Гаскелл
За перо Гаскелл взялась уже после замужества. В 1837 г. увидел свет ее стихотворный очерк «Среди бедных». Уже здесь явственно обозначились две темы, которые всегда будут глубоко волновать писательницу – жизнь промышленных рабочих и доля женщины в современной Англии. Затем последовал долгий перерыв. В 1847-1848 гг. Гаскелл под чужим псевдонимом публикует в журналах три своих рассказа. Они обратили на себя внимание критики, а первый ее роман «Мэри Бартон» (1848) стал для современников настоящим откровением. Никогда еще в английской литературе не изображалась с таким реализмом тяжелая, полная каждодневных страданий жизнь фабричных рабочих. С потрясающей правдивостью Гаскелл описала хорошо знакомые ей грязные манчестерские трущобы, где дети постоянно умирают от голода, а взрослые – от тифа и туберкулеза.
«МЭРИ БАРТОН» (1848). Это один из первых социальных английских романов на «рабочую» тему. Вначале рассказывается о том, как доведенные до отчаяния рабочие возлагают все свои надежды на парламентскую реформу. Главный герой Джон Бартон становится видным чартистом, его делегируют в Лондон, чтобы вместе с представителями других промышленных городов вручить депутатам хартию с требованием реформ. Но члены парламента отказываются даже выслушать рабочих. Тогда Джон примыкает к группе чартистов, проповедующих террористическую борьбу. На него выпадает жребий убить сына ненавистного всем фабрикантам Карсона. Но, убив юного Гарри, Бартон не испытывает никакого торжества. Напротив, преступление окончательно ломает его и доводит до смерти, потому что Бартон не может жить с сознанием совершенного им тяжкого греха. (Впрочем, преступление его оказывается не совсем бессмысленным: в старшем Карсоне после гибели сына пробуждаются муки совести и он переживает нравственное перерождение).
Вышедший в 1853 г. «Крэнфорд» разительно отличался от «Мэри Бартона». Описав в первом романе подлинный земной ад, Гаскелл обратилась к изображению далекой от социальных потрясений, спокойной и размеренной жизни провинциального городка.
«КРЭНФОРД». Этот трогательный, написанный с замечательным мягким юмором роман вводит нас в мир небольшого провинциального городка. Тон общественной жизни в нем задают «амазонки» - почтенные добропорядочные женщины, вдовы и старые девы. Рассказ о царящих здесь нравах вложен в уста Мэри Смит, которая состоит в дружбе с самыми авторитетными представительницами «крэнфордской аристократии». Роман распадается на шестнадцать небольших очерков, каждый из которых посвящен какому-то важному событию, а вместе они представляют собой хронику больших и малых, грустных и забавных происшествий, имевших место на протяжении восьми или десяти лет. Первая глава «Наше общество» знакомит нас с наиболее важными крэнфордскими дамами: высокородной и чопорной миссис Джеймисон, энергичной мисс Деборой Дженкинс (две эти дамы задавали общий тон, и к их мнению всегда прибегали в затруднительных случаях) и ее младшей сестрой, сентиментальной и мягкой мисс Мэтти, деятельной мисс Пулл и некоторыми другими. Кроме того рассказывается о добром и отзывчивом капитане Брауне, единственном мужчине, который был принят в этом дамском кружке и потому пользовался там непререкаемым авторитетом. К несчастью, капитан вскоре погиб: спасая ребенка, он угодил под поезд. Его младшая дочь мисс Джесси осталась без всяких средств к существованию, но вскоре очень удачно вышла замуж за своего старого поклонника майора Гордона.
В третьей главе «Давняя любовная история», повествование обращается к мисс Мэтти Дженкинс, превратившейся после смерти ее старшей сестры в главную героиню романа. Мэри Смит узнает от мисс Пулл, что когда мисс Мэти была еще юной девушкой, к ней сватался богатый фермер мистер Холбрук. Дженкинсам этот брак показался унизительным (как никак, отец Деборы и Мэтти был городской священник!) и потому не состоялся. В результате Мэтти так и не вышла замуж, а Холбрук остался холостяком. Спустя много лет (ей уже пятьдесят два года, а ему около семидесяти) они случайно сталкиваются в лавке. Старые чувства (не иссякшие за прошедшие десятилетия) вновь пробуждаются в их душах. Мисс Мэтти наносит визит на ферму Холбрука и постоянно думает о нем. Спустя некоторое время Холбрук внезапно умирает, а мисс Мэтти с тех пор начинает носить вдовий чепец.
В главе «Старые письма» мисс Мэтти разбирает старую переписку – письма ее родителей, которыми они обменивались еще до заключения брака. А в следующей «Бедный Питер» она рассказывает Мэри о своем несчастном брате Питере. Старый мистер Дженкинс мечтал сделать его своим приемником и готовил к карьере священника. Юноша отличался насмешливым характером. Однажды он переоделся в платье сестры, завернул в одеяло подушку и стал с ней, словно с ребенком, разгуливать около дома, немало шокировав почтенных обывателей. Мистер Дженкинс, застав его за этим занятием, собственноручно отколотил сына своей тростью. В тот же день Питер бежал из дома, уплыл в Индию, и вскоре его следы затерялись.
В главе «Визиты» с добродушной иронией рассказывается о нескольких званных вечерах, которые крэнфордские дамы устраивают друг для друга, а также о переполохе, вызванном приездом к миссис Джеймисон ее родственницы леди Гленмайер. Глава «Сеньор Брунони» посвящена другому важному событию – прибытию в Крэнфорд фокусника и тому изумлению, с которым дамы взирали на его искусство. Затем следует забавный рассказ «Паника»: крэнфордские дамы поражены слухами о шайке грабителей, орудующих в городе, и несколько дней пребывают в паническом ужасе. Но все их мнимые страхи забываются, когда они сталкиваются с настоящими неприятностями. Добрые женщины узнают, что фокусник Брунони болен, что его жена и дочь сидят без денег, и спешат помочь им. Брунони оказывается на самом деле отставным сержантом Брауном, многие годы прослужившем в Индии. От его жены Мэри узнает о «добром ага Дженкинсе», который когда-то спас ей жизнь. Ей приходит в голову мысль: а может быть этот Дженкинс пропавший брат мисс Мэтти?
Вскоре Крэнфорд потрясен новым известием: леди Гленмайер объявила о своей помолвке с доктором Хоггинсом! Дамы шокированы этим неравным браком, а миссис Джеймисон ссорится со своей родственницей. Но тут мисс Мэтти постигает неожиданный удар: объявлено о банкротстве Городского и сельского банка, в котором ее покойная сестра поместила все их сбережения. На старости лет бедная женщина остается без всяких средств к существованию. Весь город потрясен этим известием. Служанка Марта наотрез отказывается покинуть свою хозяйку и продолжает заботиться о ней. Крэнфордские дамы (многие из которых совсем небогаты) устраивают подписку и собирают средства, чтобы она могла продолжать жить в своем доме. Кто-то скупает на аукционе и возвращает хозяйке самые дорогие ее вещи. А когда мисс Мэтти решает начать торговлю чаем, весь город начинает покупать чай только в ее лавке. Между тем Мэри пишет в Индию к таинственному «ага Дженкинсу» и сообщает ему о несчастье, постигшем его однофамилицу. И ее догадка оказывается верной! Через несколько месяцев в Крэнфорд возвращается без вести пропавший Питер, много лет проведший в Индии и заработавший там хорошие деньги. Теперь за благополучную старость мисс Мэтти можно не волноваться. Последняя глава «Мир нисходит на Крэнфорд» рассказывает о приезде в город супругов Гордон, которые устраивают званный вечер. Мистер Браун развлекает гостей фокусами, а Питер мирит между собой миссис Джеймисон и новоявленную миссис Хоггинс.
****
В том же 1853 г. писательница опубликовала роман «Руфь», где рассказала о судьбе молодой девушки, обманутой и брошенной светским повесой, своим любовником – тема весьма рискованная для чопорной викторианской Англии. В романе «Север и Юг» (1855) Гаскелл опять поднимает злободневные социальные темы и рисует широкую панораму современного ей английского общества. В центре повествования исполненная христианской доброты «южанка» Маргарет Хейл и холодный, рационально мыслящий «северянин» Джон Торнтон. Она – из сельской, аристократической Англии. Он – из буржуазной, предпринимательской семьи. Оба по-разному смотрят на мир, но возникшая между ними любовь («Север и юг» считают одной из лучших любовных историй, созданных английскими романистами середины XIX века) приводит к глубинным сдвигам в мировоззрении, заставляет обоих взглянуть на жизнь другими глазами и, в конце концов, делает обоих лучше и добрее.
В 1857 г. Гаскелл выпустила жизнеописание Шарлотты Бронте, которую хорошо знала, и с которой находилась в оживленной переписке. Написанная на огромном фактическом материале биография Гаскелл по сей день остается одним из основополагающих трудов в мировом бронтеведении. Последние романы Гаскелл «Поклонники Сильвии» (1863) и «Кузина Филлис» (1864) – две очень разные, мастерски рассказанные любовные драмы, героями которых стали простые люди. Роман «Жены и дочери» остался неоконченным. Умерла писательница в 1865 г.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100
Свидетельство о публикации №219111300313