Не пересечь черту

НЕ ПЕРЕСЕЧЬ ЧЕРТУ

(Бней Ноах. О справедливости и правосудии)

Рабан Шимон бен Гамлиэль говорил: «Три условия – залог существования человечества: правосудие, честность и добрососедство. Как сказано: «Честно и справедливо судите ради мира [между вами] в ваших вратах» (Мишна, трактат Авот, глава 1, Мишна 18).
Как видно, правосудие и честность в данной мишне стоят впереди, а добрососедство – после них, поскольку оно является, в некотором роде, производным от первых двух. То есть, если мы хотим добрососедских отношений с окружающими, то мы должны поступать с ними честно и справедливо. Это верно не только в отношениям между отдельными людьми, но и в отношениях между народами, государствами. Даже с теми, с которыми у нас были конфликты, остались неразрешенные споры, иначе нам не избежать повторения ошибок прошлого. Основной принцип Эдома, христианской и постхристианской цивилизации - «Победитель получает всё (Winner take all)» - в корне противоречит принципам Святого Писания, и именно он является причиной большинства конфликтов. Только объективный анализ с честными выводами угоден Всевышнему. Только такой подход, сопряженный с соблюдением формальных процедур установления справедливости, позволяет найти истинную причину конфликта, защитить обиженного и наказать виновного.
В контексте приведенной выше Мишны стоит рассмотреть одну из самых трагических страниц истории Европы первой половины ХХ века – отношения немецкого и польского народов, допущенные ими ошибки и преступления.
По результатам Первой мировой войны в состав Польши вошло множество земель, где проживало этническое немецкое население. Кроме того, некоторые польские племена (кашубы, мазуры, силезцы и гуралы) имели с немецким народом традиционные дружественные отношения и отнюдь не горели желанием становиться часть польской нации. В период между Мировыми Войнами эти группы населения с потакания, попустительства Англии и Франции подвергались дискриминации, погромам, грабежам и самым варварским формам геноцида (людей, как католиков, так и протестантов резали, жгли, изгоняли с насиженных мест). Особенно в провоцировании погромов отличился Э;двард Рыдз-Сми;глы.
Нет сомнения, что Германия, исходя из принципов милосердия и справедливости, была просто обязана остановить эти безобразия путем оккупации Польши. Земли, населенные немцами и пронемецкими славянскими племенами, несомненно, должны были войти в состав Германии. Но при установлении справедливости необходимо было действовать по закону с соблюдением формальных процедур. После оккупации Польши Германское правительство обязано было провести референдумы в отдельных регионах с немецким и пронемецким населением и только по результатам этих референдумов (а они были бы безусловно положительными) включить их в состав Германии. Этого сделано не было.
Кроме того, необходимо, несомненно, было провести тщательное расследование всех инцидентов погромов, отнятия имущества, изгнания немецких поселенцев с земель в период с 1920 по 1939 годы и по результатам расследования жестко, но справедливо наказать виновных: кому казнь, кому лишение свободы и депортация, кому штраф и денежные иски. Но и этого сделано не было. Вместо этого германские оккупационные власти начали проводить политику жесткой дискриминации всего польского населения, кроме названных выше племен, обвинив весь польских народ в геноциде этнических немцев.
Данные действия германской оккупационной администрации были нарушением заповеди судопроизводства, попранием принципов справедливости и правосудия. Немецкие оккупационные власти предпочли тщательному справедливому правосудию месть и расправу, вели себя ничем не лучше польских правительств, а может даже и хуже. В результате немцы из жертвы превратились в преступников. Они допустили обобщенный подход к польскому народу, а Тора предусматривает исключительно индивидуальную ответственность за преступления. Обобщенный подход - все поляки..., все цыгане..., все фаламши... - это и есть фашизм.
Обобщенный подход противоречит понятию справедливости, более того, это является профанацией понятия справедливости, и, следовательно, мерзость перед Б-гом.
Ведь в погромах немцев по всей Польше в межвоенный период в той или иной мере участвовали несколько десятков тысяч, все знали их имена, знали, чем они владеют. Их и надо было наказать.
Немецкие власти мстили за своих убитых, изгнанных, ограбленных. Но месть и справедливость – понятия далеко не тождественные.
Несомненно, действия польских правительств по отношению к немецкому и пронемецкому населению в период между войнами были преступными, варварскими, спровоцировавшими рост национализма в Германии (хотя до сих пор они не расследованы и не осуждены международными институтами). Но такими же преступниками в итоге оказались и представители германской администрации. А все из-за того, что они , подобно полякам, следовали своим животным националистическим инстинктам, а не принципам Писания. Это урок всем нам.


Рецензии