел мертва, то и дела наши должны быть соответствующие – творить милость, суд и правду по мере своих сил каждый на своём месте, и тогда апокалипсис никогда не случится. И дай Б-г, чтобы мы создавали как можно меньше поводов для непосредственного сверхъестественного божественного вмешательства.
Впрочем, это всего лишь моё мнение, и я с ним не согласен.


Рецензии