Темная сторона монотеизма

ТЕМНАЯ СТОРОНА МОНОТЕИЗМА

(Бней Ноах)

Краткое содержание:

С точки зрения иудаизма, все духовные и материальные сущности не являются полностью самостоятельными, поскольку являются частью Всевышнего, хотя на определенном этапе «сгущения», «отделения и сжатия» у них может появиться иллюзия самостоятельного существования. Поэтому распространенным недостатком последователей монотеизма является тот факт, что с их точки зрения благодарность может быть направлена к Б-гу и только к Б-гу, поскольку в их представлении все материальные явления, страны и народы являются лишь объектами претворения воли Всевышнего.


Известно, что большинство языческих религий признает наличие Предвечного Б-жества, личностного или безличного, некоего Абсолюта, который тем или иным образом явился Первоисточником существования всего сущего, материальных и духовных миров. В представлении язычников, у каждого физического явления и объекта материального мира есть духовная надматериальная сопровождающая сущность-покровитель. В их представлении Предвечный отдал мир на попечение этих сущностей, которые вполне самостоятельны, а сам минимизировал своё влияние на материальный мир. Сущности либо сами решают возникающие проблемы в мирах, либо выступают в качестве посредников между материальным миром и Предвечным. Поскольку они являются вполне самостоятельными, то молитвенные обращения язычников направлены в строну этих сущностей, посредников и покровителей
Что же касается иудаизма, то в его представлении есть только Б-г, он один и нет ничего кроме него. Все духовные миры и материальный мир (который также является своеобразной, «грубой» формой духовности), Г-дь, условно говоря, творил из части самого себя, путем постепенного «сгущения» (удаления и сжатия, согласно Тание Альтер Ребе). С точки зрения иудаизма, все духовные и материальные сущности не являются полностью самостоятельными, поскольку являются частью Всевышнего, хотя на определенном этапе «сгущения», «отделения и сжатия» у них может появиться иллюзия самостоятельного существования. В представлении иудаизма, каждого объекта и явления материального мира есть надматериальный сопровождающий субъект, его «покровитель». Но поскольку эти сущности не самостоятельны то молитвенные обращения к ним не имеют смысла: все молитвы обращены у Источнику, Предвечному. И это логично. Не станет же человек просить руку другого человека подать ему стакан воды; это хоть и может привести к положительным результатам, но это не совсем прилично – обращение должно быть направлено непосредственно к личности человека.

Ислам хоть является монотеистической концепцией, но с его точки зрения Г-дь сотворил мир из ничего, все творения (ангелы, объекты материального мира, люди) существуют отдельно от Создателя, хоть и под Его опекой, и вполне самостоятельны.
То есть, строго говоря, только иудаизм является настоящим монотеизмом.

Как было сказано выше, практикой язычников является обращение с просительными или благодарственными молитвами к духовным покровителям явлений и объектов материального мира или даже непосредственно к самим объектам. За дождь язычники благодарят небо, за урожай – землю, за удачный улов рыбы – реку или духовных покровителей данных объектов и явлений. А за оказанное определенным человеком, народом, государством или нацией благодеяние язычники благодарят данного человека, страну или народ. Умение благодарить – положительная черта политеистических концепций.

Что касаемо мусульман, то за природные явления они благодарят непосредственно Предвечного, но за оказанное благодеяние человеком, нацией или страной они благодарят непосредственно человека, народ или нацию, поскольку в представлении мусульман, как было сказано выше, человек является вполне самостоятельным объектом.

Согласно же представлениям многих последователей иудаизма, благодарность может быть направлена к Б-гу и только к Б-гу, поскольку в их представлении все материальные явления, страны и народы являются лишь объектами претворения воли Всевышнего (справедливости ради надо сказать, что такие взгляды распространены также среди последователей ислама и христианства, но не в такой мере ввиду неабсолютности их монотеизма).

Неблагодарность как системное и не имеющее решения явление в рамках монотеизма, а особенно иудаизма, имеет место быть, поскольку оно выплывает из самой логики монотеизма (есть только Б-г и нет ничего кроме Него), и признать наличие этого явления необходимо. Иначе может оказаться так, что по мере распространения иудейской формы монотеизма среди народов мира в опции для неевреев, в опции бней Ноах, мир может охватить эпидемия черно неблагодарности, а это вряд ли будет угодно Всевышнему.


Рецензии