О предопределении и загробной жизни

О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

На определенном этапе жизненного пути каждый человек задумывается о смерти, вечности и своём месте в ней. Поскольку иудаизм является религией жизни и оптимизма, то иудейские богословы учению о загробной жизни не уделяют так много места, как представители других религий, где загробное существование поставлено во главу угла. Согласно иудаизму, назначение человека – наполнять и преобразовывать в цветущих сад наш прекрасный материальный мир, создавая в нем жилище внизу. Но, тем не менее, поскольку проблема посмертного существования волнует многих, этому моменту следует уделить немного внимания.

Библия называет человека «душой живою». Согласно мнению мудрецов Торы, эта душа состоит из множества частей-оболочек разного уровня. Она, условно говоря, напоминает собой качан капусты. Наше физическое тело представляет собой самую нижнюю, грубую часть-оболочку души.

Согласно иудаизму, душа после смерти расстается с телом. В период с третьего по тридцатый день происходит суд человека за действия его рук, ног и глаз, после чего души праведников направляются в рай, а души грешников проходят очищение а аду, где посредством мук и страданий происходит исправление души и очищение от зла, которое пристало к ней. Кроме того, в аду эти души выполняют определенную работу по исправлению ущерба, который они нанесли себе при жизни посредством преступных действий или бездействий. В конечном итоге, по завершении двенадцати месяцев со дня смерти, подавляющее большинство душ удостаиваются своего места в раю, и лишь незначительная часть душ наказывается до тех пор, пока не уничтожится окончательно.

Небольшая часть души, практически обезличенная, участвует в цепочке перевоплощений, выполняя определенный предназначенный ей объем задач в материальном мире. Описаны истории, когда человек вспоминаем о якобы своих прошлых воплощениях. Но в данном случае речь идет, скорее всего, не о перевоплощении, а о, своего рода, одержимости. Душа умершего, не найдя покоя или желая выполнить определенную функцию на земле, подселяется в какого-либо человека и через него вступает в контакт с материальным миром. Как правило, такая неупокоенная душа подселяется в ребенка или, в более редких случаях, в ослабленного болезнями взрослого.

Как видно, учение иудаизма о посмертной участи душ в значительной степени отличается от соответствующего учения большинства христианских и мусульманских богословов, которые столетиями пугают народы вечными адскими муками, тем самым держа их в подчинении, подавляя волю и инициативу. В их представлении, Всевышний – это злой Б-г, который, зная наперед поступки человека, его действия и мысли, заранее выпускает людей в мир, обрекая в итоге большинство из них на вечные страдания в геене огненной. Их Б-г жестокий, не оставляет за человеком права на ошибку, на свободу мысли и совести. Базовая же предпосылка иудаизма состоит в том, что Бог хочет всем только добра, не придирается к людям, судит их по справедливости, не желает никому зла, и не жалеет награды.


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ

Тринадцатый принцип веры Рамбама гласит: «Безоговорочно верю в то, что мёртвые вернутся к жизни, — тогда, когда того пожелает Творец, благословенно имя его, — и да будет превознесено имя Его всегда, во веки веков».
Для того чтоб приблизится к пониманию данного обетования нужно определиться, что есть живой человек, а что есть мертвый. С религиозной точки зрения живой человек – это душа, облечённая в тело, а мертвый – душа, лишенная тела. Пока человек жив, он может не только воспринимать информацию, но и принимать решения, делать выбор, действовать, меняя материальный и духовный мир вокруг себя. При загробном существовании душа может воспринимать информацию, но делать выбор, принимать и осуществлять решения она не в состоянии. То есть наше бренное тело есть оболочка души, позволяющая ей выполнять эти функции.
Из Святых Книг следует, что обещанное воскресение из мертвых – это придание душе новой оболочки, которая позволит ей выполнять описанные выше функции. Эта оболочка нового типа будет обладать во многом принципиально иными свойствами, чем наше теперешнее материальное тело, хоть внешне будет напоминать его. Исходя из хасидских источников, можно предположить, что душа в этой оболочке приобретет некоторые свойства ангелов. Как и ангелы, она сможет общаться с людьми и помогать им, мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, принимать те или иные материальные образы, но при этом, как человек, будет, в отличии от ангелов, обладать свободной волей, самостоятельно принимать и осуществлять решения, сможет при необходимости делать выбор. Уже сейчас, по всей вероятности, такими свойствами обладают души многих праведников, таких как пророк Илия, ребе Нахман ме-Уман, святой Альтер Ребе. И, следовательно, возможно не ошибаются те хасиды, которые говорят, что Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон уже жив.
Массовое всеобщее воскресение может произойти только тогда, когда человечество будет к этому готово, достигнув определенного духовного уровня. Кроме того, согласно Писаниям (Бытие 5:24, 4-я Царств 2:11) теоретически и теологически представляется возможным процесс, при котором отдельным праведникам удаётся избежать смерти. Их физические оболочки постепенно или одномоментно преобразятся в оболочки нового типа. С течением тысячелетий, по мере роста духовного уровня человечества, это явление станет приобретать более распространённый характер.


ДВА СУДА БОЖИИ


В Писаниях и религиозных доктринах основных аврамистических религий говорится о двух судах Божиих. Первый, который постигает каждого сразу после смерти, и второй, который состоится в мессианское время. В чем же смысл двух этих судов.
Согласно учению раввина Кука, не только отдельные личности, но и народы совокупность людей всех поколений являются субъектом диалога между Богом и человечеством. Отсюда и концепция двух судов.
После того, как каждый из нас покинет этот мир, он будет судим в период с третьего по тридцатый день, очищен адом от земных грехов в течении года после смерти, затем награжден за дела праведности райским блаженством, а потом, когда придет время, воскреснет в принципиально новой оболочке, новом теле, сходным с нашим, но обретшим многие интересные свойства. Это есть суд первый, и он касается каждого человека лично.
Второй же суд состоит с том, что наши народы как совокупности людей всех поколений так же подлежат суду божиему. «И будет Он судить народы, и обличит многие племена (Исайя 2:4) Те народы, у которых дел праведности оказывается больше, продолжат существовать как нации, как самобытные цивилизации. Те же народы, у которых заслуг меньше, не получат удела в будущем мире как народы, то есть утратят свои государственные институты, растворяться среди других. Хотя отдельные личности, отдельные представители этих народов будут процветать – каждый из них по отдельности пройдет через личный суд, наказание, награду и воскресение из мертвых в теле нового типа, как описано выше. Но разве это счастье, процветать без своего народа и вне его?


О ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Отрицть загробый мир, как и делать из него культ - ошибка.

Псалом 15:10 Ибо ты не оставишь души моей в аде...

Этот стих псалма говорит нам о том, что ада избежать трудно, но о том, что ад не вечен, а временный. Ибо преступление конечно, и наказание за него конечно. И это логично, ведь Бог бесконечно справедлив, а справедливость требует соизмеримого с проступкам наказания. С проступками ограниченного существа не соизмеримо неограниченное наказание. А христиане и мусульмане построили свои религии на страхе перед вечными муками ада, что явно противоречит Писаниям.


Рецензии